Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные богословские идеи книги.
Ответ
КДСА, по указанию написавшего её, является второй его книгой, написанной для некоего достопочтенного мужа Феофила. Из этого несомненно следует, что КДСА написана как продолжение третьего Евангелия и, следовательно, автором её является то же самое лицо, которое было автором третьего Евангелия, т.е. Святой Апостол-Евангелист Лука, бывший спутником и сотрудником Святого Апостола Павла. О принадлежности КДСА Святому Луке мы находим сведения уже во второй половине II ого века — у святого Иринея Лионского, в послании Лионской и Виеннской церкви к церквам Асийским и Фригийским, у Климента Александрийского, у Тертуллиана в древнем т.н. Мураториевом каноне, у Оригена в древнем сирском Пешито, а также и у многих позднейших христианских авторов. Намёки на существование этой книги и даже ссылки на неё мы находим и у более ранних писателей, как, например, у святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, у святого Поликарпа, епископа Смирнского, у святого Иустина Мученика.
На то, что автором этой книги был Святой Апостол-Евангелист Лука, мы находим достаточно ясные указания и в самом её содержании. Её автор нередко представляется в ней, как спутник и сотрудник Святого Апостола Павла. Таковы, например, места 16: 10-17; 20: 5-15; 21: 1-17; 27: 1; 28: 16. Этим и объяснятся, почему КДСА повествует больше всего, а во второй своей половине почти исключительно, об апостольской деятельности Святого Апостола Павла. Тон повествования и стиль книги напоминают нам тон и стиль Евангелия от Луки. Тождество подтверждается схожестью языка, богословскими параллелями.
В богословии КДСА выделяется несколько центральных моментов. Главные — это апология смерти и воскресения Иисуса Христа и доказательство того, что Мессия, о Котором говорится в Священном Писании, есть Иисус из Назарета.
Богословский язык КДСА обладает определённым своеобразием. В качестве основного эпитета Христа используется слово «Господь», которое встречается в КДСА в приложении к Иисусу 47 раз и призвано подтвердить Его божественность. Обычные для других книг Нового Завета выражения «Сын Божий», «Сын человеческий» и «Спаситель» используются редко.
Важную роль в богословии КДСА играют термины «слово», «сила» и «имя», укоренённые в ветхозаветной традиции. Слово Божие в КДСА «растёт», «распространяется» и «возрастает»; «имя Господне» призывается, спасает и исцеляет. Те, кто творят чудеса, обладают «силой» (Святой Апостол Пётр, Стефан Первомученик, Апостол Филипп).
Исключительно важное значение в КДСА по сравнению с другими книгами Нового Завета придаётся роли Святого Духа. Всего Святой Дух упомянут в книге 56 раз, он представлен силой, которая объединяет и ведёт Церковь. Святой Дух вещает через пророков, нисходит на Апостолов в день Пятидесятницы и на верующих после крещения, помогает в принятии решений и даже непосредственно указывает апостолам маршрут миссионерских путешествий.
Ряд исследователей уделяет особое внимание различиям и противоречиям в богословии Святого Апостола Павла, известном нам из КДСА, и богословии его посланий. Так, например, 16 ая глава КДСА сообщает о том, что Апостол Павел выполнил обрезание над Тимофеем «ради Иудеев, находившихся в тех местах», в то время, как в Первом послании к Коринфянам Апостол прямо призывает: «Призван ли кто необрезанным, не обрезывайся» (1 Кор. 7: 18-19). Многие современные исследователи считают, что появление некоторых из таких различий вызвано преломлением богословия Святого Апостола Павла в КДСА через призму изложения Луки, главной целью которого было написание не богословского трактата, а истории ранней церкви.
|