Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дневник развития ребенка






Сейчас мы с вами рассмотрим развитие детеныша от года до трех ориентировочно по месяцам. Хочу сразу сказать, что все то, что мы говорим о каком-то месяце, важно, чтобы ребенок сделал шаги в возрастном развитии где-то в ближайшем окружении. За 2 месяца до этого или через 2 месяца после этого. То есть не значит, что он точно в этот месяц должен это сделать. Это говорит о том, как у нас в принципе идет развитие, что он должен делать какие-то шаги по своему возрасту где-то в соответствии с этими сроками.

Возрастной кризис

Теперь отметим, что такое возрастной кризис. Возрастных кризисов в принципе быть не должно, потому что когда у нас есть кризис, это значит, что наше развитие и воспитание пошло совсем не в ту степь. Сначала у нас был только подростковый кризис, потом появился кризис 1 года. Возрастные кризисы – это результат неправильного воспитания детей, это отклонения в их развитии и нарушения, связанные с тем, что существует в обществе. Не имеют никакого отношения к здоровому, нормально развивающемуся ребенку. Как правило, до 3-летнего возраста дети доживают без всяких кризисов. У них бывают некоторые изменения в поведении, и с чем они бывают связаны? Они связаны с тем, что ребенок взрослеет, он чувствует в себе другие возможности, и он начинает перепроверять окружающих. Он перепроверяет это не с целью проверить, правильно ли вы что-то усвоили, а с целью убедиться в правоте своих действий и увериться в своих новых силах и возможностях. Как правило, в течение месяца это все мероприятие нейтрализуется. Это происходит примерно раз в 6 месяцев. Но это не означает, что он будет устраивать истерики и выделывать фокусы. В дневнике это как раз отмечено.

Год и 1 мес.

Теперь начнем с года и 1 мес. Я вам рекомендую смотреть книжку, а дополнения вписывать в конспект. В моторное развитие следует дополнить, что у ребенка начинается активное развитие вестибулярного аппарата. В связи с этим он начинает активно мотать головой, как бы говоря все время «нет». Это нагрузка на вестибулярный аппарат. Кроме этого, они начинают кувыркаться через голову, то есть пытаются: задирают попу и на голову становятся. Свешиваются вниз головой с дивана. Залазят на руки взрослого и тоже пытаются свешиваться вниз. Стучат себя кулачками по голове. Это связано с развитием вестибулярного аппарата, когда требуется дополнительная нагрузка, чтобы он развивался нормально.

Развитие мелкой моторики. Здесь нужно отметить, во-первых, что они начинают расковыривать пальцами дырочки, засовывать пальцы в разные щелочки. Причем чем это опасно – они засовывают пальцы в дверные щели. Поэтому если в доме есть маленький ребенок, перед тем как дверью начинать двигать, надо проверить, нет ли его поблизости. Палец может там быть воткнут. Надо ему обозначить, что дверь может пальцы пришибить, чтобы он поосторожнее к этому относился. Дырочки в розетках пытаемся расковырять. И дырочки на обоях. Если где-то на обоях оказалась дырочка, и взрослые ее не видят, потому что с другого ракурса смотрят, она расковыривается очень красиво. Пальчики мы развиваем таким образом.

Кроме этого, он развивает мускулатуру стопы и поэтому ходит по неровностям. Специально разбрасывает игрушки и по ним ходит. И использует ногу как руку для ощупывания предметов. То есть там рука – нога – рот. Обезьяна такая.

Что касается познавательного поведения. В этом возрасте ребенок начинает проявлять повышенный интерес к природным материалам. Это веточки, листочки, шишечки, цветочки. Мы начинаем их не просто рвать и мять; мы начинаем их рассматривать.

Теперь в пункте исследования себя. Исследуя себя, ребенок начинает исследовать свою голову. В частности, его интересует тот момент, где она у него, наконец, заканчивается. И вот мы начинаем хлопать себя ладошками по башке, чтобы определить, где у нее конец с той стороны.

Теперь особенности поведения. К ним относится то, что они все время пытаются усесться в различные маленькие емкости – сковородки, коробочки, тазики. Причем когда они устраивают туда свою попу, их вовсе не смущает, что емкость слишком маленькая. Попа должна туда поместиться.

Когда вы просите их показать что-то или принести какой-то предмет, они всегда или очень часто приносят не то, что вы просите. Но они это делают не потому, что не понимают, о чем вы попросили. Они как раз очень хорошо понимают. Они просто приносят вам лучшее с их точки зрения. Вы говорите: «Принеси мне бабочку». А он говорит: «Ну смотри птичка какая замечательная. Ну что тебе бабочка эта далась!» Они приносят то, что с их точки зрения кажется более важным, красивым и нужным.

Появляется такая форма поведения, когда мы начинаем лупить по лицу. Сначала, когда мы начинали ощупывать взрослого, месяцев с 7–8, мы начинали трогать лицо – рот, нос, уши проверяли на прочность. А потом мы начинаем, глядя в глаза, просто лупить. Здесь очень важно не запускать, чтобы это поведение не перешло одно в другое. Нужно четко отследить границу, где закончилось ощупывание и началось мордобитие. Если вы не отследили – а это очень сложно отследить – и мордобитие уже началось, нужно его прекращать. Нужно ограничивать движения рук, спускать с рук, ненавязчиво говорить, что мы так не делаем. Не будем маму бить, мы пошли гулять. Здесь совершенно бесполезно обижаться и что-то такое изображать, потому что это вызывает восторг и усиление мордобоя.

Теперь речевое развитие. Здесь единственное дополнение, что обязательно надо разговаривать с ребенком, и при ребенке с кем-то. Это как раз средство, которое помогает перевести пассивный словарь в активный. К годовалому возрасту мы уже имеем достаточно большой пассивный словарь. Чтобы ребенок вывел его в актив, он должен понимать, как это делается. Поэтому он должен слышать, как разговаривают люди. При ребенке ведутся любые разговоры. Только несогласия по поводу воспитания ребенка решаются в кулуарах. Все другие несогласия – при нем, только если вы не решаете свои вопросы с кольтами у виска.

Теперь что касается социальной адаптации. Нужно отметить, что дети проявляют особенный интерес к старшим детям. Они начинают смотреть им в рот и за ними следовать. Прямо «научи меня плохому». Поэтому старших надо показывать отборных.

Теперь – игра. У некоторых детей в этом возрасте появляется первая ролевая игра. Это чаще всего проявляется у девочек. Девочки могут играть с куклами, кормить их с ложки, прикладывать к груди, укладывать спать – все по правилам. У мальчиков обычно позже. Они часто начинают бытовые игры с молотком – забивают гвозди, строят домики. До 6 лет мальчики могут играть в куклы, девочки – в машинки, потом они разделяются.

Год и 2 мес.

Теперь год и 2 мес. Что касается освоения пространства. Ребенок знает название и расположение всех помещений в квартире. Более того, он знает расположение всех предметов мебели, содержимое всех шкафов и полочек, он знает исследованное пространство и неисследованное пространство. Области неисследованного пространства его особенно сильно влекут и притягивают к себе. Он точно знает, что эта область еще не исследована. Кроме этого, он продвигается в своем познании свойств предметов окружающей обстановки. Он понимает, что стулья, табуретки сдвигаются со своих мест, а комоды, диваны не сдвигаются. Он даже знает, кто может сдвинуть, а кто не может. И если нужно сдвинуть, то мы приходим к тому, кто может это сделать, и начинаем требовать. У нас была очень прикольная ситуация, когда игрушки завалились за комод. И Мася прикинула, что, наверно, Светелка может его сдвинуть, поволокла туда и стала ему объяснять, что там лежит. Он попытался – не получилось. Она подумала, пошла, взяла Севу – 19-летнего мальчика – привела его и стала ему показывать. Сева сказал, что сдвинуть он может, но там какие-то проблемы с проводами, и лучше бы папа. Тогда она совершенно быстро сориентировалась и привела папу. Все очень грамотно, между прочим. Они точно знают, кто и что может сделать. При переезде, чтобы освоиться в пространстве квартиры, ребенку достаточно 2 дней.

Еще такой момент, что в качестве подставки дети выбирают самый удобный и легкий предмет, а потом ходят по квартире и подставляют его везде, чтобы можно было достать на уровень выше.

Теперь – познавательное поведение. Сделайте пометку, что у ребенка возникает быстрая ориентация после пробуждения. Проснувшись, они мгновенно оценивают, где оказались.

