Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Э. Фромм
Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности, активное освоение человеком природной и социальной сред во всем многообразии их проявлений. С конца прошлого столетия американский ученый У. Джеймс и его последователи (Р. Лазарус, И. Гаккер, Л. Фестингер и др.), основываясь на исследованиях Дарвина, разработали функ-ционалистский подход в теории сознания, считая, что главное в ней — выявить функцию сознания и его роль в выживании человека. Основной функцией сознания, по их мнению, является адаптационная, состоящая в регуляции взаимодействия человека с внешним миром. Роль сознания, считали они, состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим с утра до вечера, со дня рождения и до смерти, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо, наконец, осваивая новые действия, если того требует ситуация. Представители этого направления видели истоки адаптации личности в рассогласовании между наличным уровнем подготовленности, опыта индивида и требованиями конкретных условий жизни и деятельности. Представители психоаналитического направления западной психологии (3. Фрейд, Э. Берн, А. Адлер, Р. Гарднер, Э. Эриксон и др.) источником адаптации личности считали конфликт, возникающий вследствие несоответствия потребностей человека, его побуждений, влечений, возможностей содержательным, нормативным требованиям среды, социальным нормам, правилам, которые носят ограничивающий человека характер. Позитивисты (А. Бандура, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.) видят истоки адаптации личности в ее конфликте со средой, основу которого составляют социальные препятствия (и не только нормативного характера), затрудняющие процесс самореализации личности. С формированием и утверждением в советской психологии теории предметной деятельности (А.Н. Леонтьев) истолкование взаимодействия человека со средой в терминах приспособления все больше уступает место его истолкованию в терминах «присвоения» и «овладения» миром общественных предметов. Основное различие между процессами приспособления и присвоения АН. Леонтьев видел в том, что «процесс биологического приспособления есть процесс изменения свойств и способностей организма и его видового поведения», а процесс присвоения — это процесс, «в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций»1. Более того, согласно этой теории в процессе присвоения происходит не только «воспроизведение», но и развитие, наращивание человеческих сил и возможностей. А.Н. Леонтьев не без основания утверждал, что такого процесса нет у животных, как не существует у них и противоположного процесса опредмечивания их способностей в объективных продуктах их деятельности. В человеческой адаптации ведущей стороной выступает активность человека, имеющая не приспособительный, адаптивный, а преобразующе-деятельностный характер. Принимая во внимание закономерности производственной адаптации и рассматривая ее в широком смысле не только как производство материальных благ, но и как производство человека как общественного существа, адаптацию можно охарактеризовать как активное освоение природной, а также социальной среды во всем многообразии ее сфер — экономической, политической, социальной и духовной. В процессе именно такого взаимодействия со средой происходит как целенаправленное ее преобразование, так и соответствующие изменения в самом человеке, в его психике. В результате этих взаимных изменений и происходит снижение степени рассогласования между личностью и средой. Таково принципиальное решение вопроса об адаптации в отечественной теории деятельности. Обычно выделяют две наиболее широкие сферы жизнедеятельности человека, а потому и его психологической адаптации: социальную и экологическую. Понятия «социальная адаптация» и «экологическая адаптация» отражают содержательные стороны адаптации психологической. Одним из первых разработчиков теории социальной адаптации был русский социолог А.А. Богданов (1873—1928). Он считал, что социальная адаптация существенно не отличается от биологической. При этом сознание людей он достаточно жестко связывал с их профессиональной деятельностью, профессиональными обязанностями. В дальнейшем проблемы социальной адаптации были предметом внимания и получили разработку в трудах А.Г. Здравомыслова, В.Н. Иванова, Г: А. Пруденского, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и других. Закономерности адаптационного взаимодействия превратились в пограничную область исследования представителей многих дисциплин, научно-теоретических и прикладных направлений: социологии личности, социологии коллектива, социологии профессий, социологии организаций, социологии труда, трудовых проблем молодежи, профориентации и профотбора, управления и социоинженерной деятельности и др. В социологической литературе выделяется два подхода к рассмотрению проблем социальной адаптации. Первый подход определяет социальную адаптацию как процесс приспособления человека к изменяющейся среде во всем многообразии форм ее существования и проявлений через включение личности в различные связи и отношения с нею, разнообразные виды деятельности. Суть второго подхода состоит в том, что социальная, профессиональная адаптация рассматривается в контексте взаимодействия личности и коллектива, личности и контактной социальной среды. Очевидна условность выделения этих подходов. В реальной жизни социальная адаптация осуществляется и в контактной социальной среде, и в среде широкого социального плана через непосредственное взаимодействие личности со средой. При этом происходит как усвоение личностью социальных норм, правил, ценностей, отношений и т. п., так и ее воздействие на среду. Таким образом, социальная адаптация — это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах: - социально-психологической сфере жизнедеятельности — системе общественно-психологических связей и отношении личности, возникающих при исполнении ею различных социально-психологических ролей. Поэтому различают социально-психологическую адаптацию личности; - сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности. Поэтому нужно говорить еще и о ее профессионально-деятелькостной социальной адаптации, В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию. Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда (П. Бергер, Т. Лукман). Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в следующих двух направлениях: становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев). Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности. Социально-психологическая адаптация личности — это процесс приобретения ею определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус в социальной психологии — положение личности в системе межличностных отношений, определяющее права, обязанности и привилегии человека.
В процессе социально-психологической адаптации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. Адаптированность личности может быть: — внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности; — внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет место так называемая инст- — смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность. Социально-психологическая адаптация бывает двух типов: 1) прогрессивной, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп, общества в целом — с другой; 2) регрессивной, которая проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство собственного достоинства. Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность конформистской стратегии формирует склонность личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и ведет к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной или принудительной. Э. Фромм считал, что человек может адаптироваться и к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре. Но эта адаптация будет проходить в ущерб человеку — за счет деформации интеллектуальных и моральных качеств личности, развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые, в конце концов, приведут к изменению среды, так как свою природу человек изменить не в состоянии. Э. Фромм достаточно четко выразил идею о перманентности адаптационного процесса у человека и, фактически, о позитивности дезадаптации личности как источника ее развития. Неадаптивность личности, таким образом, становится, по Э. Фромму, неизбежностью в условиях, которые не соответствуют ее существованию. Эти мысли нашли подтверждение в исследованиях А.В. Петровского и В.А. Петровского. Полярным адаптации и, по существу, деструктивным является процесс дезадаптации личности, когда развитие ее внутрипсихических процессов и поведения приводит не к разрешению проблемных ситуаций в ее жизни и деятельности, а к усугублению, усилению трудностей личности и тех неприятных переживаний, которые они вызывают. Дезадаптация может носить патологический и непатологический характер. Патологическая дезадаптация приводит к необратимой трансформации психических и физиологических функций, поведения, к перманентному конфликту личности со средой и с самой собой и даже к суициду. В одном случае личностный конфликт является «последней каплей» и усугубляет дезадаптацию, переводя ее с преддиспозициальной фазы в суицидальную; в другом случае конфликт сам порождает процесс дезадаптации, смысловое содержание которого отличается неприятием субъективно непереносимой ситуации. Факторы дезадаптации личности разнообразны. Обычно выделяют две их группы: а) средовые; б) интрапсихические, связанные с особенностями психики человека, прежде всего с акцентуированными чертами его характера. Среди признаков дезадаптации выделяют объективные и субъективные. К объективным признакам относят изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие своим социальным функциям, патологическую трансформацию поведения; к субъективным — психологические и эмоциональные сдвиги от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов. К субъективным признакам можно отнести и состояние психологического «тупика», возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния. Обычно выделяют несколько типов дезадаптированности личности: • устойчивую ситуативную дезадаптированностъ, характеризующуюся отсутствием у личности механизмов адаптации, присутствием желания, но неумением адаптироваться. Это чаще всего происходит с людьми, находящимися в группе, но изолированными от нее. Следствием данного явления может быть защитный комплекс, приводящий к иллюзорному восприятию своего места в группе; • временную дезадаптированностъ, при которой имеет место нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; • общую устойчивую дезадаптированностъ, представляющую собой состояние перманентной фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы. Наряду с термином «адаптация» используется и термин «переадаптация», понимающийся как процесс перестройки личности при коренных изменениях условий и содержания ее жизни и деятельности: с мирного на военное время, одинокой жизни на семейную и т. п. При невозможности переадаптации личности происходит ее дезадаптация. Адаптация и переадаптация различаются лишь степенью перестройки личности. Процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом. Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера в целом перестраиваются (либо нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо изменяются в значительной степени. При переадаптации личность может нуждаться в реадаптации, если происходит переход в предыдущие условия ее жизни и деятельности. Так, например, переход человека из гражданских, мирных условий его жизнедеятельности к военным обычно сопровождается не только адаптацией, но и переадаптацией его психики. При возвращении к мирной жизни у таких военнослужащих происходит их реадаптация и нередко с серьезными психологическими последствиями. Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении, как свидетельствуют исследования, принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений и особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, это повышает ее адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации. Социально-психологическая адаптация, таким образом, выполняет функцию защиты личности. К другим ее функциям относятся: • достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность — социальная среда»; • максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; • регулирование общения и взаимоотношений; • формирование эмоционально-комфортных позиций личности; • самореализация личности; • самопознание и самокоррекция; • повышение эффективности деятельности, как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива; • повышение стабильности и сплоченности социальной среды; • сохранение психического здоровья. Социализация и психологическая адаптация — процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности — это процесс формирования и становления личности через овладение социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности. Однако не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности, например ее конформное поведение. Вместе с тем полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу ее социализации. Другим механизмом социализации личности выступает воспи-тание — управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закрепляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существующие в обществе. Факторы социализации личности. В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую — индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности. К социальным факторам обычно относят макро-, мезо-и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т. д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств. Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей. Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) — понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи. Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения — орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения). Мезофакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины. Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности. Региональные условия — условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое» культурное и социальное своеобразие). Тип поселения — село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих. Средства массовой коммуникации — технические средства(печать, радио, инематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие аудитории. Микрофакторы — это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении). Особое значение в социализации личности играет историческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Известный отечественный историк А.Я. Гуревич, специалист по эпохе средневековья, утверждал, что «не оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок — такова была общественная доблесть, требовавшаяся от индивида» в средние века. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива. Аналогичные особенности социализации в средние века на Руси отмечали и другие исследователи. И только сразвитием капитализма началось разрушение интегрированности человека в социальную группу, сословие, преобладание индивидуально-личностного уровня притязаний. Замечено также, что в стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентации на групповые ценности, в то время как в переломные кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, те, у которых одновременно преобладают и общечеловеческие, и индивидуально-личностные притязания; а с другой — люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личностей ведет к поискам «внешних» врагов, предпочтению «своей» (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т. п.) группы. И н д и в и д у а л ь н о - л и ч н о с т н ы е факторы социализации личности не менее значимы. С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества, согласно исследованию американского ученого Л. Кольберга, дети до 7 лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т. е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально- личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и общечеловеческих характеристик направленности личности. Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т. е. отчуждением людей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказываются три возрастные группы: 1) дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют свою собственную, отличную от принятой систему ценностей. Сказанное не означает, что подавляющее большинство людей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их социализация проходит: 1) либо через переживание глубокого личностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности оказались востребованными. Содержание социализации личности. Формы социализации личности. Личность не может сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и пространстве. Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более пожилых людей. При этом она носит индивидуальный характер и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Сложилась традиция, согласно которой в структуре социализации принято выделять: 1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту); 2) широту, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Как правило, прежде всего рассматривают содержание социализации, которое не является прямым результатом того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась: материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Истинный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, креативной природы. Однако это возможно только в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государстве все обстоит совершенно иначе. С точки зрения Э. Фромма, в этих условиях наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм — это стремление к подчинению, отказ от «Я», слияние его с кем-нибудь или чем-нибудь, иначе говоря, — это бегство от одиночества, свободы. Социализация в виде садизма осуществляется путем: 1) постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти; 2) эксплуатации других; 3) запугивания окружающих. Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира Конформизм в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я» и превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью. В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «массовый» человек, человек «организации», «извне ориентированная личность», «автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность». Г. Маркузе считал, что одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам; отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, искаженное видение мира, сугубо потребительская ориентация, унификация «Я». Вместе с тем, очевидно, что и главный смысл социализации — достижение того результата, при котором человек становится высшей ценностью в обществе, — еще трудно претворяется в жизнь. Человек вместе с тем всегда нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, принуждения, ограничения его собственного «Я». В этом смысле показательна социализация подростка в нормальном обществе, показывающая, что ив нем нужно правильно формировать человека и следить за его повседневным развитием. В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими личности подростка является адекватной самооценке или даже превосходит ее. Вданной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе. Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующими являются анти- или псевдообщественные ценности, часто ориентирующие на конфронтацию с другими людьми, на безответственность в отношениях с ними. Социально незрелую личность от личности социально зрелой отличает именно тип ответственности. В настоящее время в психологии распространена концепция локуса контроля, выявляющая два таких типа. Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать» — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В качестве других людей, на которых возлагается ответственность, как за неудачи, так и за успехи личности, выступают родители, учителя, а в будущем — коллеги, начальство, знакомые. В обыденных ситуациях, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность. Понятие локуса контроля в его современном понимании было введено в психологию американским психологом бихевиористской ориентации Дж. Роттером. При этом предполагалось, что существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции. Остальные люди занимают промежуточные позиции между этими крайностями. В соответствии с тем, какую позицию занимает на континууме индивид, ему приписывается определенное значение локуса контроля. Говоря о локусе контроля личности, обычно имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Выделяют два типа локуса контроля — интернальный и экстернальный. Причем об интернальном локусе говорят тогда, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, об экстерналъном — если человек склонен приписывать ответственность за все внешним факторам, другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде. Во многих исследованиях установлено, что интерналы более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более популярны. Существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни — чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Все это, конечно, естественным образом связано с их установкой о зависимости от внешних обстоятельств и неспособности управлять своими делами. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману, к совершению аморальных поступков. В последнее время появились новые экспериментальные данные, вносящие коррективы в сложившиеся представления о связи типа ответственности и некоторых особенностей личности. Полученные результаты не подтверждают гипотезу о связи депрессии с внешним локусом контроля. Они в большей степени согласуются с представлениями о связи экстернальности с агрессией, а не с депрессией. И наконец, нельзя абстрагироваться и от такого обстоятельства, как изменчивость локуса контроля (хотя необходимо отметить, что исследований, посвященных этому вопросу, очень мало). Ответственность является важной составляющей, компонентом личностной зрелости. Исследования показывают, что интернальность коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность корреляционно связана с недостаточной социальной зрелостью и асоциальным поведением. Интерналы, как уже отмечалось выше, отличаются большей терпимостью, большей целеустремленностью, самостоятельностью, меньшей агрессивностью, более благожелательным отношением к окружающим, чем экстерналы.
|