Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологические исследования трудовой деятельности
В современной социологии сложилось два методологически разных подхода и соответственно две группы методов сбора первичной социологической информации. Речь идет о так называемых количественных, или «жестких», методах, которые можно отнести к числу традиционных, и качественных методах. Первые - направлены на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями, т.е. описание и объяснение обобщенных данных. Вторые предназначены для получения знаний о личном опыте, переживаниях, чувствах конкретных людей, а не статистически усредненного индивида. Это знания, основанные преимущественно на понимании, психологической интуиции и интерпретации. Например, знание о той или иной социальной общности, являющейся объектом исследования, может быть получено в результате изучения индивидуальных судеб представителей этой общности, особенностей их восприятия и поведения в рамках общего социального контекста - данной социально-исторической ситуации. К числу количественных методов относятся три больших класса методов сбора первичной социологической информации: наблюдения, анализа документов и опроса. Наблюдение - это прямая непосредственная регистрация событий очевидцем. В отличие от обыденного наблюдения, как правило, хаотичного и фрагментарного, научное наблюдение подчиняется следующим требованиям: • подчиненность цели и задачам исследования; • соответствие заранее составленному плану и определенной процедуре; • систематизированная фиксация данных наблюдения в протоколах и дневниках; • доступность информации, полученной путем наблюдения, проверке на обоснованность и устойчивость. Анализ документов. В социологии документом принято называть любую информацию, зафиксированную тем или иным способом (рукопись, фото, кино, видео, печать). Документ - это не обязательно официальные материалы. Запись частного лица в дневнике - для социолога - такой же документ, как и приказ директора завода. Документы делятся наличные и безличные. К личным относятся те, которые содержат информацию, относящуюся к конкретному человеку. Например, разнообразные документы персонального учета сотрудников организации (учетные карточки, заполняемые на сотрудников организаций отделами кадров, анкеты и бланки, заверенные подписью, резюме, рекомендательные письма, характеристики, заявления и т.п.). По признаку юридического статуса документы делятся на: официальные и неофициальные. Официальные документы, как правило, имеют стандартизированную форму, сопровождаются подписью должностного лица или группы лиц, обладающих правом такой подписи. Большей частью официальные документы являются безличными. Но могут быть и личными, если, например, становятся частью материаловсудебного разбирательства. Неофициальные документы — это главным образом материалы личного свойства, названные выше, или безличные материалы, составленные частными лицами по собственной инициативе, например мемуары известных деятелей. В зависимости от источника информации документы делятся на: первичные и вторичные. Первичные документы основаны на данных фиксации событий. Вторичные — являются результатом определенной, иногда вносящей искажения, обработки первичных документов. Первое и главное правило: необходимо четко различать описание событий и их оценку. Второе — попытаться путем анализа выяснить намерения, которыми руководствовался составитель документа. Третье — знание метода получения первичных данных. Четвертое— знание и учет обстановки, в которой составлялся документ. Следующие правила полезны при оценке достоверности личных документов. Сведения, содержащиеся в личном документе, заслуживают доверия, если: а) никак не затрагивают интересы автора документа; б) наносят определенный ущерб автору; в) в момент «регистрации» были общеизвестны; г) недоброжелательно оцениваются автором. Метод контент-анализа — это метод количественного анализа текстовых документов. Его суть состоит в выделении смысловых единиц текста, их последующей статистической обработке и смысловой интерпретации ее результатов. В качестве смысловых единиц анализа текста используются: • понятия, термины (экономические, технические, политические, правовые, моральные и т.п.); • тематика (инфляция, преступность, бюрократизация, экология, экономический рост и т.д.); » имена известных деятелей и их основной род деятельности (бизнесменов, руководителей крупных предприятий, государственных чиновников высокого ранга, политиков, военных, «звезд» искусства, спорта); • названия общественных групп (работодатели, наемные работники, пенсионеры, интеллигенция); • общественные события, процессы, названия официальных документов; • апелляции к потенциальному адресату текста — социальной группе, категории (женщинам, беженцам, молодежи и др.) и смыслы этих апелляций. Основой выделения тех или иных смысловых единиц текста являются цели, задачи и гипотезы исследования. Надежность информации, получаемой посредством контент-анализа, обеспечивается: 1) достаточной полнотой объема выделяемых смысловых единиц; 2) контролем обоснованности содержания смысловых единиц, осуществляемым с помощью экспертов, и использования независимого критерия; 3) проверкой на устойчивость данных путем кодирования текста разными кодировщиками на основе единой инструкции. Опросные методы относятся к числу наиболее распространенных, известных и популярных методов сбора первичной социальной информации. Поэтому в массовом сознании людей любой опрос ассоциируется