Особенности поведения давайте отметим такие. Ребенок в этом возрасте перестает сосать руки и тащить в рот предметы. Уже наелся. Мы научаемся ковыряться пальцем в носу – это очень важное достижение. Предупреждаю вас, что очень важно, чтобы вы на это никак не прореагировали. Потому что если вы начнете охать, он будет прямо к вам подходить и вот так вот. Как только возникает гипертрофированная реакция, мы все время будем бегать за объектом и ему показывать: «Ну что же ты не реагируешь?» Если он выковыривает козявку, отведите его в ванную, и пусть там себе выковыривает. А не за обеденным столом.

Речевое развитие. Здесь есть деление на тех, кто говорит, и тех, кто не говорит. Если ребенок уже говорит, то в год и 2 он расширяет словарный запас. Если ребенок не говорит, у него возникает стремление заговорить. Порыв проходит: если он не успел заговорить, значит, не заговорил.

Книги и чтение. Ребенок не может выслушивать длинные сказки – «Теремок», «Колобок» и даже «Курочку Рябу». Зато мы замечательно слушаем всякие стишки: «На зеленом на лугу стоит кринка творогу. Две тетери прилетели, поклевали, улетели». Самое главное, когда вы сказку рассказываете, вы должны именно рассказывать. Она у вас никак не должна задерживаться на страницах. Книжка листается сама по себе, а стишок говорится сам по себе – это два совершенно непересекающихся занятия. У ребенка связи нет, и он считает, что сказка должна говориться, а книжка просто смотрится.

Теперь что касается социальной адаптации. Здесь у ребенка может возникать потребность в подтверждении его правильности. Если были какие-то огрехи, мы можем ходить и запрашивать, чтобы ему лишний раз сказали, что он правильный, замечательный, красавец неимоверный, и все у него изумительно. Они часто в этом возрасте совершают действия для проверки отношения к себе. Ему нужно понимать, правильный он или неправильный. Ему очень нужно. Чтобы вы ему подтвердили, что он хороший и самый любимый, хотя он, может быть, и ошибается.

Что касается игры. В этом возрасте дети начинают заниматься пирамидкой и игрушками, которые устроены по принципу матрешки. Вкладывать одно в другое.

В этом возрасте, что касается бытовых навыков и личной гигиены, мы приходим к тому, что становимся очень грудными детьми. У нас начинается самый замечательный грудничковый возраст.

Кроме этого, в бытовых навыках и воспитании отметьте, что в этом возрасте они начинают класть вещи на место, выполнять однозначные просьбы взрослых и следить за общим порядком в доме.

Те моменты, которые здесь отмечены, начинают носить не единичный, а систематический характер, прямо нарочитый, который трудно не заметить.

Лирическое отступление

Сегодня у нас 18 апреля, наше предпоследнее занятие.

Начнем занятие с небольшого лирического отступления. Это маленькое краткое руководство по тому, как подготовиться к уходу за ребенком, как стать родителями. Его можно не записывать. Очень простые и полезные рекомендации.

Как готовиться женщинам. «Женщины, для подготовки к материнству наденьте халат, поместите в него спереди мешок фасоли. Оставьте на 9 месяцев. После указанного срока отсыпьте процентов 10 фасоли. Мужчины, чтобы подготовиться к отцовству, отправляйтесь в ближайшую аптеку, высыпьте содержимое бумажника на прилавок и позвольте продавцу взять столько, сколько нужно. Затем поезжайте в супермаркет и договоритесь, чтобы вся ваша зарплата прямиком перечислялась в их центральную контору.

Чтобы почувствовать, какими станут ночи, проделайте следующее упражнение. Ходите кругами по комнате с 3 до 6 вечера с мокрым кульком весом от 4 до 6 кг. В 22.00 положите кулек, поставьте будильник на полночь, проснитесь в 12 и до часу ходите с кульком кругами по комнате. Поставьте будильник на 3 часа. Поскольку заснуть вам не удастся, встаньте в 2, что-нибудь выпейте. В 2.45 опять отправляйтесь в кровать. В 3 вместе с будильником встаньте, пойте песни в темноте до 4 утра. Поставьте будильник на 5 часов. Встаньте, приготовьте завтрак. Повторяйте в течение года. Выглядите счастливыми.

