Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СТО и их регулирование
Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимосвязь и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Система социально-трудовых отношений имеет следующую структуру: субъекты и уровни отношений, предметы отношений и их структура, типы отношений, факторы развития отношений. Субъектами социально-трудовых отношений могут быть индивидуум, их группа, объединенные каким-либо системообразующим фактором, к примеру, в условиях рыночных экономики субъектами социально-трудовых отношений являются наемный работник, работодатель и государство. Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. Можно выделить индивидуальный и групповой уровень, уровень отрасли, организации, рабочего места и др. В качестве предметов социально-трудовых отношений выступают определенные стороны трудовой жизни человека в зависимости от стадии жизненного цикла человека. Так на первом этапе жизненного цикла предметами социально-трудовых отношений могут быть трудовое самоопределение, профориентация, профобучение и др.; на втором этапе - найм-увольнение, профессиональное развитие, оценка труда, вознаграждение; на последующем этапе - степень трудовой активности. Система социально-трудовых отношений в обществе формируется под воздействие ряда факторов: социальной политики, глобализации экономики, развития труда и производства. На уровне организации факторами формирования системы социально-трудовых отношений являются концепция и стратегия развития организации, система рабочих мест, кадровая политика организации, трудовое поведение и др. Важнейшей составной частью функционирования любой экономической системы является управление или регулирование социально-трудовыми отношениями на всех уровнях: государственном, региональном, организации. Регулирование социально-трудовых отношений должно базироваться на программно-нормативной регламентации, построенной на принципах демократизации и регионализации. В сферу программно-нормативной регламентации социально-трудовых отношений включаются: занятость, условия труда, социальная политика, миграционная политика и т.д.. Важнейшей составной частью функционирования любой экономической системы является управление или регулирование социально-трудовыми отношениями на всех уровнях: государственном, региональном, организации. Регулирование социально-трудовых отношений должно базироваться на программно-нормативной регламентации, построенной на принципах демократизации и регионализации. В сферу программно-нормативной регламентации социально-трудовых отношений включаются: занятость, условия труда, социальная политика, миграционная политика и т.д. Типы СТО: патернализм, социальное партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, конфликт. Патернализм – жесткая регламентация способов поведения субъектов СТО, условий и порядка взаимодействия со стороны государства или руководства организации. Социальное партнерство – защита интересов субъектов СТО и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия. Солидарность – взаимная ответственность людей, основанная на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе СТО и достижение согласия в принятии общественно важных решений в социально-трудовой сфере. Субсидиарность – стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Конкуренция – соперничество субъектов СТО за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере. Дискриминация – произвольное, незаконное ограничение прав субъектов СТО, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Конфликт – крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющаяся в форме трудовых споров, забастовок, локаутов. Важнейшей формой социально-трудовых отношений в условиях рынка труда является социальное партнерство, которое представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и работниками, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их социально-трудовых интересов. Правовой базой социального партнерства является законодательство РФ, регулирующее трудовые отношения, положения конвенций и рекомендаций МОТ. В рамках социального партнерства на федеральном уровне ежегодно заключаются Генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими представительными органами и общероссийскими объединениями предпринимателей, на отраслевом уровне - отраслевые (тарифные) соглашения, на уровне территорий - специальные соглашения, а на уровне организаций - коллективные договоры. Целенаправленное формирование СТО должно осуществляться на постоянно действующей основе системы мер общественного и государственного регулирования. Факторы формирования СТО: внешние (макроэкономические, мезоэкономические, микроэкономические); внутренние (организационно-экономические, социальные). Для нормального функционирования система СТО нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях: государственном, региональном, организации, на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная и др. Социально-трудовые правоотношения могут регулироваться актами компетентных органов. К ним относятся: международные договоры с участием РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, конституции, законы, постановления федеральных и республиканских министерств, ведомств, приказы руководителей предприятий и т.п. Нормативно-правовая база регулирования СТО в РФ: 1. Федеральное законодательство: конституция РФ, Трудовой кодекс и др.; Генеральное соглашение. 2. Региональное законодательство: законодательство субъектов РФ; региональное соглашение. 3. Отраслевое законодательство: приказы, распоряжения министерств и ведомств; отраслевые тарифные соглашения. 4. Локальное законодательство: приказы, распоряжения администрации организации; коллективный договор. 5. Индивидуальный трудовой договор. Важнейшей формой социально-трудовых отношений в условиях рынка труда является социальное партнерство, которое представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и работниками, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их социально-трудовых интересов. В рамках социального партнерства на федеральном уровне ежегодно заключаются Генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими представительными органами и общероссийскими объединениями предпринимателей, на отраслевом уровне - отраслевые (тарифные) соглашения, на уровне территорий - специальные соглашения, а на уровне организаций - коллективные договоры.
|