с социологическим исследованием. Существуют два класса опросных методов: интервью и анкетный опрос. Интервью- это метод опроса, основанный на непосредственном общении исследователя или лица, выступающего от его имени (интервьюера), с опрашиваемыми (респондентами). Характерная особенность интервью, не всегда осознаваемая участниками, - влияние (большее или меньшее) интервьюера на мнение и поведение респондентов. С этим обстоятельством связаны главные методологические и методические трудности применения интервью. В практике социологических исследований используется много разновидностей интервью. Они различаются по таким признакам, как: степень формализации, содержание беседы, техника проведения, особенности процедуры проведения и способ организации. Знакомство с классификацией интервью, в основе которой лежит признак «степень формализации», позволяет лучше понять его особенности как метода сбора социологической информации. На основании данного признака выделяют: свободное интервью (клиническое, психоаналитическое), глубинное, фокусированное, стандартизированное и полностью формализованное интервью. Свободное интервью - это интервью, в котором четко задана тишь его тема Остальные параметры интервью - формулировки и последовательность вопросов, направления развития темы, продолжительность беседы - определяются интервьюером. Эти особенности свободного интервью обусловливают требование высокой квалификации интервьюера. Поэтому свободное интервью проводится, как правило, самим исследователем. Данный вид интервью не применяется при массовых опросах, а чаще используется при опросе экспертов, на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования в целях уточнения методики проведения и структуры вопросника. Глубинное интервью несколько более формализовано по сравнению со свободным. В отличие от него оно опирается на заранее определенныйкруг вопросов. Фокусированное интервью применяется при изучении мнений относительно конкретно заданной ситуации, того или иного фрагмента социальной действительности, например, забастовки авиадиспетчеров, или принятие нового трудового кодекса и т.д. Стандартизированное интервью наиболее целесообразно при опросах больших групп респондентов. Стандартизация интервью может касаться не только порядка вопросов и ответов на них, но и условий, обстановки, места и времени его проведения. С точки зрения техники постановки вопросов выделяют интервью с закрытыми вопросами и интервью с открытыми вопросами. Открытый вопрос - это вопрос, ответ на который самостоятельно формулируется респондентами. Закрытый вопрос - это вопрос, сопровождаемый набором готовых ответов на него. При определении содержания и других требований к интервью учитываются также такие обстоятельства, как: • стадия исследования (пилотажное интервью, контрольное, основное); • статус опрашиваемых (должностные лица высокого ранга, эксперты, рядовые граждане, военные и т.п.); • количество одновременно опрашиваемых лиц (групповое интервью, массовое, индивидуальное); • способ фиксации ответов. Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях: а) когда необходимо получить большой объем информации; б) если объект исследования — общественное мнение, представления людей; в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет. При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту — разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного идругих форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты. При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего, его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов — содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы - фильтры, а также вопросы - ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые — для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи — помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Программные вопросы — это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» — «мало», «хорошо» — «плохо», «сильно» — «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий.. Еще одно общее требование к расположению вопросов анкеты состоит в том, чтобы смысловые блоки вопросов не различались существенно по своему объему. Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Паспортная часть размещается в конце анкеты. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения. В основе качественных методов социологического исследования лежит представление об уникальности жизненного опыта, особенностях восприятия и поведения отдельных людей в рамках общего социального контекста. Если количественные методы акцентируются на сборе данных, позволяющих получить усредненныеколичественные характеристики тех или иных социальных множеств, категорий и групп, и построении соответствующих моделей, то качественные методы сосредоточиваются на описании конкретных судеб реальных людей в данной социально-культурной и социально-исторической ситуации. Картина социальной действительности в этом случае предстает как своего рода калейдоскоп множества индивидуальных миров, порожденных личным восприятием и переживанием одних и тех же событий. Качественные методы позволяют дополнить результаты, полученные с помощью количественных методов, и тем самым создать более полную картину изучаемого социального явления. Критерием классификации качественных методов является объект исследования, поскольку именно он определяет способы сбора данных и обработки полученной информации. Наиболее распространенными методами качественных исследований