Следующее упражнение. Удалите мякоть из дыни, проделав сбоку небольшое отверстие размером с шарик для настольного тенниса. С помощью бечевки подвесьте к потолку и раскачивайте из стороны в сторону. Возьмите миску размоченных кукурузных хлопьев и попытайтесь засунуть их ложкой в раскачивающуюся дыню, подпрыгивая, как кузнечик. Продолжайте, пока не закончится половина миски. Оставшиеся высыпьте себе на колени. Теперь вы готовы кормить карапуза.

Чтобы подготовиться к первым шагам малыша, перемажьте вареньем диван и занавески. Длинные занавески оторвите вместе с карнизом. Надкусите обеденную котлету, положите за музыкальный центр и оставьте ее там на пару месяцев.

Научитесь одевать маленького ребенка. Купите авоську и живого осьминога. Постарайтесь засунуть осьминога в авоську так, чтобы ни один из щупальцев не высовывался наружу. Время на выполнение – утро.

Приготовьтесь выйти погулять. Затем подождите в ванной полчаса. Выйдите на улицу, зайдите обратно, выйдите, снова зайдите внутрь, выйдите и пройдите по дорожке. Вернитесь. Опять пройдите по дорожке. 5 минут очень медленно идите вдоль дороги. Каждые 10 секунд останавливайтесь и рассматривайте окурки, остатки жевательной резинки, грязные бумажки, дохлых насекомых. Идите обратно, громко кричите, что с вас довольно, что больше вы так не можете. Добейтесь, чтобы соседи вас услышали. Вы готовы попытаться вывести малыша на прогулку.

Забудьте про спортивные автомобили и купите себе семейную модель. Не думайте, что она будет стоять перед домом чистенькая и сверкающая. Семейные машины так не выглядят. Положите в бардачок рожок шоколадного мороженого и оставьте там, пока не растает. Заклиньте монеткой окошко для кассеты в магнитоле. На заднем сиденье раскрошите пакет шоколадного печенья и на полученное крошево вылейте бутылку кока-колы. Проведите детскими граблями по обеим сторонам кузова. Вот так, отлично! Теперь у вас семейная машина.

Отправляйтесь в супермаркет, захватив с собой наиболее похожее на дошкольника существо. Идеально подходит взрослый козел. Если планируете завести несколько детей, возьмите соответствующее количество козлов. Покупайте ваш обычный ассортимент товаров на неделю, не выпуская козлов из видимости. Платите за все, что козлы съедят или поломают. Повторяйте все, что вы говорите, по крайней мере, 5 раз.

Непосредственно перед тем как завести ребенка, найдите семейную пару, у которой уже есть дети, и покритикуйте их способы воспитания, отсутствие терпения и то, что они позволяют детям вести себя буйно. Предложите, как улучшить режим сна детей, приучить их к горшку и просто научиться хорошо себя вести. Не забудьте получить от этого удовольствие!»

Это замечательная иллюстрация представления о детях в современном обществе! Между прочим, когда читаешь беременным, они не понимают, о чем идет речь. Они не понимают, что здесь такого веселого

Год и 4 мес.

Теперь давайте продолжим заниматься дневником развития ребенка.

Следующее у нас – год и 4. Там, где идет исследование себя. К этому времени малыш находит свой пуп и начинает с ним заниматься. Они начинают там ковыряться и проверять пуп у всех окружающих. Чтобы вы не переживали: они себе ничего там не выковыряют, не проделают дырку в животе. Они просят взрослых показывать наличие пупков для сличения и очень радуются, когда обнаруживают сходство.

Речевое развитие. Если ребенок уже говорит, он расширяет активный словарь и может начать произносить трехсложные слова, во всяком случае, попытка будет присутствовать.

Теперь социальная адаптация и психоэмоциональное развитие. Здесь нужно добавить, что ребенок любит искать предметы, играть в игры, где что-то нужно найти. Они очень хорошо умеют находить предметы, которые не видят взрослые. Дело в том, что ребенок со своего роста лучше видит какие-то вещи, которые вы уже не видите. Вы можете что-то куда-то закладывать и забывать об этом, а ему видно, он знает, где это лежит. А поскольку у него хорошая память, он это еще и помнит. Очень часто бывает ситуация, когда вся семья чего-то ищет и не может найти, а ребенок что-то пытается им объяснить, а они отмахиваются. Тогда он садится, ждет, когда они успокоятся, потом идет и приносит им то, что они искали. Потому что он видел и так, где оно, но его никто не слушал. Можно использовать такое замечательное свойство детей.

Год и 6 мес.

