Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речевое развитие
Я думаю, для вас не является секретом, что для того, чтобы была речь, нам нужен словарный запас. Словарный запас ребенка включает в себя названия всех предметов и явлений, с которыми он знаком. Этот словарный запас можно разделить на пассивный и активный словарь. Пассивный словарь включает в себя все понятия, которые ребенок знает, но их не называет. Как правило, к годовалому возрасту пассивный словарь ребенка включает все слова и понятия, которые когда-нибудь при нем определялись, назывались или описывались. Он не белый человек, он индеец, которому достаточно один раз наступить на грабли, чтобы понять, что это такое. То есть все, что вы говорили мимоходом, он помнит и знает. Понять, что у ребенка есть пассивный словарь, можно по косвенным признакам. То есть вы говорите кому-то: «Дай мне матрешку». А ребенок побежал и вам несет – значит, он понимает речь. Хочу сказать, что у нас очень любят проверять речь ребенка по наличию активного словаря – это неправильно. Речевое развитие проверяют по наличию пассивного словаря у детей до 3 лет. Активный словарь включает в себя все понятия, действия, предметы, явления, которые ребенок называет, обозначает как-то. Активный словарь делится на несколько видов речи. Он включает в себя нормальную речь – это все слова, которые используются в данном языке. Условная речь – это условное название предметов и явлений, которое ребенок им присваивает. Например, когда ребенок льва называет «езянь» почему-то, когда хомячка называет «бидя», а звездочку «калька». Следующее – это звукоподражательная речь, когда ребенок использует звуки, изображающие предмет. Например, кошка – мяу-мяу, собачка – ав-ав, идти – топ-топ, пистолет – кых-кых и т.д. И жестовая речь – это использование жестов вместо слов. То, чем мы пользуемся: «до свиданья», «здравствуйте», «вот такой большой», «да», «нет». Сроки возникновения речи. Первое осознанное слово нормальной речи относится к 9 месяцам. Это самое раннее время, когда ребенок говорит первое осознанное, оформленное слово. Но в принципе срок, когда он может это слово сказать, начинается с 9 мес. до 3 лет. Вот такой разброс. Есть отдельно взятые личности, в основном это мальчики-первенцы и особо продвинутые девочки, которые начинают говорить действительно в 9-месячном возрасте и к 2 годам рассказывают сказки. Но это бывает очень редко. Мальчики-первенцы относятся к таким детям, потому что у них, как правило, родители сидят на голове и выжимают из них первое слово. Но никому не известно, хорошо ли это. Обычно первое слово говорят к 1, 5 годам и только в 2–2, 5 года начинают говорить. Хочу вам здесь привести такой анекдот. Мальчик не говорил до 6 лет, а потом сказал: «Каша подгорела». – «Что ж ты раньше-то молчал?» – «Раньше все было нормально». Пушкин, Эйнштейн, Лермонтов, Толстой тоже начали говорить чуть ли не в этом возрасте. Все исследования, из которых взяты возрастные нормы, проводятся на детях в доме ребенка. Они живут в ненормальной среде. На них нельзя ориентироваться вообще. Они могут заговорить раньше, а чем им там еще заниматься? Надо же как-то потребовать внимания нянечек. Вообще многие родители жалуются, что их первенцы болтают. Ну и пусть себе болтают, у них же нет детской компании. Следующие дети обычно начинают говорить позже, потому что есть другие дети, которые их понимают без слов. Причем хочу сказать, что они так виртуозно изъясняются жестами, что только полный идиот не поймет, что он хочет. Отказ от речевого общения. Когда ребенок начал в свободном полете говорить, когда ему это понравилось, и тут к нему стали приставать: «Ну поговори!» Он заговорил. «А что ты неправильно говоришь? А что ты хочешь?» Тогда ребенок отказывается от речевого общения. Причем может отказаться говорить на год-полтора. Сказать: «Ну и пошли вы все в сад!» Как правило, в этих ситуациях они переходят на жестовую речь и вообще не говорят, то есть даже не используют звукоподражательные элементы. Максимум что может сказать – «не-а». Поэтому лучше не изображать из себя перед ними дурачков, не дергать и не приставать. Тогда дело пойдет гораздо лучше. Отказ от речевого общения возможен еще в тех случаях, когда ребенок пугается. Он может перестать говорить на некоторое время. Ребенок может забывать слова, которые говорил раньше. Например, ребенок начал говорить в 11 месяцев, говорил слова «мама» и «баба», потом в год и 2 мес. их начисто забыл и начал говорить совершенно другие слова. Это нормально, так оно и бывает. Особенности речи Может быть такая особенность, которая бывает в 3–4 года – это заикание. Это такое заикание специфичное, которое выражается в повторении слогов. Они начинают заниматься отработкой артикуляции, и они повторяют слог несколько раз. На стадии отработки их трогать не нужно, не нужно их исправлять и беспокоиться, что они заики. Когда он говорит слово «машина», ему кажется, что слог «ши» он сказал недостаточно четко. Поэтому он говорит «маши-ши-шина». Очень хорошо видно, что он пытается сказать не само слово «машина» а только слог «ши». Специфика такая, что они сначала говорят это в качестве тренировки, а потом у них формируется привычка. Здесь тонкость заключается в том, что надо отследить: когда он уже говорить научился, и это стало привычкой, тогда нужно требовать просто, чтобы он проговаривал слово целиком и правильно и больше слогов не повторял. Исправление наступает в течение 4–6 мес. Причем без особых усилий. То есть не надо целый день сидеть, а когда вы несколько раз в день попросили его переговорить, у него в конце концов откладывается, что нужно проговаривать слово правильно. Только здесь нужно рассчитывать на такой продолжительный срок. Этапы развития речи. Первый этап – это до 3 лет. Это этап, когда ребенок учится ориентироваться в речи, в языковой среде. С 3 до 5 лет у нас идет этап уточнения артикуляции, то есть мы выясняем, как у нас работают губы, язык, когда мы произносим какие-то слова. На этом этапе идет проговаривание слогов. От 5 до 8 лет у нас идет этап овладения речью. Это время, когда идет формирование языковой личности, и можно сказать, что только к этому времени ребенок понимает, что такое язык, что такое речь, как она устроена. Это относится к детям любой языковой принадлежности. Только после того как мы поняли, что же такое человеческая речь, мы можем начинать учить какой-то еще язык, и желательно не дома за учебником, а прямо в языковой среде. Те дети, которые учат сразу несколько языков, потому что попадают в такую среду, например, во Франции мама русская, папа итальянец, а дети ходят во французскую школу. Такие дети говорят с мамой по-русски, с папой по-итальянски, а в школе по-французски. Проблема в том, что когда такие дети вырастают, они не понимают границы языка, у них речь перемежается словами разными. Оказывается, что такие дети не говорят чисто ни на одном языке. Им надо сделать хотя бы два языка – один в семье и другой на улице. Или тогда уж всем говорить на французском языке, а русский – потом. Надо, чтобы ребенок все эти этапы полноценно прошел, чтобы он до 5 лет структуру речи понял. Все эти проблемы в возрасте 5–8 лет решаются легко. Правда, при решении артикуляционных проблем всегда рассчитывайте на долгий срок – 6–8 мес. Опять-таки, занятия должны быть не утомительными. Если вы 4 раза в день поправите произношение ребенка, этого будет вполне достаточно. Усиленные занятия усугубляют это.
|