являются: case study, этнографическое исследование, устная история, история жизни, биографический метод, история семьи, метод фокус- групп, метод grounded theory. Охарактеризуем коротко каждый из методов. • Метод case study применяется для изучения небольших, замкнутых социальных общностей, наблюдение внутренних механизмов функционирования которых с помощью стандартных средств сильно затруднено. Выводы этого метода носят локальный, прикладной характер и используются для выработки рекомендаций по разрешению трудовых конфликтов или более эффективному функционированию локальных трудовых общностей. • Этнографическое исследование заключается в детальном описании каждодневной практики интересующих социолога социальных общностей в аспекте их культуры (ценностей, норм, языка, мифологии). • Метод устной истории состоит в описании субъективного опыта переживания и осмысления определенных исторических событий, в том числе историй трудовых организаций и коллективов. • Метод истории семьи используется как средство изучения взаимоотношения семьи и более широких социальных общностей, чаше всего общества в целом В социологии труда может быть полезным изучение трудовых династий как явления, характерного для социальных общностей крупных предприятий, имеющих длительную и насыщенную событиями историю. • Метод истории одного человека — биографический метод — один из наиболее распространенных в качественной социологии. С технической стороны — это биографическое интервью, проводимое с целью построения рассказа респондента о своей жизни. Данный метод используется для исследования процессов самоидентификации, как, например, происходит процесс формирования идентичности индивида как работника или как члена трудового коллектива, какие события влияют на подобный процесс в наибольшей степени. • Метод фокус-группы позволяет выявить различия в понимании определенной проблемы или события в жизни социальной общности разными группами людей, являющимися элементами данной общности. Суть метода в организации и целенаправленном проведении групповой дискуссии. Он может быть использован как средство подготовки и принятия решения о реструктуризации трудовой организации (предприятия, компании, подразделения, филиала) в условиях кризиса или банкротства. • Назначение метода grounded theory - построение теоретической модели исследуемого социального явления на основе сбора разнообразных сведений о событиях, действиях и отношениях людей и их последующего поэтапного анализа и теоретического обобщения. Принципиальное отличие методов в разнице исследовательских целей, фокусе и логике анализа. В исследовании, проводимом с помощью качественного метода, цель состоит в понимании, интерпретации, двигаясь от фактов к концепциям, выявляя субъективные значения, чувства. В то время как в исследовании, использующем количественный метод, задача обратная — дать объяснение причин, измерить взаимосвязи переменных, идя от абстрактных понятий к фактам и событиям, наблюдать и статистически описывать факты, события. Методика социологического исследования. Под методикой социологического исследования понимается стандартизированный, научно обоснованный комплекс программ исследования, процедур и операций, предназначенный для решения наиболее часто встречающихся задач. Методика социологического исследования включает в себя средства сбора, обработки и анализа социальной информации различного характера и представляет собой совокупность предписаний, норм, правил, определяющих последовательность и содержание действий социологов, изучающих определенные аспекты социальной жизни. Методика, как правило, является конкретизацией того или иного метода или нескольких методов применительно к заданным условиям или управленческим задачам. Это специализированный практический инструмент получения нужной информации о каком-либо социальном процессе или параметрах (свойствах) социальной системы. Для решения одной и той же познавательной задачи может существовать несколько методик, опирающихся на разные методы сбора и интерпретации первичных данных. Например, в арсенале методик, используемых социологией труда, существуют различные методики анализа текучести кадров на предприятиях, методики оценки сплоченности трудовых коллективов, методики исследования бюджетов времени работающего населения и т.д. Эти методики могут включать в себя применение как интервью, так и анкетного опроса, методы статистических наблюдений, использовать различные способы формирования выборочной совокупности. Разнообразие методик, применяющихся для изучения одних и тех же социальных явлений или процессов, обозначаемых одним общим термином, объясняется многообразием условий, в которых они могут иметь место и, следовательно, причин, их вызывающих. Методика, успешно примененная в одних условиях, может оказаться непригодной в других. Методика может служить не только научным целям и средством, регламентирующим исследовательские действия при изучении социального объекта, но также способом централизованного управления, унификации действий, связанных с решением прикладных задач, относящихся к сфере управления человеческими ресурсами в отдельной отрасли экономики, корпорации, регионе, системе организаций, отдельной организации. Такого рода методики носят название типовых методик или методических рекомендаций. Они создаются социологическими подразделениями, входящими в состав названных субъектов управления, и имеют статус внутренних или ведомственных документов рекомендательного характера. Анализ данных