Теперь что касается года и 6 мес. Это следующий этап развития ребенка. Здесь хочу отметить, что ребенок начинает упражнения в спрыгивании, по крайней мере, может начать. Та высота, с которой они спрыгивают успешно, связана с ростом ребенка; это 35–40 см, фактически со стула. Еще такая пометочка: это касается мальчиков. Девочки проявляют стремление спрыгивать с высоты ближе к 2 годам. То есть они могут прыгать на одной ножке, подпрыгивать, перепрыгивать через веревочку, но желания спрыгивать у них нет. Если ребенок не прыгает, может быть, он просто не догадался: примера у него не было. А может быть, испугался. Если вы начнете с ним прыгать, вы поможете ему какие-то страхи отсеять, показать пример. Вы можете и сами попрыгать – представляю картину! – а можете предложить ребенку игру, когда вы ставите его на возвышение и спрыгиваете. Провоцировать его спрыгивать, подтягивая за ручки, можно с небольшого возвышения, буквально книжку положить. Здесь очень важен пример. Надо, чтобы кто-то пришел в гости и попрыгал, и они очень быстро начинают это осваивать.

Теперь что касается познавательного поведения. Исследование себя. В этом возрасте детеныш начинает изучать свои возможности слышать звуки. Он может это делать и раньше, но, как правило, в этом возрасте упражнения носят целенаправленный характер. Что он делает? Он кричит что-нибудь, закрывая два уха, одно, другое, и слушает, что у него получается. Ему просто становится интересно, как это работает. Вот такая проверка. Потом начинает кричать «у-лю-лю», как индеец. Но поскольку у него самого рукой получается хлопать медленно, он приходит к взрослому и просит, чтобы ему сделали «у-лю-лю», чтобы красивее получилось. Моя Мася исследовала эти возможности, когда ей было год и 7. Она садилась на диван, вытянув ручки, что-то бубнила и закрывала уши. Если не знать, что это вот это, то можно и внимания не обратить. Разговаривать в шумном метро, кричать в ведро – то же самое. Они это исследуют, но вы не всегда можете понять, что же они делают такое.

Следующий момент к особенностям поведения. К полутора годам ребенок начинает показывать и приносить маме то, что она просит, а не то, что ему больше нравится. Кроме этого, они с большим удовольствием показывают картинки, предметы и с этого возраста очень любят рассматривать книжки. Картинки им нужно показывать 2–3 раза подряд.

Еще такая особенность поведения: мы начинаем кусаться и биться. А еще мы начинаем раздеваться и бегать голыми. Теперь смотрите: что касается кусания, это такой важный момент. Кусаем мы, как правило, тех, кто маленький – меньше, чем взрослый – и в том случае, если этот детеныш проявляет агрессию в адрес малыша. Так идут разборки в стае, как правило. Если старшие дети вдруг проявляют агрессию по отношению к младшему, с его точки зрения, то есть не бьют его лопатой по голове, а игнорируют его, ведут себя неуважительно по отношению к нему, то те начинают кусаться. Это большая проблема, и она сильно вылезает в детских садах. Там действительно могут приходить покусанные дети. И могут биться – по той же причине. В этом случае надо воспитывать и тех, и других. Без воспитания обеих сторон просто не обойтись. Старший не должен ни в коем делать выходок, которые унижают достоинство младшего. Что они обычно делают? Этот что-нибудь берет, а тот подходит и отнимает, как будто это не человек, а механическая кукла. И тот обижается ужасно и кусается. Поэтому старший должен относиться по-человечески, должен спрашивать, когда что-то берет, предлагать взамен, то есть вести себя, как взрослый. На поведение старшего распространяются те же правила, что и на поведение взрослого человека. А малыша надо учить, что кусаться не стоит. Чем это еще вредно: когда они начинают кусать детей, они могут это еще и на взрослых переносить. Это всегда происходит с отсрочкой по времени, с разрывом в месяц. Вдруг такие плоды замечательные – вот откуда они взялись? Только одно средство от этого избавиться – привести в порядок старших. Пока они будут вести себя безобразно по отношению к младшим, от кусания избавиться нельзя. У них ведь только одно оружие. Очень забавно смотреть, как 9-летний ребенок бежит от полуторагодовалого. Светелка убегал от Маси и говорил: «Она такая кусачая!» – «А ты наверняка у нее что-нибудь отбирал». Это всегда было именно в такой ситуации. Или она что-то устроит, а он придет и переставит. Она тогда начинает с ним разбираться или просто подходит сзади и кусает без предупреждения. Это такое обозначение: «это мое».

