Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические исследования трудовой деятельности






В современной социологии сложилось два методологически раз­ных подхода и соответственно две группы методов сбора первичной социологической информации. Речь идет о так называемых количественных, или «жестких», методах, которые можно отнести к числу традиционных, и качественных методах.

 

Первые - направлены на изучение проблем социального взаимо­действия между структурами, социальными институтами и организа­циями, т.е. описание и объяснение обобщенных данных. Вторые предназначены для получения знаний о личном опыте, переживани­ях, чувствах конкретных людей, а не статистически усредненного индивида. Это знания, основанные преимущественно на понима­нии, психологической интуиции и интерпретации. Например, зна­ние о той или иной социальной общности, являющейся объектом исследования, может быть получено в результате изучения индиви­дуальных судеб представителей этой общности, особенностей их восприятия и поведения в рамках общего социального контекста - данной социально-исторической ситуации.

К числу количественных методов относятся три больших класса методов сбора первичной социологической информации: наблюде­ния, анализа документов и опроса.

Наблюдение - это прямая непосредственная регистрация собы­тий очевидцем. В отличие от обыденного наблюдения, как правило, хаотичного и фрагментарного, научное наблюдение подчиняется следующим требованиям:

• подчиненность цели и задачам исследования;

• соответствие заранее составленному плану и определенной про­цедуре;

• систематизированная фиксация данных наблюдения в протоко­лах и дневниках;

• доступность информации, полученной путем наблюдения, про­верке на обоснованность и устойчивость.

Анализ документов. В социологии документом принято называть любую информацию, зафиксированную тем или иным способом (рукопись, фото, кино, видео, печать). Документ - это не обяза­тельно официальные материалы. Запись частного лица в дневни­ке - для социолога - такой же документ, как и приказ директора завода.

Документы делятся наличные и безличные. К личным относятся те, которые содержат информацию, относящуюся к конкретному человеку. Например, разнообразные документы персонального уче­та сотрудников организации (учетные карточки, заполняемые на со­трудников организаций отделами кадров, анкеты и бланки, заверен­ные подписью, резюме, рекомендательные письма, характеристики, заявления и т.п.).

По признаку юридического статуса документы делятся на: офици­альные и неофициальные. Официальные документы, как правило, имеют стандартизированную форму, сопровождаются подписью дол­жностного лица или группы лиц, обладающих правом такой подписи. Большей частью официальные документы являются безличными. Но могут быть и личными, если, например, становятся частью материаловсудебного разбирательства. Неофициальные документы — это глав­ным образом материалы личного свойства, названные выше, или без­личные материалы, составленные частными лицами по собственной инициативе, например мемуары известных деятелей.

В зависимости от источника информации документы делятся на: первичные и вторичные. Первичные документы основаны на данных фиксации событий. Вторичные — являются ре­зультатом определенной, иногда вносящей искажения, обработки первичных документов. Первое и главное правило: необходимо четко различать описание событий и их оценку. Второе — попытаться путем анализа выяснить намерения, ко­торыми руководствовался составитель документа. Третье — знание метода получения первичных данных. Четвер­тое— знание и учет обстановки, в которой составлялся документ.

Следующие правила полезны при оценке достоверности личных документов. Сведения, содержащиеся в личном документе, заслужива­ют доверия, если: а) никак не затрагивают интересы автора документа; б) наносят определенный ущерб автору; в) в момент «регистрации» были общеизвестны; г) недоброжелательно оцениваются автором.

Метод контент-анализа — это метод количественного анализа текстовых документов. Его суть состоит в выделении смысловых единиц текста, их последующей статистической обработке и смыс­ловой интерпретации ее результатов. В качестве смысловых единиц анализа текста используются:

• понятия, термины (экономические, технические, политические, правовые, моральные и т.п.);

• тематика (инфляция, преступность, бюрократизация, экология, экономический рост и т.д.);

» имена известных деятелей и их основной род деятельности (биз­несменов, руководителей крупных предприятий, государствен­ных чиновников высокого ранга, политиков, военных, «звезд» искусства, спорта);

• названия общественных групп (работодатели, наемные работни­ки, пенсионеры, интеллигенция);

• общественные события, процессы, названия официальных доку­ментов;

• апелляции к потенциальному адресату текста — социальной группе, категории (женщинам, беженцам, молодежи и др.) и смыслы этих апелляций.

