Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления рационального использования и охраны минеральных ресурсов.
Кодекс РБ о недрах (1997) определяет требования по рациональному использованию и охране недр: 1) соблюдение установленного законодательством страны порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2)полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов пол. ископаемых; 3)недопущение порчи разрабатываемых месторождений полезных ископаемых в результате пользования недрами; 4)обеспечение полного извлечения из запасов полезных ископаемых и попутных компонентов; 5)рациональное использование вскрышных пород; 6) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других бедствий, снижающих качество и промышленную ценность полезных ископаемых. Направления геологоразведочных работ: 1)поиск и разведка месторождений нефти и газа; 2)поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей; 3)оценка перспектив алмазоносности; 4)разведка запасов железных руд; 5)подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов; 6)поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Планы и прогнозы включают разработку экологобезопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых (добыча нефти -не превышает 40 %, внедрение технологий при разработке калийных солей -Старобинское месторождение, сокращение отходов производства до 10 %). Составлены схемы охраны природы (оценка современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия). 28. Управление природопользованием: сущность, методы, функции. Управление природопользованием - деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами требований в области охраны окружающей среды. Механизм управления основан на использовании методов управления. Методы управления-это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых(управляют юридические и физические лица) с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Выделяют следующие группы методов управления: 1. Административные(командно-распорядительные)-основаны на возможности государственного принуждения, реализуясь на разрешительно-запретительном принципе со стороны государства. 2. Экономические-основаны на создании материальной заинтересованности у управляемых в выполнении экологических требований. 3. Социально-психологические(морально-этические)-это методы напрвленные на формирование сознания. Инструменты административных методов управления(функции управления): 1. Формирование структуры управления, т.е. государственные органы, которые отвечают за реализацию экологической политики. 2. Формирование законодательства 3. Нормирование в природопользовании, т.е. разработка стандартов 4. Мониторинг окружающей среды 5. Учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды 6. Государственная экологическая экспертиза 7. Экологическая сертификация предприятий и экологическая маркировка продукции 8. ОВОС(оценка воздействия на окружающую среду) 9. Лицензирование хозяйственной деятельности: -связанные с воздействим на окружающую природную среду и здоровье человека -обеспечивающие экологический мониторинг и контроль 10. Экологические и ресурсные целевые программы 11. Экологический аудит Инструменты экономических методов управления: 1. Платежи за загрязнение окружающей среды 2. Формы и инструменты финансирования природно-охранных мероприятий 3. Кредитный механизм охраны окружающей среды, займы и субсидии 4. Режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования 5. Экологические и ресурсные налоги 6. Система страхования экологических рисков 7. Механизм купли-продажи прав на загрязнение окружающей природной среды Инструменты социально-психологического управления: 1. Воспитание 2. Образование 3. Информированность 4. Переговорные процессы 5. Обучение 6. Добровольные соглашения Регулирование (управление) природопользования представляет собой сочетание всех 3-х групп механизмов управления. Экологические стандарты и нормативы: 1) Нормативы и лимиты на выбросы/сбросы загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками 2) Нормативы образования и размещения отходов 3) Лимиты водозабора и лесопользования 4) Квоты на добычу биоресурсов 5) Нормативы посещаемости особо охраняемых природных территорий 6) Нормы отстрела животных и растений 7) Запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов деятельности, на использование токсичных веществ и тяжелых металлов 29. Особенности административного управления природопользованием: основные механизмы (инструменты) и их эффективность. Административное(командно-распорядительное)управление-основано на возможности государственного принуждения, реализуясь на разрешительно-запретительном принципе со стороны государства. Инструменты административных методов управления(функции управления): 1. Формирование структуры управления, т.е. государственные органы, которые отвечают за реализацию экологической политики. 2. Формирование законодательства 3. Нормирование в природопользовании, т.е. разработка стандартов 4. Мониторинг окружающей среды 5. Учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды 6. Государственная экологическая экспертиза 7. Экологическая сертификация предприятий и экологическая маркировка продукции 8. ОВОС(оценка воздействия на окружающую среду) 9. Лицензирование хозяйственной деятельности: -связанные с воздействим на окружающую природную среду и здоровье человека -обеспечивающие экологический мониторинг и контроль 10. Экологические и ресурсные целевые программы 11. Экологический аудит
|