Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реабилитация ИНВАЛИДОВ В РФ
Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является реабилитация и социальная защита инвалидов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни. Реабилитация инвалида – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Обеспечение техническими средствами реабилитации является частью реализации реабилитационных мероприятий. Основным механизмом осуществления всех реабилитационных мероприятий, установленных государством, является индивидуальная программа реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - разработанный комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма; восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида введена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации». Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро). Специалисты бюро (Федерального бюро, главного бюро) обязаны объяснить инвалиду (его законному представителю) цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину. В случае необходимости по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) в формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты. В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, гражданин может быть направлен для разработки или коррекции индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) в вышестоящее федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). В настоящее время вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отражены во многих разделах Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). К техническим средствам реабилитации инвалидов (ТСР) относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К видам технических средств реабилитации относятся: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь. Согласно рассматриваемой статье, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение статьи 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации было издано распоряжение от 30 декабря 2005 г. № 2347-р об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Этот перечень состоит из 3-х разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги. Раздел «Реабилитационные мероприятия» включает: · восстановительную терапию (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); · реконструктивную хирургию (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); · санаторно-курортное лечение; · протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов; · обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации). Раздел «Технические средства реабилитации» включает: · трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; · кресло-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные; · протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы; · ортопедическую обувь; · противопролежневые матрацы и подушки; · приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; · специальную одежду; · специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения; · собак-проводников с комплектом снаряжения; · медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; · сигнализаторы звука световые и вибрационные; · слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; · телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; · телефонные устройства с текстовым выходом; · голосообразующие аппараты; · специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); · абсорбирующее белье, памперсы; · кресло-стулья с санитарным оснащением. Раздел «Услуги» включает: · ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; · содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); · предоставление услуг по сурдопереводу. Выбор для инвалида технического средства реабилитации (его типа и вида), входящего в вышеуказанный перечень, осуществляется специалистами бюро МСЭ при формировании ИПР, при этом они должны руководствоваться медицинскими показаниями и противопоказаниями, а также наличием у инвалида соответствующих ограничений жизнедеятельности. Правительство Российской Федерации постановлением от 31 декабря 2005 г. № 877 утвердило Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Вышеуказанными Правилами определены: · порядок обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями; · перечень документов, предоставляемых в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) данной категорией граждан; · сроки рассмотрения уполномоченным органом вышеуказанных документов и уведомления граждан о постановке на учет, о получении гражданами направления на получение ТСР в организации, отобранной уполномоченным органом на конкурсной основе в установленном порядке; · правила владения и отчуждения у граждан ТСР; · порядок выплаты компенсации за ТСР, приобретенные гражданами самостоятельно; · порядок оплаты ремонта ТСР; замены или дальнейшего использования ТСР; · правила осуществления первичного и сложного протезирования, обеспечения ортопедической обувью; · порядок оплаты расходов, связанных с приобретением и использованием ТСР. Для обеспечения качества, надежности, безопасности предоставляемых инвалидам и ветеранам технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий в Российской Федерации приняты государственные стандарты. Некоторые из них посвящены общим вопросам. Так, ГОСТ Р 51079-97 (ИСО 9999-92) «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация» содержит реестр и классификацию технических средств реабилитации. ГОСТ Р 51632-2000 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие Технические требования и методы испытания» содержат технические требования, которые в общем случае применимы ко всем классам технических средств реабилитации, классифицированным в ГОСТ-51079-97. Для ТСР конкретных групп или типов требования могут быть дополнены или конкретизированы в нормативных документах на конкретные группы или типы ТСР. Настоящий стандарт разработан на основе Международного Европейского стандарта ЕН 12182: 1998 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие требования и методы испытания». В настоящем стандарте отмечено, что технические средства реабилитации инвалидов должны отвечать требованиям настоящего