Теперь речевое развитие. Во-первых, мы начинаем осознанно говорить «нет», ребенок начинает правильно использовать жесты «да» и «нет». Широко используется звукоподражательная речь – все эти «ав-ав», «хрю-хрю». Если ребенок уже говорит, в этом возрасте они уже значительно продвинуты в речевом отношении. Расширяется словарный запас, и начинают использовать склонения существительных и притяжательную форму местоимений, имен собственных. То есть они могут отвечать на вопрос: «Это чье?» – «Мамино».

Что касается книг и чтения. Обязательно проявляется интерес к чтению сказок, если он не появлялся раньше. Ребенок способен слушать «Курочку Рябу», «Репку» и тому подобные мини-сказки.

Что касается социальной адаптации. У ребенка в этом возрасте появляется личное пространство. Личное контактное пространство есть у каждого: кому-то удобно, когда с ним разговаривают близко – на расстоянии полуметра, а кому-то неудобно, ему надо, чтобы стояли на расстоянии метра. Это зависит, в первую очередь, от культурной основы, и еще есть некоторая индивидуальная специфика, которая связана со всякими опасениями, насколько мы кого боимся, насколько мы кого принимаем. Ребенок этого возраста определяет дистанцию так, что он берет вас и чисто физически отодвигает и придвигает. Мне очень нравится, когда Данька садится с Масей книжки смотреть: она его берет, сажает, как надо, сама садится, отмеряет расстояние, и после этого они начинают заниматься. Причем они люди очень простые, поэтому у них прямо буквально: отмерил сантиметром, поставил, а теперь будем общаться.

Теперь у нас момент естественных отправлений. Появляется такой замечательный момент – ребенок ходит в штанах. Он может надевать штаны, чтобы помодничать. Но штаны у нас до первого пописа. Ребенок в штанах может долго не писать. Если мы штаны одели для моды, мы очень долго держимся, бережем одежду, но потом все-таки не удерживаемся, и она оказывается пострадавшей. Еще детеныш, если одевается, может писать заигравшись.

Теперь бытовые навыки и личная гигиена. Здесь хочу отметить только то, что ребенок начинает делать попытки самостоятельно одеваться, проявляет разборчивость в одежде и начинает предлагать, чтобы ему одели именно эту футболку. И если никаких препятствий нет, то почему бы, собственно говоря, не одеть. Только не ловитесь на удочку, потому что там есть такой финт ушами. Сначала мы просим, чтобы нам одели именно эту и никакую другую, а потом мы начинаем просто вредничать: «Эту не хочу, хочу вот эту». – «Ну давай надевать». – «Нет, уже не хочу, хочу другую». Мама может лопухнуться и не сразу отметить, что пошла совсем другая игра, и надо ее остановить. Рекомендуется ловиться на такие вещи только один раз.

Дети проявляют особую любовь к мытью рук. Она имеет действительно гипертрофированные размеры, когда руки мыть можно каждый час и по любому поводу. Мне родители принесли такие фотки: утро – ребенок моет руки; день – ребенок моет руки. Вечер – на даче все та же поза у колонки, и мы продолжаем мыть руки. Глубокий вечер – он все еще продолжает мыть руки, потом его просто берут и уносят спать. Прямо оттуда. По фотографиям такое впечатление, что он стоит там целый день – у него такая работа. Сильно препятствовать этому не нужно, но если вы чувствуете, что дело зашло слишком далеко, может быть, стоит сходить куда-нибудь по малину или переключить свое внимание.

Год и 8 мес.

Теперь – год и 8. Это немного пограничный возраст в том плане, что здесь происходит так называемый детский кризис. Мы начинаем проявлять немного конфликтное поведение. Это связано с тем, что мы вырастаем до определенного уровня, у нас увеличиваются возможности, мы пытаемся их применить, и это у нас не всегда получается так, как следует. И взрослые еще не привыкли, что у ребенка появились новые возможности, и по привычке ему препятствуют. А он начинает ругаться: «Я уже большой, а вы меня за маленького держите».

Что касается сна. Ребенок может укладываться спать на живот. Может требовать, чтобы его укрыли одеялом, но это еще ни о чем не говорит, потому что в процессе сна оно все равно слетает.