Основой выделения тех или иных смысловых единиц текста яв­ляются цели, задачи и гипотезы исследования.

Надежность инфор­мации, получаемой посредством контент-анализа, обеспечивается:

1) достаточной полнотой объема выделяемых смысловых единиц;

2) контролем обоснованности содержания смысловых единиц, осу­ществляемым с помощью экспертов, и использования независимо­го критерия; 3) проверкой на устойчивость данных путем кодиро­вания текста разными кодировщиками на основе единой инструк­ции.

Опросные методы относятся к числу наиболее распространен­ных, известных и популярных методов сбора первичной социальной информации. Поэтому в массовом сознании людей любой опрос ас­социируется с социологическим исследованием. Существуют два класса опросных методов: интервью и анкетный опрос.

Интервью- это метод опроса, основанный на непосредствен­ном общении исследователя или лица, выступающего от его имени (интервьюера), с опрашиваемыми (респондентами). Характерная особенность интервью, не всегда осознаваемая участниками, - вли­яние (большее или меньшее) интервьюера на мнение и поведение респондентов. С этим обстоятельством связаны главные методоло­гические и методические трудности применения интервью. В прак­тике социологических исследований используется много разновид­ностей интервью. Они различаются по таким признакам, как: сте­пень формализации, содержание беседы, техника проведения, особенности процедуры проведения и способ организации. Знакомство с классификацией интервью, в основе которой лежит признак «сте­пень формализации», позволяет лучше понять его особенности как метода сбора социологической информации. На основании данного признака выделяют: свободное интервью (клиническое, психоана­литическое), глубинное, фокусированное, стандартизированное и полностью формализованное интервью.

Свободное интервью - это интервью, в котором четко задана тишь его тема Остальные параметры интервью - формулировки и последовательность вопросов, направления развития темы, продол­жительность беседы - определяются интервьюером. Эти особенно­сти свободного интервью обусловливают требование высокой ква­лификации интервьюера. Поэтому свободное интервью проводится, как правило, самим исследователем. Данный вид интервью не при­меняется при массовых опросах, а чаще используется при опросе эк­спертов, на стадии предварительного ознакомления с объектом ис­следования в целях уточнения методики проведения и структуры вопросника.


Глубинное интервью несколько более формализовано по сравне­нию со свободным. В отличие от него оно опирается на заранее оп­ределенныйкруг вопросов.

Фокусированное интервью применяется при изучении мнений от­носительно конкретно заданной ситуации, того или иного фрагмен­та социальной действительности, например, забастовки авиадиспет­черов, или принятие нового трудового кодекса и т.д.

Стандартизированное интервью наиболее целесообразно при оп­росах больших групп респондентов. Стандартизация интервью мо­жет касаться не только порядка вопросов и ответов на них, но и ус­ловий, обстановки, места и времени его проведения.

С точки зрения техники постановки вопросов выделяют интер­вью с закрытыми вопросами и интервью с открытыми вопросами. Открытый вопрос - это вопрос, ответ на который самостоятельно формулируется респондентами. Закрытый вопрос - это вопрос, со­провождаемый набором готовых ответов на него.

При определении содержания и других требований к интервью учитываются также такие обстоятельства, как:

• стадия исследования (пилотажное интервью, контрольное, ос­новное);

• статус опрашиваемых (должностные лица высокого ранга, эксперты, рядовые граждане, военные и т.п.);

• количество одновременно опрашиваемых лиц (групповое интер­вью, массовое, индивидуальное);

• способ фиксации ответов.

Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях: а) когда необходимо получить большой объем информации; б) если объект исследования — общественное мнение, представления людей; в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.

При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помо­щью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвер­жены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкрет­ных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэто­му любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки.

Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к рес­понденту (введения), собственно вопросника и так называемой пас­портной части.

Назначение обращения к респонденту — разъяснить ему цель ис­следования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понят­ным, избегать панибратского, заискивающего или ложно довери­тельного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать воз­можность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Надежность информации, получаемой как с помо­щью интервью, так и анкетного идругих форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.

При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего, его функциональную роль как средства получения информа­ции об объекте исследования, наиболее подходящие для достиже­ния этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Воп­росы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осве­домленности в той области, которая относится к предмету исследо­вания. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы сво­ей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»).

Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оце­нок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и без­личной формах.

Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «техно­логические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов — содей­ствовать решению главной задачи исследования. К их числу отно­сятся контрольные вопросы, вопросы - фильтры, а также вопросы - ловушки.

Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые — для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведом­ленных людей. Третьи — помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации.

Программные вопросы — это вопросы, непосредственно нацелен­ные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос.

В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» — «мало», «хорошо» — «плохо», «сильно» — «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответству­ющих свойств оцениваемых событий..

Еще одно общее требование к расположению вопросов анкеты состоит в том, чтобы смысловые блоки вопросов не различались су­щественно по своему объему.

Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, об­разование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Паспортная часть размещается в конце анкеты.

Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия при­кладного социологического исследования носит название пилотаж­ной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследова­ния заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявят­ся их нарушения.

В основе качественных методов социологического исследования лежит представление об уникальности жизненного опыта, особен­ностях восприятия и поведения отдельных людей в рамках общего социального контекста. Если количественные методы акцентируют­ся на сборе данных, позволяющих получить усредненныеколиче­ственные характеристики тех или иных социальных множеств, кате­горий и групп, и построении соответствующих моделей, то качественные методы сосредоточиваются на описании конкретных судеб реальных людей в данной социально-культурной и социально-истори­ческой ситуации. Картина социальной действительности в этом случае предстает как своего рода калейдоскоп множества индивидуальных ми­ров, порожденных личным восприятием и переживанием одних и тех же событий. Качественные методы позволяют дополнить результаты, полученные с помощью количественных методов, и тем самым создать более полную картину изучаемого социального явления.

Критерием классификации качественных методов является объект исследования, поскольку именно он определяет способы сбора данных и обработки полученной информации. Наиболее распространенными методами качественных исследований являют­ся: case study, этнографическое исследование, устная история, исто­рия жизни, биографический метод, история семьи, метод фокус- групп, метод grounded theory.

Охарактеризуем коротко каждый из методов.

• Метод case study применяется для изучения небольших, замк­нутых социальных общностей, наблюдение внутренних механизмов функционирования которых с помощью стандартных средств силь­но затруднено. Выводы этого метода носят локальный, прикладной характер и используются для выработки рекомендаций по разреше­нию трудовых конфликтов или более эффективному функциониро­ванию локальных трудовых общностей.

• Этнографическое исследование заключается в детальном опи­сании каждодневной практики интересующих социолога соци­альных общностей в аспекте их культуры (ценностей, норм, языка, мифологии).

• Метод устной истории состоит в описании субъективного опыта переживания и осмысления определенных исторических со­бытий, в том числе историй трудовых организаций и коллективов.

• Метод истории семьи используется как средство изучения вза­имоотношения семьи и более широких социальных общностей, чаше всего общества в целом В социологии труда может быть полезным изучение трудовых династий как явления, характерного для социальных общностей крупных предприятий, имеющих длительную и насыщенную событиями историю.

• Метод истории одного человека — биографический метод — один из наиболее распространенных в качественной социологии. С технической стороны — это биографическое интервью, проводи­мое с целью построения рассказа респондента о своей жизни. Дан­ный метод используется для исследования процессов самоиденти­фикации, как, например, происходит процесс формирования иден­тичности индивида как работника или как члена трудового коллектива, какие события влияют на подобный процесс в наиболь­шей степени.

• Метод фокус-группы позволяет выявить различия в понима­нии определенной проблемы или события в жизни социальной об­щности разными группами людей, являющимися элементами дан­ной общности. Суть метода в организации и целенаправленном проведении групповой дискуссии. Он может быть использован как средство подготовки и принятия решения о реструктуризации тру­довой организации (предприятия, компании, подразделения, фили­ала) в условиях кризиса или банкротства.

• Назначение метода grounded theory - построение теоретичес­кой модели исследуемого социального явления на основе сбора раз­нообразных сведений о событиях, действиях и отношениях людей и их последующего поэтапного анализа и теоретического обобщения.

Принципиальное отличие методов в раз­нице исследовательских целей, фокусе и логике анализа. В исследовании, прово­димом с помощью качественного метода, цель состоит в понимании, интерпрета­ции, двигаясь от фактов к концепциям, выявляя субъективные значения, чувства. В то время как в исследовании, использующем количественный метод, задача об­ратная — дать объяснение причин, измерить взаимосвязи переменных, идя от аб­страктных понятий к фактам и событиям, наблюдать и статистически описывать факты, события.

Методика социологического исследования. Под методикой социо­логического исследования понимается стандартизированный, науч­но обоснованный комплекс программ исследования, процедур и операций, предназначенный для решения наиболее часто встречаю­щихся задач. Методика социологического исследования включает в себя средства сбора, обработки и анализа со­циальной информации различного характера и представляет собой совокупность предписаний, норм, правил, определяющих последо­вательность и содержание действий социологов, изучающих опреде­ленные аспекты социальной жизни. Методика, как правило, являет­ся конкретизацией того или иного метода или нескольких методов применительно к заданным условиям или управленческим задачам. Это специализированный практический инструмент получения нужной информации о каком-либо социальном процессе или пара­метрах (свойствах) социальной системы. Для решения одной и той же познавательной задачи может существовать несколько методик, опирающихся на разные методы сбора и интерпретации первичных данных. Например, в арсенале методик, используемых социологией труда, существуют различные методики анализа текучести кадров на предприятиях, методики оценки сплоченности трудовых коллекти­вов, методики исследования бюджетов времени работающего населения и т.д. Эти методики могут включать в себя применение как интервью, так и анкетного опроса, методы статистических наблюде­ний, использовать различные способы формирования выборочной совокупности.

Разнообразие методик, применяющихся для изучения одних и тех же социальных явлений или процессов, обозначаемых одним об­щим термином, объясняется многообразием условий, в которых они могут иметь место и, следовательно, причин, их вызывающих. Ме­тодика, успешно примененная в одних условиях, может оказаться непригодной в других.

Методика может служить не только научным целям и средством, регламентирующим исследовательские действия при изучении со­циального объекта, но также способом централизованного управле­ния, унификации действий, связанных с решением прикладных за­дач, относящихся к сфере управления человеческими ресурсами в отдельной отрасли экономики, корпорации, регионе, системе орга­низаций, отдельной организации. Такого рода методики носят на­звание типовых методик или методических рекомендаций. Они со­здаются социологическими подразделениями, входящими в состав названных субъектов управления, и имеют статус внутренних или ведомственных документов рекомендательного характера.

Анализ данных социологических исследований трудовой дея­тельности преследует цель проверить правильность исходных гипо­тез, сформулированных в программе и возникших на следующих этапах исследования, получить ответы на вопросы, вытекающие из проблемы исследования, а также выявить новые проблемы.

Процедуры анализа данных делятся на два класса в зависимос­ти от того, какого рода гипотезы лежали в основе исследования описательные или объяснительные. Если основу исследования со­ставили описательные гипотезы, то для анализа данных использу­ются дескриптивные способы: группировка или классификация и типологизация. Анализ данных, собранных для подтверждения объяснительных гипотез, осуществляется с помощью аналитико-экспериментальных процедур, позволяющих установить связи и за­висимости между переменными, посредством которых описывает­ся исследуемый объект или процесс.