социологических исследований трудовой деятельности преследует цель проверить правильность исходных гипотез, сформулированных в программе и возникших на следующих этапах исследования, получить ответы на вопросы, вытекающие из проблемы исследования, а также выявить новые проблемы. Процедуры анализа данных делятся на два класса в зависимости от того, какого рода гипотезы лежали в основе исследования описательные или объяснительные. Если основу исследования составили описательные гипотезы, то для анализа данных используются дескриптивные способы: группировка или классификация и типологизация. Анализ данных, собранных для подтверждения объяснительных гипотез, осуществляется с помощью аналитико-экспериментальных процедур, позволяющих установить связи и зависимости между переменными, посредством которых описывается исследуемый объект или процесс. Первый предварительный шаг анализа - группировкаили классификация. Эти процедуры позволяют упорядочить данные, делают их более обозримыми и «читаемыми». Интересующие исследователя признаки-индикаторы объединяются в различимые по определенной логике группы и типологизация данных - это следующий, более высокий уровень обобщения, на котором осуществляется оперирование не сочетаниями признаков-индикаторов, а соотносимыми с ними понятиями. Выделяют два типа группировки - простую и перекрестную. Простая группировка - это упорядочивание данных по одинаковому признаку. В зависимости от гипотез можно сгруппировать данные повозрасту, полу, образованию, квалификации, стажу работы, причинам увольнения, суждениям по поводу чего-либо и т.д. Перекрестная группировка - группировка по двум и более признакам используется для выявления наличия взаимосвязи между признаками. Результаты перекрестной группировки оформляются в виде таблиц (матриц) сопряженности, в которых отражаются частоты совместного проявления значений двух признаков, измененных в данной совокупности единиц анализа. Строки таблиц сопряженности соответствуют значениям одного из признаков, столбцы - значениям другого. Частота, указанная на пересечении строки и столбца, представляет собой число респондентов, имеющих значения по определенным признакам. В практике социологических исследований, как правило, стремятся выявить взаимосвязи более чем двух признаков. С этой целью строятся многомерные таблицы сопряженности, называемые также таблицами многомерного распределения, комбинационными и перекрестными таблицами, Кластерный анализ — эффективный инструмент эмпирической типологизации, опирающейся на выявление устойчивых сочетаний множества признаков, поэтому он используется для решения задач, связанных с изучением свойств массовых социальных процессов. Теоретическая типологизация — это обобщение признаков социальных явлений посредством конструирования идеальной теоретической модели. Теоретическая модель соотносится не с эмпирическими материалами, а с существующей системой теоретических знаний. Она является результатом наблюдательности, логического анализа, научной эрудиции, широты взглядов, интуиции и воображения исследователя. Способы установления взаимосвязей между переменными, т.е. признаками, характеризующими объект исследования, могут быть различными в зависимости от их числа и массива выборочной совокупности. Наиболее известны такие методы анализа, как корреляционный, регрессионный и факторный. Корреляционный анализ заключается в установлении зависимости (тесноты связи) между случайными величинами — значениями переменных. Теснота связи между переменными определяется путем расчета коэффициента корреляции (парной или множественной). Регрессионный анализ — это статистический метод исследования характера связи (регрессии) между зависимым признаком и независимым (регрессором, предиктором). Характер связи выражается с помощью уравнения регрессии. Существует также группа методов, называемых регрессионным качественным анализом. Они относятся к методам многомерного анализа данных. Факторный анализ фактически представляет собой группу методов многомерного статистического анализа, которые позволяют представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками исследуемого (социального) объекта путем выявления некоторых скрытых, непосредственно не. наблюдаемых факторов. Факторный анализ предназначается для данных, полученных по интервальным сигналам. Описание техники применения изложенных методов представлено в специальной литературе по методам математической статистики и их применению для решения экономических и социальных задач. Социальный эксперимент. Среди методов социологических исследований проблем трудовой деятельности особое место занимает эксперимент. Это. наиболее действенный способ проверки объяснительных гипотез, а также поиска средств эффективных управленческих воздействий, в частности, средств стимулирования трудовой активности. Метод эксперимента эффективен при решении задач и проведении исследований на микроуровне, поскольку здесь легче обеспечить контроль и постоянство условий эксперимента, что является необходимым требованием применения данного метода. Эксперимент может быть неконтролируемым и контролируемым. В случае неконтролируемого эксперимента надежность результатов обеспечивается путем проведения достаточно большого числа опытов, что согласно закону больших чисел гасит влияние неконтролируемых обстоятельств (факторов). Контролируемый эксперимент дает более строгие данные путем целенаправленного выравнивания условий, способных исказить результат влияния экспериментального фактора.
|