![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика туристского рынка. Факторы спроса и предложения на туристские услуги.
Тур. рынок – место, где происходят сделки купли-продажи ТП. С экономич. т.зр. ТР - может иметь 4 значения: 1. Тур. рынок рассматривается в качестве совокупности продавцов и покупателей тур. продукта 2. ТР - инструмент согласования интересов сторон: продавцов и покупателей, 3. ТР - сфера реализации тур. продукта, 4. ТР - сфера экономич. отношений субъектов тур. рынка. Функции рынка: - ф-ции реализации стоимости и потребительской стоимости тур. услуг, -доведение тур продукта до потребителя, - обеспечение материальных стимулов к производству тур. продукта. Субъектами тур. рынка являются: турист, туроператор, турагент. Тур. рынок характеризуется: ёмкостью (объём реализованных путёвок), соотношением спроса и предложения (конъюнктурой), условиями реализации тур. продукта. На ТР взаимодействуют 4 элемента: спрос на ТП, предложение ТП, цена на ТП, конкуренция среди продавцов и покупателей ТП. Спрос – кол-во тур. продукта, кот. туристы готовы купить по определенной цене в течение определённого промежутка времени: обеспеченная деньгами платежеспособная потребность в тур. услуге. На тур. спрос оказывают влияние ряд факторов: вкусы, мода, предпочтение, число туристов, доход, цены туристских продуктов, ожидание. Особенностью туризма явл. воздействие на спрос 3 групп факторов: географический (место проживания), соц-демограф (возраст, пол, положение), психолого-поведенческ. Для измерения спроса применяют количественные и стоимостные показатели (расходы). Спрос на различные виды туризма различается коэффициентом эластичности спроса. Эластичность – реакция спроса на изменение его факторов (на сколько изменится спрос, если цена изменится на 1%: не изменится – неэластичный спрос, изменится на 1% - единичная эластичность, изменится более, чем на 1% - эластичный спрос). В туризме спрос на тур продукт в основном эластичен, т.е. повышение цены снижает спрос на него. Неэластичный спрос на спец. виды ТП: деловой, религиозный, элитарный туризм. Спрос на внутренний туризм тоже неэластичный, т.к. это обычно командировочный, уже оплачен. Эластичный спрос – на международный туризм, массовый, особенно пляжный. Предложение – совокупность тур продуктов с определёнными ценами, кот.находятся на тур. рынке или способны туда попасть (закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение). На предложение кроме цены влияют неценовые факторы: природно-климатические ресурсы, инфраструктура, матер-технич. база, культурные ресурсы. Соотношение между спросом и предложением зависит от многих факторов, главный - цена на ТП (мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на ТП). Соотношение цены и объема спроса к цене и объему предложения образует рыночное равновесие. Цена, сформированная в точке равновесия, называется равновесной (продавцы готовы по ней продать, а покупатели - купить) – крест Маршала. На уровень цен влияют следующие факторы: цены поставщиков тур. индустрии, цены конкурентов, колебания в спросе, сезонность в туризме, психологические факторы, связанные с модой и престижем. Для работы тур. рынка необходимо, чтобы в экономике соблюдались базовые рыночные принципы: 1. Свободный и добровольный обмен товарами и услугами. 2. Существование безраздельной частной собственности на активы: товары, денежные средства предприятия. 3. Право собственника продавать и покупать. Если базовые принципы соблюдены, то на рынке появляется конкуренция продавцов и конкуренция покупателей. Для того, чтобы конкуренция была свободной, должны выполняться следующие условия: - равенство предприятий любой формы собственности - отсутствие ограничений при создании новых видов бизнеса - отсутствие любых видов протекционизма, т.е. внешней защиты данного рынка, предприятия. В совр. экономике это невозможно.
Вопросы по предмету: «Экономика туристского предприятия»
|