стандарта, а также требованиям государственных стандартов на группы, виды и отдельные типы ТСР. Исследования и обоснования разработки, разработка, производство, эксплуатация, ремонт, снятие с производства, сертификация ТСР должны отвечать требованиям ГОСТ Р 15.111. В стандартах на однородные группы ТСР, а также в исходных документах на разработку или (и) в технических условиях на ТСР конкретных типов (видов, моделей) должны быть установлены требования к характеристикам ТСР, включающие требования назначения, характеризующие свойства ТСР, в том числе показатели и параметры, обеспечивающие реабилитационный эффект; нормируемые показатели надежности; виды воздействующих факторов, в том числе виды климатического исполнения и их номинальные значения в зависимости от условий эксплуатации ТСР, при которых ТСР должны сохранять свои параметры назначения и надежности; требования радиоэлектронной защиты, требования эргономики и др. Указанные требования должны быть контролепригодными, что должно обеспечиваться приведением методов контроля (испытаний) соответствующих требований или ссылками на соответствующие стандарты. ГОСТ Р 15.111-97 регламентирует систему разработки технических средств реабилитации инвалидов и постановки продукции на производство. Имеется также большое количество государственных стандартов, регламентирующих методы испытаний протезов и их узлов, кресел-колясок, ходунков, костылей и др. (Приложение). Технические средства реабилитации являются важнейшим компонентом системы медико-социальной реабилитации инвалидов. Их значение особенно возрастает на этапе приспособления к сложным условиям окружающей среды при выраженных ограничениях жизнедеятельности. К техническим средствам реабилитации, облегчающим труд и быт инвалидов, относятся устройства, инструменты, оборудование или техническая система, которые, благодаря специальным свойствам, облегчают компенсацию или устранение ограничений способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности инвалидов, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма. Технические средства реабилитации выполняют различные функции: улучшение мобильности и устойчивости, разгрузку больного органа или сустава, фиксацию, улучшение опорности, нормализацию весовых нагрузок, облегчение движений и самообслуживания, сохранение удобного положения и др. Специальные свойства технических средств реабилитации определяются наличием в их конструкции технических решений, обеспечивающих учет специфических потребностей инвалидов. Использование инвалидом соответствующих технических средств и связанных с ними реабилитационных технологий способствует максимальной реализации реабилитационного потенциала инвалида. Основополагающей позицией обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должна быть их медико-функциональная и социальная адекватность. В зависимости от характера анатомического дефекта, органических изменений, функциональных расстройств технические средства реабилитации должны обеспечивать компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов. В то же время они должны способствовать реализации социального предназначения реабилитации, восстановления способности к самообслуживанию, передвижению, получению образования, трудовой деятельности, социальной адекватности. Понятие функциональной достаточности технического средства зависит от конкретных задач, решаемых с его помощью, – улучшение мобильности в квартире, на улице, самостоятельное обслуживание, участие в производственном процессе и т.д. Так, при грубом нарушении возможности передвижения функционально достаточной является кресло-коляска, улучшающая мобильность инвалида. Функционально достаточной для спортсмена-инвалида является спортивная кресло-коляска. Функциональная достаточность технического средства определяется его конструктивными и техническими возможностями, т.е. наиболее многофункциональные технические средства реабилитации максимально компенсируют ограничения жизнедеятельности человека. При определении функциональной достаточности технического средства реабилитации необходимо учитывать социальные факторы жизнедеятельности и среды обитания. Так, кресло-коляски, предоставляемые инвалиду в городской и сельской местности, должны отличаться по ряду параметров (устойчивость, преодоление препятствий и пр.). Под социальными критериями следует понимать определенные условия (совокупность условий), которые должны приниматься во внимание (в дополнение к установленным медицинским показаниям) при назначении инвалидам конкретных технических средств реабилитации в целях повышения эффективности восстановления способностей инвалидов к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентированию, общению, обучению и трудовой деятельности. Необходимо учитывать следующие основные социальные критерии: · социально-средовой – наличие развитой инфраструктуры жизнеобеспечения человека (город, село, малообжитая местность, наличие транспортных путей, систем энергообеспечения и связи, сервисных структур и т.д.); · материальный – возможность осуществления затрат, связанных с эксплуатацией технического средства реабилитации; · социально-бытовой – микросоциальное окружение инвалида, условия его проживания (обеспеченность жильем, проживание в семье или одинокое проживание, обеспечение безопасности для жизни инвалида, социальный статус инвалида и др.); · индивидуальный объективный – интеллектуально-образовательный и профессиональный уровень, социальную активность, коммуникабельность, состояние здоровья с точки зрения прогноза течения заболевания, общие физические способности с точки зрения занятия спортом, наличие вредных привычек, возраст); · индивидуальный субъективный – уровень притязаний инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации. Реализация вышеперечисленных и других мер правового характера поможет создать реальные условия для более полного обеспечения инвалидов всеми необходимыми техническими средствами реабилитации, облегчающими их труд и быт. Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, нормативы обеспечения утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. № 282 (с изм. и доп.).
|