Год и 9 мес.

Год и 9. Здесь я хочу отметить, что с этого возраста ребенок перестает вредничать. Прошел месяц с тех пор, как у него появились первые признаки негативизма, и за это время вы разобрались, что он подрос, у него другие возможности, соотнесли свое поведение, и все закончилось. Такие перемены в поведении ребенка, связанные с его взрослением, всегда сглаживаются за месяц. В общем, нужно 3 недели, чтобы вы поняли, что, где и как, перестроились и опять пошли в светлое будущее.

Ребенок может управлять эмоцией, и у него появляются бессознательные страхи. На это обращаю внимание, потому что у малыша как раз в этом возрасте наступает период бессознательного страха, когда он начинает бояться, казалось бы, безобидных вещей. Например, перышки, которые из подушек вылезают. До этого времени мы с ними играли, а потом вдруг начинаем их бояться. Совершенно неизвестно, почему эти страхи возникают. Здесь приведен примерный перечень того, чего дети часто начинают бояться.

Теперь я расскажу, как с этими страхами обращаться. Во-первых, ни в коем случае – вот я опять в который раз читала в журнале рекомендацию психолога: «Если у вас ребенок чего-то боится, познакомьте его с этим страхом, наполните страхом все комнаты, чтобы страх стал не страшным. Рисуйте его регулярно, вешайте на стенки». Это срабатывает как? Эпопеи с этими страхами я очень хорошо знаю, потому что у меня есть знакомые психологи, которые рассказывают мне, как они это все снимают. Это совершенно безумная, неправильная тактика, неприемлемая для этого возраста. Потому что для ребенка страх становится нестрашным только в том случае, если его можно победить. Он не должен ничего наводнять. Причем это решается буквально за несколько часов. Зачем же нам тогда огород городить и месяцами его к чему-то приучать, сводить его и себя с ума, когда это решается очень быстро. Если ребенок боится перышка, как его можно победить? Его можно собрать и спустить в унитаз. Или сжечь его на свечке. Вы его победили – вы уничтожили страх. Когда он видит пути, которыми можно этот страх уничтожить, он перестает его бояться. Он сохраняет к перышку отношение как к чему-то неприятному, но перестает его бояться.

Гораздо хуже, когда, например, дети боятся черных гладких поверхностей. Потому что черные гладкие поверхности бывают разные. В частности, такая замечательная история с индийским слоном. Стоял себе, никого не трогал, в серванте индийский слоник. Красивый, черный и гладкий. Ребенок ходил, его не замечал, а потом вдруг перестал заходить в комнату. Не могли понять, в чем дело, потом выяснили, что вот этого слона он боится. Хорошо, что выяснили. Сочинили историю: слона спрятали куда-то, а ребенку рассказали, что пришли охотники, забрали слона, посадили в клетку, и теперь он в зоопарке. Ребенка этого возраста не смущает, что слон преобразился: в зоопарке он другой, но это не важно. Страх прошел. Потом, когда в 6 лет ему этого слона показали, он даже не вспомнил, что когда-то чего-то боялся. Просто есть период, на который распространяются эти страхи. Если мы его проживаем нормально, они уходят и не возвращаются.

Следующее: у ребенка может появиться страх темноты. До этого возраста ребенок входит в темное помещение, его ничего не смущает, а тут вдруг мы почему-то останавливаемся около темной комнаты и говорим, что мы не можем туда войти, что нам бы с кем-нибудь туда бы. Он приглашает кого-нибудь, чтобы ему включили свет. С этим страхом не нужно ничего делать – нужно просто порадоваться, что он появился. Это значит только то, что ребенок начал забывать свое внутриутробное существование.

Теперь что касается бытовых навыков и личной гигиены. Должно у нас быть отмечено, что это период наскальной росписи и татуировки. Хочу сделать пометочку: рисование. С года и 9 мес. малыши начинают активно развивать свои художественные способности. У нас прекращается организованное рисование на листах бумаги и начинается период наскальной росписи и татуировки. Выражается он в том, что мы расписываем стены, мебель, собственные руки, ноги, живот. Если до этого мы на себе рисовали эпизодически, то теперь, пока картину маслом не напишем, оторваться нет никакой возможности. Но мы ничего не запрещаем. Удивительно: рисование появляется у детей в год и 9 мес. – это такой магический возраст, когда оно обязательно появляется. И вы об этом узнаете, открыв дверцу шкафа, где уже есть роспись, или вдруг увидев после ремонта красиво расписанную стену, отделанную дополнительно какой-нибудь очень неподходящей краской. Это же отражение истории человечества в индивидуальном развитии ребенка. Вы представляете, какая за этим стоит грандиозная история! Не разрешать нельзя, потому что все равно будет рисовать, но тогда уже до 50 лет, на всех стенах. А только в 50 лет пересмотрит свои ошибки.

Смотрите, что мы делаем: мы выделяем участок стены, оклеиваем его подходящими обоями, на которых можно рисовать, причем приколотые листы ватмана и специальные доски не подходят – надо рисовать именно на стене. Поэтому лучше наклеить обои, окрасить их какой-нибудь краской, чтобы можно было перекрашивать, оклеить их бордюрной лентой – очень важно проложить границу. Если он рисует на мебели, там, может быть, какая-то доска и подойдет. Но если мы рисуем на стене, там требования конкретные: должна быть именно стена. Это не оберегает от того, чтобы рисунки появлялись по всей квартире, но их объем резко сокращается. Если у нас есть своя стена, все остальное оказывается либо совсем не покрашено, либо покрашено только чуть-чуть. Еще такой вариант: сделали ремонт, купили обои с запасом. Когда ребенок отрисовал, просто переклеили стену теми же обоями.

Года

2 года. Там, где у нас книги и чтение, давайте отметим, что дети рассматривают книги вверх тормашками. Они обычно начинают

рассматривать книги вверх тормашками раньше, а в этом возрасте продолжают и, как бы вы ни крутились, они все равно будут переворачивать книгу вниз головой. В чем сакраментальный смысл этого действия? Да просто в том, что он вам дает книжку смотреть, а не себе. Они прекрасно знают, где у нее верх и низ, но разворачивают ее как бы для внешнего наблюдателя. И если вы находитесь с ним, предполагается, что внешний наблюдатель находится напротив вас вдвоем, которому он опять-таки дает эту книжку. Вы просто берете свою другую книжку и читаете правильно, а эту он продолжает держать. Делаете ему такой реверанс. Или лучше сядьте к нему с другой стороны.

Теперь социальная адаптация. Хочу добавить, что ребенок начинает выделять младших детей. Во-первых, младше себя, во-вторых, самого младшего, кроме себя. То есть если есть группа, он выделит самого младшего в группе, помимо себя, и будет его как-нибудь оберегать. Будем его защищать, а всем остальным делать «ни-ни-ни».

Кроме всего прочего, у нас продолжается провокационное поведение с целью проверки рамок дозволенного. Если вы где-то дали слабинку и как-то эту рамку пошатнули, мы обязательно будем подходить и проверять, как она стоит. Стоит ли ее пододвинуть чуть-чуть подальше? Он, по идее, приходит для самоопределения. «Я вас правильно понял, что я теперь могу посуду бить?» Вы говорите: «Нет-нет! Неправильно! Ничего ты не можешь». Здесь надо быть очень аккуратным, что вы ему наопределяете. Один раз можете промахнуться, второй раз – ни в коем случае. Я здесь всегда рассказываю анекдот про апельсины. Приходит человек в аптеку и говорит: «Взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг апельсинов». Ему медсестра объясняет: «Вы понимаете, это аптека, мы апельсины не продаем». – «Так у вас есть апельсины?» – «Нет у нас апельсинов». Он уходит, потом опять: «Взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг апельсинов». – «Это аптека, здесь апельсины не продают!» Он уходит и приходит в третий раз. Все делает то же самое. Ему опять объясняют, что это аптека, здесь апельсины не продают. Он уходит. Потом опять возвращается. Медсестра вешает на дверь табличку: «Апельсинов нет». Он заходит и говорит: «Так все-таки они были!» Здесь то же самое.

Бывает, что ребенок уяснил, что с мамой чего-то делать нельзя, а вот окружающие ему позволяют, если он начинает капризничать. Вы представляете, сколько можно так топтаться на одном месте! Лучше уж всем определиться с самого начала. Это плохо для психики ребенка, прежде всего. Потому что его постоянно провоцируют к неправильным действиям, то дают, то забирают. Это странные взрослые получаются, не совсем в себе; это не нужно, потому что он тогда к окружению будет относиться соответствующим образом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал