Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы и направления стандартизации в здравоохранении
Как уже не раз подчеркивалось, главной целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества всех видов медицинской помощи, решение комплекса задач по сохранению и улучшению здоровья населения. Идеологической базой формирования системы стандартизации в здравоохранении являются следующие основные принципы: · Принцип согласия (консенсуальности): все субъекты — участники процессов стандартизации должны стремиться к единообразию формы и содержания нормативных документов. · Принцип единообразия: в системе здравоохранения должен быть установлен единый порядок разработки, согласования и использования нормативных документов по стандартизации. · Принцип целесообразности: требования должны быть целесообразными как с научной, так и с практической точки зрения и соответствовать федеральному и международному законодательству, современным достижениям науки и техники. · Принцип комплексности и проверяемости: требования, предъявляемые к различным объектам стандартизации, должны согласовываться между собой и быть проверяемыми объективными методами. Для реализации этих принципов при формировании системы стандартизации в здравоохранении должны быть решены следующие основные задачи: • нормативное обеспечение разработки и реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, других медико-социальных программ; • создание единой системы оценки качества медицинской помощи; • разработка номенклатуры медицинских товаров и услуг; • установление единых требований к условиям оказания медицинской помощи; • установление единых требований к учетной и отчетной документации; • установление единых критериев эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных процедур; • нормативное обеспечение метрологического контроля; • установление единых требований к лицензированию и аккредитации организаций здравоохранения; • разработка образовательных стандартов и единых требований к аттестации и сертификации специалистов; • разработка единых требований к информационному обеспечению систем здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; • создание и обеспечение функционирования систем классификации, кодирования и каталогизации в здравоохранении; • нормативное обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов. Исходя из перечисленных выше задач, основными объектами стандартизации в здравоохранении являются: • медицинские услуги; • производство, условия реализации, качества, безопасности лекарственных средств и медицинской техники; • требования к медицинскому, фармацевтическому, вспомогательному персоналу; • учетная и отчетная документация; • информационные технологии. В соответствии с этим в «Основных положениях стандартизации в здравоохранении» выделяются следующие 16 групп документов: Группа 1 — Общие положения. Группа 2 — Требования к организационным технологиям в здравоохранении. Группа 3 — Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения. Группа 4 — Требования к персоналу. Группа 5 — Требования к лекарственному обеспечению. Группа 6 — Санитарно-гигиенические методы контроля. Группа 7 — Требования к медицинской технике и изделиям медицинского назначения. Группа 8 — Требования к диетическому питанию. Группа 9 — Классификация и систематизация медицинских услуг. Группа 10 — Требования к оценке лечебно-диагностических и профилактических возможностей медицинских учреждений. Группа 11 — Требования к оказанию медицинских услуг. Группа 12 — Требования к профилактике заболеваний, защите здоровья населения от повреждающих факторов, охране репродуктивного здоровья и оказанию медико-социальной помощи. Группа 13 — Требования к качеству медицинских услуг. Группа 14 — Требования к экономическим показателям в здравоохранении. Группа 15 — Требования к документации в здравоохранении. Группа 16 — Требования к средствам информатизации в здравоохранении. Следует отметить, что выделенные группы не исчерпывают все возможности разработки нормативных документов в системе стандартизации в здравоохранении — группировка является открытой системой и может дополняться по мере необходимости новыми группами. Как уже отмечалось ранее, наиболее важным и сложным объектом стандартизации являются медицинские услуги. В рамках реализации совместного решения Госстандарта России, Минздрава Российской Федерации и Федерального фонда ОМС «По организации, координации и финансированию работ по стандартизации и сертификации в сфере медицинского обслуживания», принятого в 1995 г., и последующего решения коллегий Минздрава Российской Федерации, Госстандарта России и Совета исполнительных директоров ТФОМС (1997) была подготовлена «Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении». В этой программе впервые был поставлен вопрос о создании единой системы стандартизации в здравоохранении, формировании комплекса нормативных документов, обеспечивающих решение единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации медицинских услуг, повышении качества медицинской помощи, рациональном использовании кадровых и материальных ресурсов, оптимизации лечебно-диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировую лечебную практику. Этой Программой предусмотрено создание службы стандартизации в здравоохранении, обеспечивающей внедрение нормативных документов системы и контроль за исполнением содержащихся в них требований. Приказом МЗ РФ № 30 от 31.01.01 г. такая служба создана. В настоящее время контроль за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации в здравоохранении осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне отдельных организаций здравоохранения при проведении: • контроля качества медицинской помощи; • сертификации продукции и услуг в здравоохранении; • аккредитации учреждений здравоохранения; • лицензирования видов деятельности в здравоохранении; • сертификации (аттестации) специалистов; • инспекционных проверок. Основными видами контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении являются ведомственный и вневедомственный контроль. Этот контроль осуществляется: • Министерством здравоохранения и социального развития РФ; • органами управления здравоохранением; • фондами обязательного медицинского страхования; • лицензирующими органами; • учреждениями здравоохранения, фармацевтическими предприятиями и организациями, аптечными учреждениями; • предприятиями по производству медицинской техники; • органами Госсанэпиднадзора; • иными уполномоченными организациями. Контроль осуществляется в двух формах — путем проведения: · сплошных и · выборочных проверок. Сплошные проверки проводятся при лицензировании, аккредитации, сертификации, в других случаях осуществляются выборочные проверки. При проверках проводятся экспертный анализ, технический осмотр, измерительный контроль, испытания, идентификация и другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Для проведения экспертизы, согласования и принятия нормативных документов системы стандартизации в Министерстве здравоохранения создан специальный Экспертный совет Минздрасоцразвития России по стандартизации в здравоохранении. В составе Экспертного совета действуют 9 профильных комиссий (по организационным технологиям в здравоохранении, по препаратам крови и трансплантатам и т. п.). Органы контроля утверждают уполномоченных по качеству в здравоохранении: • уполномоченного по качеству медицинской помощи; • уполномоченного по качеству в сфере обращения лекарственных средств; • уполномоченного по качеству медицинской техники. Основные задачи уполномоченных по качеству в здравоохранении определены приказом МЗ РФ № 30 от 31.01.01 г. Организационно-методические и информационные функции в сфере стандартизации выполняет лаборатория проблем стандартизации в здравоохранении Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Вместе с тем по мере развертывания работ по стандартизации следует ожидать, что объем задач возрастет многократно и возникнет необходимость создания Федерального центра стандартизации в здравоохранении. Федеральный центр позволит накапливать и распространять информацию о научных исследованиях и практических результатах в области стандартизации в целом и лицензирования, аккредитации, сертификации в частности; послужит информационной и методологической базой для разработки нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, в первую очередь — протоколов ведения больных, табелей оснащенности организаций здравоохранения, образовательных медицинских стандартов и др. Функции контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов в области стандартизации в здравоохранении целесообразно передать в " региональные центры стандартизации в здравоохранении", которые должны иметь статус государственных (некоммерческих) организаций.
|