Первый предварительный шаг анализа - группировкаили клас­сификация. Эти процедуры позволяют упорядочить данные, делают их более обозримыми и «читаемыми». Интересующие исследователя признаки-индикаторы объединяются в различимые по определен­ной логике группы и типологизация данных - это следую­щий, более высокий уровень обобщения, на котором осуществляет­ся оперирование не сочетаниями признаков-индикаторов, а соотно­симыми с ними понятиями.

Выделяют два типа группировки - простую и перекрестную. Простая группировка - это упорядочивание данных по одинако­вому признаку. В зависимости от гипотез можно сгруппировать дан­ные повозрасту, полу, образованию, квалификации, стажу работы, причинам увольнения, суждениям по поводу чего-либо и т.д. Перекрестная группировка - группировка по двум и более при­знакам используется для выявления наличия взаимосвязи между признаками. Результаты перекрестной группировки оформляются в виде таблиц (матриц) сопряженности, в которых отражаются частоты совместного проявления значений двух признаков, изменен­ных в данной совокупности единиц анализа. Строки таблиц сопря­женности соответствуют значениям одного из признаков, столбцы - значениям другого. Частота, указанная на пересечении строки и столбца, представляет собой число респондентов, имеющих значения по определенным признакам. В практике социологических исследований, как правило, стре­мятся выявить взаимосвязи более чем двух признаков. С этой целью строятся многомерные таблицы сопряженности, называемые также таблицами многомерного распределения, комбинационными и пе­рекрестными таблицами, Кластерный анализ — эффективный инструмент эмпирической типологизации, опирающейся на выявление устойчивых сочетаний множества признаков, поэтому он используется для решения задач, связанных с изучением свойств массовых социальных процессов.

Теоретическая типологизация — это обобщение признаков соци­альных явлений посредством конструирования идеальной теорети­ческой модели. Теоретическая модель соотносится не с эмпиричес­кими материалами, а с существующей системой теоретических зна­ний. Она является результатом наблюдательности, логического анализа, научной эрудиции, широты взглядов, интуиции и вообра­жения исследователя. Способы уста­новления взаимосвязей между переменными, т.е. признаками, ха­рактеризующими объект исследования, могут быть различными в зависимости от их числа и массива выборочной совокупности. Наи­более известны такие методы анализа, как корреляционный, регрес­сионный и факторный. Корреляционный анализ заключается в уста­новлении зависимости (тесноты связи) между случайными величина­ми — значениями переменных. Теснота связи между переменными определяется путем расчета коэффициента корреляции (парной или множественной).

Регрессионный анализ — это статистический метод исследования характера связи (регрессии) между зависимым признаком и незави­симым (регрессором, предиктором). Характер связи выражается с помощью уравнения регрессии. Существует также группа методов, на­зываемых регрессионным качественным анализом. Они относятся к методам многомерного анализа данных.

Факторный анализ фактически представляет собой группу ме­тодов многомерного статистического анализа, которые позволяют представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками исследуемого (социального) объекта путем выявления некоторых скрытых, непо­средственно не. наблюдаемых факторов. Факторный анализ пред­назначается для данных, полученных по интервальным сигналам.

Описание техники применения изложенных методов пред­ставлено в специальной литературе по методам математической статистики и их применению для решения экономических и со­циальных задач.

Социальный эксперимент. Среди методов социологических иссле­дований проблем трудовой деятельности особое место занимает экс­перимент. Это. наиболее действенный способ проверки объясни­тельных гипотез, а также поиска средств эффективных управленчес­ких воздействий, в частности, средств стимулирования трудовой активности.

Метод эксперимента эффективен при решении задач и проведе­нии исследований на микроуровне, поскольку здесь легче обеспе­чить контроль и постоянство условий эксперимента, что является необходимым требованием применения данного метода. Эксперимент может быть неконтролируемым и контролируе­мым. В случае неконтролируемого эксперимента надежность резуль­татов обеспечивается путем проведения достаточно большого числа опытов, что согласно закону больших чисел гасит влияние неконт­ролируемых обстоятельств (факторов). Контролируемый эксперимент дает более строгие данные путем целенаправленного выравнивания условий, способных исказить результат влияния экспериментально­го фактора.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал