Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы социализации личности.






Содержание социа­лизации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные меха­низмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением инди­вида ко всему этому.

Традиционный механизм социализации представляет собой ус­воение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некри­тического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процес­се взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, которые либо специально созданы для социализа­ции, либо реализуют социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные» общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуни­кации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или кон­кретного профессионально-культурного слоя — комплекса, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм меж­личностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диа­логом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным инсти­тутам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов со­циализации созданы эффективные приемы воздействия на массовое сознание, как прогрессивные (воспитание, убеждение, психотера­пия и психокоррекция), так и регрессивные, имеющие целью мани­пулирование или, иначе говоря, «модификацию» поведения людей (массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение слухов и мифов, «промывание» мозгов, «оболванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльности, формирования типичной личности, удобной правяще­му меньшинству). В условиях тоталитаризма, кроме того, социа­лизация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или страха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракизма за ина­комыслие, психического насилия, включая и использование психо­тронного оружия.

При этом следует иметь в виду, что социализация не пассив­ный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социа­лизации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал