Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание биоритмов






СОН

Давайте начнем с описания биоритма «день-ночь», потому что как раз сон у нас тесно связан с нашими суточными ритмами. Суточные ритмы называются фазными ритмами. Суточный ритм «день-ночь» формируется у ребенка под воздействием на сетчатку глаза солнечного света. Именно дневного, именно солнечного. В результате у ребенка вырабатывается гормон мелатанин, который и выполняет эту регулирующую функцию.

Процесс формирования суточного ритма «день-ночь» начинается примерно в месячном возрасте (4-6 недель) и оформляется в период от 6 мес. до 3 лет.

Оформляется этот ритм с привязкой к географическому месту проживания, потому что там учитывается угол падения солнечного луча.

Помимо того, что у нас существует суточный ритм, ориентированный на светлое и темное время суток, у нас еще существуют базовые ритмы. Эти базовые, или глобальные, ритмы и есть те, с которыми ребенок рождается, и для их проявления ему не нужно ничего. Они свойственны человеку как виду. Этот ритм определяет функцию пищеварительной, выделительной системы, циклы работы головного мозга. Поэтому у ребенка изначально существует дневной и ночной сон. То есть если в родах было все нормально, ребенок у вас не перепутает день и ночь. Этот ритм ориентирован не на свет и темноту, а на пики и спады биологической активности, которые распределяются по суточному времени.

У нас существуют два таких пика в течение суток. Спад биологической активности приурочен к 4 часам утра и к 4 часам дня. От них все и пляшет. Это глобальный ритм.

Суточный ритм всегда ориентирован на наличие или отсутствие дневного света. Он регулируется социально, а вот на глобальные ритм мы повлиять не можем.

Когда мы говорим, что у ребенка нарушены глобальные ритмы, то мы говорим о какой-то травме. Если у ребенка есть статус тревожности и у него нарушен сон, то, как правило, это бывает связано с внутриутробной травмой или травмой рождения. Либо бывают такие социальные деформации, когда сами родители нарушают сон ребенка своими «грамотными» действиями. Особенно когда мы говорим о социально ориентированном ритме – там всегда дело рук родителей.

Теперь, мы должны учитывать, что у ребенка существуют биологически заданные сутки. У нас есть биологически заданные сутки и сутки реального времени. Биологически заданные сутки всегда длиннее реальных, потому что они определяются по срочности. Если вдруг чего-то случится, то чтобы у нас хватило срочности пережить какой-то катаклизм. У человека реальные сутки составляют 24 часа, а биологически заданные – 25. Поэтому раз в месяц мы накапливаем ошибку – этот час накапливается – и у нас что-то происходит с режимом. Поэтому если нас не утомить тяжелой физической нагрузкой, то мы обязательно эту ошибку где-нибудь выдадим. У нас произойдет либо бессонница, либо, наоборот, проспим целые сутки. Это характерно и для взрослых, и для детей.

В связи с тем, что сон необходим всем и он социально ориентирован, у нас в основном есть люди так называемого нейтрального типа, которые подчиняются суточным ритмам и спят тогда, когда им нужно. Скажем, закончилась бытовая активная деятельность, завершили свои задачи, уснули, утром проснулись и опять приступили к активной жизни. И неважно, когда у нас закончилась бытовая задача; когда закончилась, тогда и заснули. И у нас все хорошо.

К нейтральному типу относятся 90% людей, которые ориентируются именно на социальные установки, организуя свой ритм. Но существует 10% людей с врожденными деформациями этого ритма. И называются они как раз «совы» и «жаворонки». Давайте я вам расскажу, как выглядит настоящий «жаворонок» и настоящая «сова». Чистый «жаворонок» просыпается в 4 часа утра, в крайнем случае, в 5. Он не может больше спать. Он встает, у него отличное настроение, у него полно энергии, он готов сворачивать горы. И примерно через час он начинает их сворачивать: если это женщина, то она тарахтит кастрюлями по всей квартире, никому не дает лежать. Жаворонок ведет очень бурную деятельность до 11 часов утра. Потом он чувствует, что слегка устал. Отдохнув, он снова активен часов до 4-х дня. В 4 часа дня он чувствует, что смертельно устал, у него портится настроение, он начинает брюзжать. И заканчивается это тем, что в 8 часов он засыпает. Он засыпает в 8 часов неизменно, ничто не может на это повлиять. Он может спать стоя, лежа, сидя.

И настоящая «сова» – раньше часа дня она никогда не встает. Ее, конечно, можно поднять в 11, но только поднять. Она может стоя поспать, а потом все равно упадет. И вот когда в час дня она просыпается, у нее дурное настроение, она будет брюзжать и ругаться. Часам к 4 дня настроение у нее явно улучшается. Сова после пробуждения никогда не способна работать сразу. И вот к 8 часам вечера она чувствует прилив сил и энергии. Она полна идей, и когда все укладываются спать в 11, у нее как раз самый прилив. Наибольший период активности «совы» – это между 23 и 2 часами ночи. До 3 ночи она усиленно работает, в 4–4.30 засыпает. Если вы действительно «сова» или «жаворонок», ваши ритмы сместить нельзя. Если они «гуляют» туда-сюда, то это нейтральный тип, неправильно наученный. А если у «совы» маленькие ребенок, то это проблема родственников, потому что она не просыпается. Ей можно только подкладывать ребенка с той или с другой стороны, если она кормит грудью, но она будет только слегка приоткрывать глаза.

Это действительно тяжелая проблема, и с этим ничего нельзя сделать. Мы с вами разобрали, какие есть проблемы, и поняли, что, слава богу, нейтрального типа намного больше.

Ночной сон

Продолжительность ночного сна ребенка от 1 до 3 лет составляет 9–12 часов. Время вечернего укладывания зависит, в первую очередь, от социальной жизни семьи, т.е. как у нее организован ритм. А во-вторых, от состояния ребенка. То есть, если он обычно укладывается в 10 вечера, а тут поспал с 7 до 9, то в этот раз в 10 вечера он спать не ляжет. И еще связано с состоянием здоровья, но это такие эксклюзивные вмешательства. В основном, мы укладываемся в пределах полутора часов в среднем в 10–11 вечера. Это свойственно для города. Есть дети, которые укладываются спать раньше – в 8–9 вечера, но это их личное желание.

После засыпания примерно через 1, 5–2 часа у ребенка идет первое пробуждение. Как правило, здесь ребенок прикладывается к груди и ходит в туалет. Следующее пробуждение наступает около 4 часов утра. Затем – около 6 и около 8. Здесь – все то же самое. Эти пробуждения связаны с состоянием нервной системы. У ребенка незрелая нервная система, которая заставляет его просыпаться именно с этой периодичностью. Это происходит у любых детей до 3 лет. Здесь всегда ребенку нужно попить и пописать. Но особенно характерны эти пробуждения для годовалого возраста. С возрастом они немного смещаются. Как правило, к 2 годам пробуждение в 4 утра может уйти. У других детей наоборот – 4-часовое пробуждение сохраняется, а остальные отваливаются. Бывает так, что дети сначала убирают самое первое пробуждение после засыпания. То есть по мере созревания нервной системы продолжительные периоды сна проявляются все более явно.

Теперь затронем вопрос: когда мне мамы говорят, что у них другой ритм, но он все-таки есть. Во-первых, это тот ритм, который вы сами задавали ребенку. Во-вторых, если ребенок просыпается каждые 1–2 часа, то это называется тревожный сон. А тревожный сон, как правило, связан с родами.

Давайте разберем, что влияет на спокойствие ночного сна. Ребенок спит в нормальном ритме, но периодически у него бывают более

беспокойные ночи. Что может влиять на малыша? Во-первых, на ночной сон между 1 и 3 годами влияют фазы луны. Даже если до года они не влияли, то потом начинают влиять. Выражается это в том, что дети в полнолуние и новолуние могут более беспокойно спать и очень много писать. Для более чувствительных детей, в частности, для кесарят, на ночной сон влияют изменения атмосферного давления, и достаточно долго влияют. Кроме этого, значительно влияют впечатления дня. Здесь приведу пример. Если вы с утра поехали в гости, там поспали, вечером сходили в цирк, потом в зоопарк и приехали домой, то не ждите, что ваш утомленный ребенок сразу уснет. Вот тут-то как раз вы и узнаете, что такое домашний театр. Просто не нужно таких нагрузок. Приготовьтесь гулять с ним по комнате еще до 3 часов ночи. Он будет капризничать, и у него будут очень большие проблемы с тем, чтобы уложиться спать. Желательно впечатления дня дозировать и выдавать их с утра, чтобы уложились до дневного сна. Получили впечатления, потом поспали, пережили их, и уже вечером нормально укладываемся. Можно небольшие впечатления после дневного сна. При этом нужно оставить до ночного сна 2 часа, чтобы вы успели успокоиться.

Влияет на сон ребенка переживаемое сновидение, которое как раз и активизируется в связи с фазами луны. Отметим, что когда ребенок во сне улыбается, – это он беременность вспоминает. Всю жизнь. А вот если ребенок во сне плачет и гримасы корчит – он роды вспоминает. Как правило, в эти моменты нам снятся погони и кошмары. Тут тоже надо спасибо маме сказать. Как раз в эти фазы луны мы чаще роды вспоминаем, поэтому можем во сне плакать и беспокоиться. Любые роды у нас связаны с ощущением погони. Ваша задача – встретить ребенка при пробуждении и дать понять, что он в безопасности. Во сне его кто-то хотел съесть, а вы должны его спасти.

Состояние здоровья ребенка тоже влияет на качество сна. Если ребенок начинает заболевать, он может заснуть раньше 10 вечера, поспать 2 часа, а затем с 11 до 3 ночи очень плохо себя чувствовать. Если малыш заболевает, он обязательно будет беспокоиться именно в это время. С 3–4 часов наступает период спокойствия.

Качество пищи тоже влияет на ребенка. Если мы вечером съедим селедочки, закусим ее корейской морковкой, а потом перченым шашлыком и выпьем литр воды – «спокойный» сон нам обеспечен. Нужно следить за тем, чтобы ребенок ел острую, бодрящую пищу в течение дня, а не на ночь.

У нас есть такой пункт – ползанье во сне. Бывает, ползают в одном направлении, а бывает – кругами по кровати. Тогда нужно организовать движение ребенка так, чтобы он встретил препятствие. Он упрется в бортик кровати – и вы можете быть спокойны. Ползанье во сне – это тревожность, наличие родовой травмы. Это может быть связано с неврологией. Это компенсируется, и обычно к 3–4 годам ребенок перестает ползать во сне.

Дневной сон.

В отличие от ночного сна, который достаточно стабилен и имеет хорошую социальную ориентацию (т.е. ребенок фактически подстраивается под ритм жизни семьи), дневной сон связан с созреванием нервной системы ребенка и имеет мигрирующий график. Примерно от 1 до 1, 5 лет малыши могут спать днем 1–2 раза. Наиболее стабильное расписание дневных снов идет от 1, 5 до 2 лет. Здесь у ребенка хорошо выраженный одноразовый сон, который привязан к определенному времени. Мама всегда знает, когда ребенок заснет и проснется. После 2, 5 лет у ребенка может начать уходить дневной сон. Он начинает сначала мигрировать. Сначала он засыпал в 2 часа, потом в 3, 4, 6… Вот когда он уже в 6 начал засыпать, то его надо разгуливать до 8-ми. Потому что если ребенок заснет в 18.30, то он обязательно проснется в 8.30 и спать вовремя на ночь уже не ляжет.

Кроме того, что мы смещаем график, мы еще начинаем спать через день. Это может быть для городского ребенка. Давайте отметим разницу между городом и деревней. Вы знаете, что в расписании детских садов дневной сон присутствует до 7-летнего возраста. Это правило существует для деревенского уклада. Вы замечаете, что при переезде из города на дачу режим сна ребенка меняется. Он становится более спокойным. Ребенок может укладываться спать раньше, чем в городе, на 2 часа. И просыпается, соответственно, раньше. Когда ребенок переезжает из города в деревню, он восстанавливает дневной сон. Дети действительно могут спать до 7 лет. Город очень сильно влияет на сон детей, и не в лучшую сторону. В деревне нервная система целее будет. Город со своим огромным количеством коммуникаций, шумом, высоковольтными линиями – как мы вообще спим, непонятно.

Еще хочу отметить, что если у вас режим дневного сна достаточно стабилен, то если он немного нарушился (ребенок вместо одного раза поспал два или поспал на несколько часов дольше), то нужно озадачиться состоянием его здоровья. Такое может быть, когда он начинает заболевать. Недосыпов у детей не бывает, а дневной сон может удлиняться в связи с изменением погоды. Но если погода не менялась, то стоит быть внимательнее к здоровью ребенка. Изменение режима сна бывает за сутки до того, как проявится заболевание.

Особенности сна грудных детей.

Давайте начнем с того, что у ребенка после сна бывает или хорошее, или очень хорошее настроение. Если он просыпается в хорошем настроении, это значит, что он выспался, чувствует себя хорошо, и день у вас пройдет очень гладко. А если он у вас просыпается и начинает капризничать, значит, его надо подхватить и дать ему долежать на руках еще хотя бы 10–15 минут. Эти 10–15 минут спасают положение. После этого он встает совершенно нормальный. Но если вы этот момент пропускаете, то плохое состояние продлится до следующего засыпания. Это касается и дневного, и ночного сна.

Следующая особенность сна, характерная не только для малыша – смена поз во сне. Малыши во сне обычно спят раскинувшись. Они меняют позу каждый раз в фазе быстрого сна. Здесь встает вопрос о том, как должна быть устроена кровать малыша. Она должна быть оснащена, как у взрослого – там должна быть подушка, одеяло. Во сне он подбирает наиболее удобное положение: он может слезть с подушки, сбросить одеяло. Одеяло сбрасывается вплоть до 6 лет. Это связано с тем, что ребенок во время сна заботится о своей безопасности и убирает одеяло, потому что не уверен, что сможет с ним справиться и не задохнуться, не травмироваться никак. Поэтому нужно следить за температурой в комнате.

Следующая особенность сна – это положение тела по магнитным линиям планеты. Это бывает не всегда. Но иногда вы укладываете ребенка вдоль кровати, как она стоит, а во время быстрого сна он разворачивается головой на север и ногами на юг. Если у вашего ребенка это явление есть, то он ложится строго вдоль магнитных линий планеты, как стрелка компаса. Единственная возможность здесь – переставить кровать. Ребенок располагается так, чтобы его магнитное поле совпадало с магнитным полем планеты, и тогда идет минимальный расход энергии на поддержание себя любимого. Если у него есть какие-то проблемы, он обязательно будет ложиться так. Он просто ляжет сверху всего, что находилось на его пути. Некоторые дети укладываются так каждую ночь, а некоторые – периодически, когда плохо себя чувствуют.

Теперь следующая особенность – еда перед сном. Особенно это заметно для детишек, которым больше 2 лет. После 2 лет, когда мы имеем особый интерес к взрослому столу, мы начинаем что-то просить перед сном – хотя бы корочку хлеба. Тогда нужно накормить ребенка, чтобы он спокойно заснул. Это правильно, потому что человек как вид, по идее, находится на грудном вскармливании, которое на 2-3 году жизни в основном связано со сном. И у нас вся еда идет под сон. На сытый желудок спится гораздо лучше. Взрослому малышу, кроме маминого молока, нужно что-то более существенное. Это установлено исследованиями, что перед ночным сном очень хорошо поесть.

Теперь следующая особенность – активность перед сном. Когда мы уже собираемся спать, наступают самые активные и бурные

игры. Куда девать энергию, не растраченную за целый день? Получается, что у нас такие условия, которые не дают эту энергию реализовать. Обязательно ребенку нужно дать энергию выпустить, «разгулять» его, потому что иначе он заснуть не сможет.

Следующий момент – ритуал укладывания. Для малышей этого возраста очень важна процедура укладывания. Дети нуждаются в ряде стабильных действий, которые происходят каждый день. Для них это является выражением надежности мира. Поскольку мы эту физическую реальность только что в глаза увидели и ей не очень доверяем, то нам нужно подкрепление ритуалом, чтобы приобрести уверенность в надежности мира. У детей на втором году жизни складывается ритуал укладывания. Если вы знаете о том, что у них этот ритуал должен сложиться в этот период времени, то можете немножко подыграть, чтобы он был удобным для вас. Потому что если ритуал складывается без вашего ведома, то он сложится как придется, и потом вы с ним ничего не сможете сделать. Ритуал тем и отличается, что там есть строгий порядок действий, который произвольно менять нельзя. И если вы не той ногой перешагнули порог комнаты, нужно будет вернуться и повторить сначала. Что может входить в ритуал с точки зрения мамы? С точки зрения ребенка туда может входить все что угодно, включая крик «кукареку» в форточку. А вот с точки зрения мамы туда может входить, например, уборка игрушек, поход в ванную, должное плескание, потом вышли из ванны, побегали голышом 15 мин, потом переоделись, легли в кровать, пососали сисю, съели три корочки хлеба и – спать. Кстати говоря, предшествовать ритуалу укладывания может активная физическая игра, когда папа приходит с работы. Туда может входить и укачивание – это полезно и хорошо.

В норме ребенок укладывается спать за 7–10 минут. Если за 20 минут вы не уложились, бросайте, идите заниматься своими делами, через час снова попробуете. Именно своими делами, а не делами ребенка. У нас такая аксиома: ребенок находится при матери, а не мать при ребенке. Когда он находится при матери, это означает, что мать должна полностью отвечать его психофизиологическим потребностям. Потому что иначе она не является надежной, и такое поведение матери приведет к нарушениям психики у ребенка. Это все мы будем разбирать с вами дальше.

Помимо ритуала укладывания, у нас существует ритуал пробуждения. Ребенок просыпается, оценивает, куда он попал, и после этого может, например, валяться с мамой в постели, нежиться с ней минут 20–30. Ритуал пробуждения может быть очень простым: проснулись, открыли глазки, протерли их кулачками, посмотрели вокруг, взяли мишку, переложили его на стул, открыли дверцу шкафа, похлопали ею, сбросили фотографию на пол и пошли ловить кота. Здесь лучше в него не вмешиваться. Когда ребенок становится более сознательным, части ритуала начинают отваливаться. В 3 года ребенок может не иметь никакого ритуала.

Следующая особенность – борьба со сном. Существует такое явление у некоторых малышей, которые упорно отказываются засыпать. Если они слышат, что нужно идти спать, у них появляется тут же масса дел, и спать они идти не хотят. Такое нежелание засыпать может быть связано с плохими родами, когда ребенку снятся кошмары и он просто не хочет их видеть. Во-первых, таким борцам со сном никогда и ни в коем случае не предлагать идти спать. Там может быть обычный ритуал укладывания, но перед этим вы говорите ребенку, что собираетесь идти в цирк, например. И вот вы сейчас поиграете, уберете игрушки, помоетесь, оденетесь, и перед походом в цирк нужно обязательно поесть. И тут у нас идут увеличенные три корочки хлеба: мы садимся за стол и начинаем сытно есть. Такие дети под сисей, как правило, не засыпают. Надо, чтобы было удобное сидение за столом, желательно, типа диванчика. Вот тогда борцы со сном ломаются и засыпают. Но если вы промахнулись и не успели дойти до стола, нужно ждать, когда оно само наступит. Нужно выдать ребенку спокойные игры и игрушки, и он заснет в игре. На руки он не идет, потому что знает, что на руках может заснуть. Поэтому нужно его отпускать, и он где-то среди кубиков найдет себе пристанище.

Следующий момент – это сон на прогулке. С годовалого возраста нужно завязывать со сном на прогулке. Гулять вы должны пешком, а спать – дома. С 9 мес. ребенку на улице сон не нужен. Как только мы начали ходить ногами, мы выходим на прогулку пешком и ходим 10–20 минут, сколько выдержим. По мере развития моторных навыков время прогулки будет удлиняться. Во время сна лучше ограниченный доступ кислорода, не надо ребенка вытаскивать на открытое пространство. Потому что снабжение организма кислородом во сне сокращается, и способность крови связывать кислород снижается. Если вас кислородом насытить, вы будете плохо спать, и головные боли могут быть спровоцированы. Перед тем как уложить ребенка, вы можете проветрить комнату, потому что там должно пахнуть свежестью. Но во время сна вы окна задраиваете, и там не должно гулять никаких сквозняков и не должно быть сильных запахов. Спать при открытом окне действительно нехорошо, просто некоторые люди выработали себе такую привычку под воздействием неправильных рекомендаций.

Совместный сон родителей с ребенком

Дети не приспособлены спать отдельно от опекуна, они нуждаются в совместном сне со старшим. И до 3 лет, в период грудного вскармливания, они нуждаются в совместном сне именно с мамой. Потому что, видите ли, сися к ней пристегнута и отдельно не существует. Кроме того, когда ребенок видит во сне неприятности, нужно, чтобы рядом был кто-то, кто его спасет. Кошмары, которые связаны с родами – это именно охота и погоня. Дети старше 3 лет могут спать с кем-то другим, но до сих пор нуждаются в совместном сне. Существуют этнические группы, где вообще не принято спать отдельно. И там вообще нет фобий. В какой-то момент ребенок вам скажет, что хочет спать отдельно и ему нужна своя кроватка. До этого момента вы можете ему ее предлагать, но не слишком навязчиво.

Если вы совершаете какие-то ошибки в воспитании детей раннего возраста, вы даже не представляете себе, какие крокодилы вылезут потом. Лучше исправить все сейчас, потому что те крокодильчики, которые сейчас бегают, – они маленькие и почти безопасные. А вот то, что будет лет в 12–13 – ох какие они кровожадные и опасные! Лучше следовать психофизиологическим закономерностям, а потом все образуется.

Я здесь всегда рассказываю страшную историю про совместный сон, давайте я ее и вам расскажу. Потому что сон с опекуном чрезвычайно важен. Дети действительно пугаются, и вы даже не представляете, что они там видят. Они рассказать вам не могут и даже понять, снилось им это или не снилось. У меня была знакомая, которая спала при включенном свете по всей квартире. Как только спускались сумерки, она включала везде свет, и он горел, пока солнце не начинало хорошо освещать. Так она спала до 26 лет, пока не вышла замуж. Когда я спросила, почему она так делает, она рассказала, что когда ей было года 3, они жили в коммуналке, где отделяли прихожую от комнаты шкафами. И однажды девочка проснулась и увидела, как из проема между шкафом и стеной вышла женщина в белой одежде и в белой косыночке. Вышла в центр комнаты и стала ходить вокруг стола. А она лежала в кроватке с открытыми глазами и смотрела на эту женщину. Женщина почувствовала ее взгляд, подошла к ней, наклонилась. Она говорит: «Никогда не забуду эти пронзительные голубые глаза. И она стала надо мной наклоняться. Что было делать мне, маленькому ребенку?» И она зажмурилась и лежала так некоторое время в оцепенении. Потом она опять открыла глаза и увидела, что эта женщина ходит вокруг стола. Она опять зашла в проем между шкафом и стеной и исчезла. После этого с нее оцепенение спало, и она начала кричать. Подняла весь дом, она залезла на маму, на следующий день она сказала, что не будет спать в кроватке. Родители сказали, что к себе они ее не возьмут. Старшая сестра тоже ее к себе не взяла. И она сказала: «Тогда будет гореть свет!» Устраивала истерики, пока не включали свет по всей квартире. Пока, наконец, она не вышла замуж, не нашла человека, с которым можно спать, и тогда погасила свет. Представляете, 23 года нужно было ждать, чтобы найти хотя бы кого-нибудь, с кем можно спать! По сути, не имеет значения, чего испугался ребенок. Они должны были взять ребенка к себе и не мучить его.

У меня тоже был такой случай, когда я обсуждала на визите совместный сон. Мама пригласила меня к себе, потому что она хотела спать с ребенком, а бабушка ей не давала. Когда мы уговаривали бабушку не нападать на маму, в какой-то момент мама вдруг изменилась в лице и сказала: «А я помню, как вы меня к себе не пускали!» Ей было лет 7–8, и ей казалось, что из-за шторы выйдет черный мужик и ее задушит черными руками. И когда ей становилось совсем страшно, она вылетала из комнаты и билась в комнату родителей. А родители закрывали дверь на замок. Она засыпала на коврике под дверью. Это из той же серии, что дети переживают различные страхи, а взрослые оказываются нечувствительными к ним. Это совершенно неправильно. И лучше пусть спит с опекуном, сколько хочет, чтобы в будущем не испытывать этих страхов. Потому что многие действительно женятся и выходят замуж только для того, чтобы с кем-то спать, и это не всегда помогает! У меня есть две пары, где папы женились, чтобы было с кем спать, потом они делили маму с ребенком и все равно спали с включенным светом. Потому что боялись, что черная рука вылезет из-под кровати и их схватит. Я думаю, что не стоит до такой степени калечить своих детей.

Если дети с самого начала спят с родителями и всегда имеют возможность к ним вернуться, у них такого не возникает. У меня очень часто бывают ситуации на визитах, когда у мамы ребенок 1, 5 мес., мы обсуждаем совместный сон, и тут она начинает мяться и смущаться. Я говорю: «В чем дело, ваш муж к этому плохо относится?» Она говорит: «Нет, тут о муже вообще речи нет. Я до сих пор сплю со старшим ребенком». – «А сколько ребенку лет?» – «12». То есть ребенок лет до 8 как-то терпел, потом просто выломал дверь в спальню и сказал: «Так! Папа, быстро бери спальник! Теперь я сплю с мамой».

«ФОРМИРОВАНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Этапы естественного вскармливания

До своего появления на свет ребенок получает питание через пуповину и заглатывает околоплодную жидкость. Там он тренирует пищеварительную систему к тому, чтобы потом, родившись, приступить к грудному вскармливанию.

После того как мы появились на свет, у нас идет этап исключительно молозивного вскармливания, который переходит в этап исключительно грудного вскармливания. Вот этот этап исключительно грудного вскармливания длится у нас до 5–7 мес. И заканчивается он тем, что у ребенка возникает стремление познакомиться с другой пищей, о котором он активно и заявляет. До того момента, когда у ребенка появится пищевая активность, когда он лезет на стол и требует все попробовать, у него созревают ферменты в желудочно-кишечном тракте и идет подготовка пищеварительной системы к знакомству с новой пищей. Это поведение ребенка свидетельствует о том, что его пищеварительная система готова к тому, чтобы принять что-то другое. И вот тогда у нас возникает пищевой интерес. Этот первозданный пищевой интерес и позволяет нам начать следующий этап – этап педагогического прикорма. Который как раз начинается примерно в 5–6 мес. и выражается в том, что ребенок начинает пробовать пищу, которую едят взрослые. Мама дает ему пробовать пищу в маленьких дозах – буквально щепоточку. Он практически не ест, его вскармливание остается грудным, но он получает маленькие дозы другой пищи для знакомства с ней.

Знакомимся мы с новой пищей примерно месяц и потом начинаем ее есть. Это знакомство необходимо для лучшего созревания ферментов в пищеварительной системе ребенка и подготавливает его к тому, чтобы он начал усваивать хоть какую-то часть пищи взрослых. У нас начинается этап переходного питания. Он идет от 6 до 12 мес. Ребенок находится на грудном вскармливании и начинает использовать пищу с общего стола. Он ест ее в достаточно больших дозах.

Следующий этап растягивается приблизительно до 2, 5 лет. Заключается он в том, что у нас все лучше созревают ферменты, и ребенок все лучше усваивает пищу с общего стола.

Вот так мы жили и дожили до этапа завершения грудного вскармливания. Этот этап у нас начинается на третьем году жизни, примерно с 2, 5 лет. В этот период у ребенка готовится к усвоению пищи толстый кишечник, там развиваются колонии бактерий, которые перерабатывают такую грубую пищу, как клетчатка, и там начинается первичное ее усвоение. Это происходит во время грудного вскармливания на этапе его инволюции. То есть грудная железа начинает вырабатывать немного другой состав молока, который является в основном взвесью из иммуноглобулинов. Там почти нет питательных веществ. Стадии инволюции лактации совпадает с периодом, когда ребенок начинает лучше усваивать белковую пищу, и у него идет угасание сосательного рефлекса. Где-то к 4 годам грудное вскармливание заканчивается на фоне сворачивания лактации и угасания сосательного рефлекса. Толстый кишечник получает первичную способность усваивать растительную пищу. Завершение созревания пищеварительной системы происходит к 8 годам и характеризуется тем, что мы уже усваиваем клетчатку.

Основные навыки пищевого поведения должен приобрести ребенок, чтобы он ел всё и охотно.

Во-первых, чтобы есть твердую пищу, ребенок должен приобрести навыки жевать и глотать. Навыки жевания и глотания приобретаются в процессе обучения. Следующее – это умение обращаться с предметами посуды. Следующий момент – умение обращаться с различными видами пищи. Мы должны знать, что есть можно, а чего есть нельзя. Если нам в руки попал рак, то какую часть у него едят, и что надо сделать, чтобы его съесть? А если нам в руки попал мандарин, то нужно как минимум знать, что кожицу у него снимают и едят внутреннюю часть. Мне очень нравится рассказ Задорнова, как им где-то подали омаров и водичку, где руки полоскать, с долькой лимона. И как они не смогли разделать омара, а потом попили водичку, которой надо руки мыть. Еще навык – умение обращаться с пищей разной температуры. Мы должны знать, что холодное надо подогревать, горячее – остужать, что если горячее взять в рот, можно обжечься, и лед тоже в рот не совать.

Здесь я хочу сказать, что навык глотания формируется у ребенка с 5–6 мес., как только он начал знакомиться с твердой пищей. Он окончательно сформированным оказывается к 9 мес. Жевать мы учимся до 2, 5 лет. Пока у нас растут зубы и у нас во рту все время что-то меняется, нам приходится приспосабливаться к новому и все время учиться. Вилкой мы учимся есть очень быстро – к году. С самого начала так и даем – вилку. Навык владения ложкой формируется к 5 годам. Это связано с крепостью пальцев – развитием мелкой мускулатуры и наличием хрящевой ткани. Поэтому сначала ребенок держит ложку так, чтобы снять нагрузку с пальцев и переложить ее на всю руку. В 5 лет он уже может держать ее в пальцах.

Навык обращения с различными продуктами и холодным-горячим приобретается к 3 годам. Нам желательно видеть пищу во всех ее стадиях. Как выглядит сырая картошка, почищенная, вареная, жареная. Это разные вещи, и надо знать, как они получаются. Показать, где живут омары. Это можно сделать в магазине, там плавают всякие звери. Купить рака, чтобы он пожил немножко, потом сварить и получить удовольствие.

Основные принципы формирования пищевого поведения.

Первый и самый главный принцип – постепенная адаптация к пищевой экологической нише. С того момента, когда ребенок проявляет пищевой интерес, он начинает знакомство с теми продуктами, которые принято употреблять в его семье. Его физиологической задачей является приспособление к той кухне, в которую он попал. В природе ни у кого никогда не было возможностей произвольно менять нишу питания. Никто тебе специально мандарин заводить не будет. Поскольку человек как вид формировался именно в таких условиях, то он настроен приспосабливаться к данности. Поэтому у ребенка нет другого выбора. Если его родители едят вареную колбасу, то некуда ему деваться с подводной лодки. А если вы не хотите, чтобы он ел вареную колбасу, не ешьте ее сами. Эта адаптация заканчивается к 8 годам жизни.

Теперь – роль грудного вскармливания в процессе адаптации. Грудное вскармливание имеет чрезвычайно важную роль. Во-первых, потому, что оно стимулирует созревание ферментов в пищеварительной системе ребенка. Дело в том, что фрагменты ферментов поступают из материнского молока малышу, и они как раз активируют ферменты, которые находятся в пищеварительной системе ребенка. Если мама и ребенок едят с одной тарелки, то когда пища поступит в кишечник через 2 часа, материнское молоко, которое тоже поступит через 2 часа, встретится с пищей в кишечнике и облегчит ребенку привыкание к этой пище. Это не означает, что он эти кусочки пищи усвоил. Они ему там и не нужны. Они нужны для того, чтобы помочь пищеварительной системе развиваться дальше. Поэтому грудное вскармливание на этапах педагогического прикорма и переходного питания имеет чрезвычайное значение. Во время педагогического прикорма имеет значение буквально еда из одной тарелки с матерью, а на этапе переходного питания мы предполагаем, что мама все равно придет в семью и будет есть эту пищу и в конце концов ребенку нужные вещества поставит. Грудное молоко в этом смысле незаменимо. Грудное вскармливание идет совершенно отдельно от прикорма, это два независимых процесса.

Теперь разберем следующий важный момент – поддержка пищевого интереса. Для того чтобы воспитать в ребенке хорошего едока, мама должна поддерживать у него пищевой интерес. Если ребенку будет есть неинтересно, то он есть и не будет. Ему должно быть есть интересно, азартно. Что же нам нужно, чтобы поддерживать пищевой интерес?

Во-первых, существует такое понятие, как соревновательность. Обычно мама дает ребенку еду со своей тарелки с настроем «на и отвяжись» и продолжает есть сама. Но ребенок должен добывать еду, выпрашивать. Вот если он еду добывает, а мама дает ему по мере требования, тогда ему интересно. Вот они и соревнуются – кто вперед? Мама очень быстро ест, а ребенок требует. Если мама не будет с азартом есть, когда виден ее собственный пищевой интерес, ребенок не будет понимать, в чем фишка. Если мама будет его все время кормить, это точно не интересно. Интересно – когда все уменьшается на глазах, проваливается в бездну, и вот его уже и нету. Соревновательность важна в любом возрасте, вплоть до пятилетнего.

У меня такой прикольный случай, когда родители с двумя детьми, старшей девочке 10 лет, мальчику 5, поехали в Крым дикарями. Забрались бог знает куда, продукты стали заканчиваться, а ходить за ними далеко. И вот – то они детей пичкали, а потом ситуация резко изменилась. Они сварили супчик из последнего пакетика, спросили у дочки с надеждой: «Не хочешь?» – «Нет, не хочу». Они обрадовались и на глазах съели. Она чуть не умерла! «Вы что, с ума сошли, съели все, и ничего не осталось! Я же не совсем не хочу, я сейчас не хочу». Они говорят: «А нету!» Она так обиделась на них! Они ее спрашивали про сейчас. А она поняла, что сейчас не хочу, а потом, дескать, буду. У ребенка дар речи отнялся.

Давайте дальше пойдем – это принцип территориальной принадлежности. Он заключается в том, что нельзя есть где угодно. Едят на определенной территории. Когда лев завалил буйвола, он не таскает его по всей поляне, а ест в одних и тех же кустах. У человека это еще и социализировано. У него есть место, где принято кушать, куда приносят еду и где ее едят, а не бегают с ней по территории всего племени. Проблема заключается в том, что как раз взрослые таскаются со своей едой где попало и расхолаживают детей. Эта территория специально ограничивается традицией. Если мы ходим с сушкой, то мы закрываем дверь кухни и гуляем с сушкой по кухне. Это должно распространяться на всех.

Еще есть принцип разделения. Он заключается в том, что вся еда в доме принадлежит маме. Папе еда принадлежит, если он притаскивает мамонта, до подступа к племени, то есть фактически до двери. За дверью это папино. На входе он может распорядиться: вот эти кусочки отдайте вот тем. Но если он без распоряжений сдал мамонта маме, то дальше им распоряжается мама. Если еду готовит папа, поручает ему это все равно мама. Есть такие моменты, заложенные генетически, которые вы не перепрыгнете. Их желательно соблюдать. То есть мужчина владеет едой до входа на территорию племени, а дальше отдает ее женщине. Она может поручить папе ее готовить, но распределяет ее она. Она знает, кому сколько можно дать, а кого чего можно лишить. И когда ребенку нужно взять еду, он не должен свободно идти к кормушке и оттуда ее вынимать. Он должен еду попросить у мамы. Ребенок любого возраста. Обычно он пристраивается к взрослым, когда они едят. Но если ему нужна еда между приемами пищи, то он приходит к вам ее просить. Это не значит, что ему надо отказывать. Это значит, что он должен к кому-то приходить и просить у него еду. Это касается той еды, которая в доме. Еду, которая растет на дачном участке, вы так не регламентируете. Вы можете только сказать, что эту малину мы едим, а эту – не едим. В доме у вас не должна свободно валяться еда. Но если что-то лежит в свободном доступе на столе – тут никаких претензий, если ребенок это схватит. А то бывает, что ребенок берет вазу с фруктами и выкидывает ее в мусорное ведро целиком. Вам нужно знать, как ваш ребенок использует фрукты, если они у вас стоят в свободном доступе. Но правильно, чтобы ребенок просил еду. Чтобы она стояла типа в свободном доступе, но чтобы ее все равно нужно было попросить. Если он полностью сам добыл еду, поймал дичь на улице, он может сделать с ней что угодно, совсем не обязательно то, что нужно делать с пищей. Тогда у него не формируется отношение к ней как к пище. Ее можно выкинуть, потоптать, попортить и т.д. А так вы все равно имеете право распоряжаться даже той пищей, которую он у вас попросил. И можете не давать ему ее портить, а это очень важный момент.

Существует принцип самостоятельности. Он заключается в том, что мама поддерживает самостоятельность ребенка в приобретении пищевых навыков. Она дает ему возможность исследовать пищу и тренироваться обращаться с предметами посуды. Есть такой момент, когда он больше не хочет сидеть у мамы на коленях и требует отдельных стульчик. Мы должны дать ему возможность тренироваться, потому что иначе он никаких навыков не приобретет.

Следующий момент – формирование базы данных о свойствах и вкусовых качествах пищевых продуктов. На этапах адаптации к новой пище у ребенка в головном мозге формируется база данных о вкусе, составе и тех или иных качествах продуктов питания. Фактически у него на этот процесс уходит год, и по идее туда должны попасть все сезонные продукты. То есть те продукты, с которыми ребенок успел познакомиться с 6 мес. до 1, 5 лет – это те продукты, которые он будет считать известными. Про те продукты, которые не успевают туда попасть, он говорит: «Это не едят». Так часто бывает с сезонными продуктами питания, например, клубника, черника. Такие моменты еще бывают, когда в семье ели только жареную картошку. Потом он в 2 года поехал к бабушке, она картошку сварила, а он говорит: «Это не едят». Она говорит: «Это же картошка, твоя любимая». – «Нет, не едят!» Они знакомятся и с самими продуктами, и с тем способом, как их готовят.

Следующий этап, когда они снова начинают знакомиться с продуктами, но уже на другом, интеллектуальном, уровне – это с 4 лет. То, что ребенок не успел попробовать, ему лучше не предлагать. Даже когда вся семья смачно чавкает, он все равно говорит: «Это не едят, это вы меня обманываете». А в 4 года дети начинают соглашаться пробовать неизвестные продукты.

Питание ребенка от 1 до 3 лет.

Рассмотрим адаптацию к продуктам с общего стола. Хотя ребенок начинает пробовать все продукты с 6 мес., он вовсе не все их начинает усваивать. Для разных продуктов совершенно разные сроки начала их усвоения.

В 6–11 мес. ребенок начинает усваивать молочные продукты, богатые белками. Поскольку у ребенка еще в разгаре грудное

вскармливание, у него есть очень хорошая способность усваивать казеин – белок молока. Примерно с 11 мес. мы начинаем отказываться от молочных продуктов. Ребенок может отказаться от них полностью или оставить 1–2 продукта. Возвращение к молочным продуктам начинается в 4 года. У меня был такой яркий пример. Пересвет, наш пятый детеныш, хорошо ел молочные продукты до 11 мес., а в 11 мес. сказал: «Все!» И перестал их есть вообще. А в 4 года начал пить молоко литрами. В некоторых семьях мама вообще не готовит ту еду, которую ребенок не ест. Это неправильно. Ребенок тут не при чем. Есть мама с папой, и у них есть своя жизнь, пусть ею и живут. У ребенка от 1 до 3 лет есть функция сопровождения. Вот пускай и пристраивается.

Следующий этап – от 9 мес. до 1 года 4 мес. Здесь мы начинаем усваивать продукты, богатые крахмалом и белками. Это картофель, каши, хлебобулочные изделия, мясо, рыба, яйца, твердый сыр.

Следующий этап: от 1 года 4 мес. до 3 лет. Мы начинаем усваивать сочные овощи и фрукты. К ним относятся помидоры, абрикосы, вишни, персики. Когда мы смотрим на стул ребенка, который ел абрикосы, мы видим, что абрикосовой мякоти там нет, а есть веточки, на которых эта мякоть висела. Это же видно с виноградом. Если ребенок съел раздавленную виноградину, то мякоть исчезает, и на выходе остаются кожица и косточки. А если ребенок съел виноградину целиком, то на выходе у нас виноградина целиком. Мы начинаем хорошо усваивать также продукты, богатые углеводами и жирами – это сладости, масло, сало, сыр, сметана.

В 4 года ребенок начинает усваивать продукты, богатые клетчаткой. Если раньше мы ели морковку, то она выходила в первозданном виде. Недавно было смешно – у меня у Насти немного расстроился желудок, а перед этим она наелась корейской морковки. Так у нее из попы корейский салат так пачками и выскакивал. В почти не изменившемся виде. Но в 4 года морковка, свекла и капуста начинают выходить в изменившемся виде.

Пристрастия ребенка в еде.

Она тоже относится к питанию ребенка от 1 до 3 лет. Какие ведущие пристрастия в еде у детей имеются? Давайте начнем с самого сомнительного с точки зрения взрослого – это сладости. Сладости, а точнее, содержащиеся в них сахара, необходимы ребенку для восполнения сиюминутных энергетических затрат – как моторных, так и мозговых. А еще они необходимы для роста и нормального функционирования мозга. Поэтому сладкое ребенку есть совершенно необходимо. Но вот какое сладкое? Речь у нас всегда идет о качестве продукта. Первое и самое главное – это патока. Патока – это первопродукт, из которого получают сахар. То есть когда сахарный тростник или сахарную свеклу вываривают, сгущают, получается патока. Это продукт коричневатого цвета, из которого потом делают сахар. Конфеты «Коровка» – это она и есть, немножечко осветленная, потому что натуральная патока не выглядит столь презентабельно. Но чистая патока лучше. На восточных базарах она продается на вес. На основе патоки делают щербет. Это и есть самый полезный сахар. Если нет возможности приобщиться сразу к патоке – тогда продукты на основе патоки. Те же самые «Коровки», щербет, ириски, только не тянучки, а мягкие ириски. В некоторых ирисках загустители, которые тянутся, используются в больших количествах. Вам нужны те ириски, которые рассыпаются. Сейчас продается ирис, фигурной плюшечкой сделанный, – это тоже патока. Еще в качестве сладкого может быть халва. Можно любую халву есть.

Сухофрукты – сушеный инжир, дыни. Они очень сладкие. Здесь хочу сделать комментарий. Вот курага – она действительно очень сладкая. Но ее нужно покупать с большой осторожностью. Потому что сушеные ананасы, киви, курага, которые обладают прозрачным привлекательным цветом, – это гадость. Они насыщены химическими веществами, которые поддерживают товарный цвет. Первичная обработка идет серой, между прочим. Настоящая курага выглядит непрезентабельно. Она темного, коричневатого цвета, ее размачивают.

Следующее – это пастила, мармелад, зефир, лукум. Что касается мармелада: мармелад ярких цветов – это тоже кака. А вот натуральный советский мармелад темного цвета, зелено-коричневого – вот это он и есть. Не так давно продавался мармелад в шоколаде «Яблонька» – вот там еще был натуральный мармелад. Еще желтые лимонные дольки – там еще сохранилась старая технология. Лукум также должен быть блеклого, а не ярко-лимонного цвета.

Относительно сладкого и здоровья зубов хочу сказать, что для зубов вредно не мягкое сладкое, а острое сладкое – всякие карамели – и то, что долго нужно держать во рту. Острое в том смысле, что карамель либо грызут, либо сосут. Если они ее грызут, то она раскалывается, и ее края бывают, как лезвие. Хорошо мягкое сладкое, которое прожевал и проглотил. С этой точки зрения шоколад тоже можно есть, только не ведрами. Почему вредна карамель? Потому что острые края травмируют зубы, и еще карамель очень длительное время находится во рту. Тогда появляется питательная среда для болезнетворной флоры.

Моментом, когда можно проверить, сколько ребенок съедает сладкого, являются новогодние праздники, когда конфеты выдаются если не мешками, то литровыми банками точно. Первая литровая банка обычно съедается за день вся, а к вечеру начинает как-то проситься обратно. Следующая литровая банка разворачивается, проверяется, завертывается и начинается хождение по дому с предложениями: «Мама, на, съешь! А огурчика соленого нет в доме?»

Если сладкое появляется в доме, оно должно быть в умеренных количествах, скажем, 2 конфеты через день. Больше они и не хотят. Если сладкого много, то ребенок его сначала ест, потом только пробует, потом начинает портить. Невозможно есть сладкое в больших количествах. Нельзя запрещать сладкое, ведь запретного хочется сильнее всего. Я знаю семьи, где был запрет на сладкое, а потом родители решили его снять. Девочка, извините меня, не кушала, она жрала сладкое полгода. Она им реально питалась. А потом утратила интерес и стала очень привередливо к нему относиться.

Еще хочу отметить, что сладким могут быть печенья. То есть печеные вещи, в том числе торты. Сюда же отнесем варенье. Его тоже можем очень охотно кушать. Вот торты дети не любят до 6-летнего возраста.

Следующим за сладким у нас идет холестерин, который почему-то хотят выжить из всех продуктов питания. В связи с активным ростом мозга после года дети нуждаются в дополнительных порциях холестерина. До года источником холестерина является материнское молоко. А потом постепенно уровень холестерина в молоке снижается: предполагается, что ребенок будет его брать из внешних источников. И откуда же он у нас берет этот холестерин? Хочу отметить разницу: холестерин нужен в любом возрасте. Но детям в связи с развитием головного мозга холестерин нужен просто в убойных дозах. Никакой взрослый такой дозы не выдержит. Во-первых, мы едим сливочное масло, и едим мы его не с хлебом, а просто ложками. Взрослые смотрят на это с ужасом, потому что у них поджелудочная железа себя чувствует плохо от одного зрелища. Ребенок может съесть 150 гр. за один раз. Следующий продукт у нас – сало, которое тоже ребенок ест само по себе. Когда у меня ребенок ел за столом сало, моему дяде стало плохо. Он, оказывается, сидел и считал, сколько ребенок может съесть.

Следующий источник холестерина – это копчености. Чем оно замусоленнее, чернее, тем нам лучше. Нам нужны натуральные копчености, не заводские. У копченой рыбы мы прямо кожуру жуем. Есть скумбрия, красная рыба копченая, ребрышки, натуральные копченые колбасы. Но можно упростить этот ход и воспользоваться шкварками. Это не только выжаренное сало. Это когда вы поставили на противне курицу или гуся в духовку, и на стеночках противня образовалась такая черная, горькая – вот это она и есть. Поэтому когда бабушка вынимает противень из духовки, ребенок прямо ложится грудью и припадает к этому месту, лижет его до обалдения. Вот с каким трудом он добывает нужные ему вещества, бедненький, а вы все время отягчаете ему ситуацию! До 3 лет нам это просто необходимо, а потом идет по мере уменьшения. 6-летний ребенок вообще не ест сало.

Следующий момент – микроэлементы и минеральные вещества. Дети очень любят минерализованные продукты, потому что микроэлементы и минеральные вещества им совершенно необходимы для роста костей, зубов и вообще всех тканей организма. И где же они добывают эти замечательные вещества? Они добывают их из соли, прямо приходят к маме с чайной ложкой и просят. Лучше крупная соль, не поваренная. Точно также мы можем есть перец – черный и красный, молотый и немолотый. У нас дети пробуют все – как только забираются в специи, сразу начинается пробование. В связи с этим мы очень любим есть лук, чеснок, соленые огурцы, лимоны, квашеную капусту. Ради пополнения запасов кальция в организме ребенок может съесть яйцо вместе со скорлупой. Часто можно видеть такую картину, когда ребенок старательно чистит яйцо, аккуратненько складывает скорлупу – не подкопаешься, – а потом отдает яйцо маме, а сам ест скорлупу. Оказывается, он яйцо чистил, чтобы ему внутренности не мешали. Для обогащения себя фтором ребенок может кушать фторсодержащую зубную пасту. С трудом можно оторвать от тюбика. В моем детстве дети очень хорошо ели простой зубной порошок, было очень классно. Есть такая советская зубная паста «Фтородент» – тоже пользуется очень большим успехом в народе. Это не значит, что ребенку даем на завтрак пасту, просто не удивляйтесь, если ребенок ее ест. Все пристрастия ребенка совершенно нормальны. Предполагается, что он берет это из тех продуктов, которыми вы пользуетесь, и что у него не должно быть никаких ограничений. Он должен быть знаком со всем, что есть на столе, и иметь возможность выбрать. Смешно видеть, как сидит ребенок за столом и ест чеснок – плачет, но ест. И пускай ест. Только здесь регулируйте: как только у вас появилась оскомина, можете забрать у ребенка лимон, потому что у него оскомина не появляется. Кислотность у детей пониженная.

Ограничение потребления некоторых продуктов питания.

Я могу совершенно смело заявить, что необходимо ограничить употребление таких продуктов, как водка, пиво. Водку лучше вообще не показывать, потому что он совершенно естественным образом может ее попробовать. Если какие-то продукты ограничиваются для ребенка, то вы не афишируете их потребление и пьете водку тихо, под одеялом. К таким продуктам относятся и грибы. Грибы мы не изымаем из рациона, даем пробовать, но не больше 3 микродоз – это 3 щепотки. С одной стороны, ему необходимо, чтобы это проходило через пищеварительный тракт, с другой стороны, если он больше положенного съест, он может и отравление получить. До 3 лет грибы сильно ограничиваются, после 3 можно увеличить до объема столовой ложки, а с 6 лет они лучше кушают. Но дети не очень-то и любят грибы.

Следующий продукт – орехи, семечки, зерна. Это продукт, насыщенный клетчаткой. Они через пищеварительную систему как вошли, так и вышли. На выходе их можно помыть и еще раз использовать. Их надо ограничивать до объема столовой ложки, потому что возникают боли в толстом кишечнике, где они накапливаются и не могут пройти. До 4 лет дети не жуют семечки, глотают целиком. Также ограничиваются бобовые в сыром виде – больше 100 гр. не давать.

Следующий продукт – продукты, богатые кофеином. Это кофе и зеленый чай. Хочу вам маленькую тайну открыть, что в зеленом чае кофеина больше, чем в кофе, если кто не знает. Практически в 2 раза больше. В черном чае содержание кофеина меньше, поэтому его можно использовать. При ребенке пейте слабый чай или возьмите чайную ложку чая из своей чашки, разбавьте водой, положите сахар и дайте ребенку. Или пейте в отдельном кабинете.

Следующий момент – мед. Ребенок и сам ограничивает потребление меда и говорит, что мед горький. А если едят, то не больше 3 чайных ложек в день. Если есть аллергические реакции, то нисколько нельзя. В 6 лет ребенок может прямо есть мед. Наливается тарелка, он туда хлеб макает и всю тарелку съедает, а потом целый день есть не просит. Соты – то же самое. У нас есть медолюбивые дети, которые едят литровую банку вдвоем за раз.

Следующее – соки. Есть запрет на использование соков до 3-летнего возраста. Вообще соки не рекомендуется пить до 12 лет – ни домашний, ни промышленный. Это связано со спецификой работы почек. У ребенка совсем незрелые почки, и созревают они только к 12 годам. Соки, морсы, наваристые компоты – это высококонцентрированный раствор. При попадании в пищеварительную систему он всасывается в кровь как есть. Кровь фильтруется почками. Там забиваются почечные канальцы, и на почку приходится очень большая нагрузка. В результате, к 12 годам мы можем получить уже нерабочую почку. Когда ребенок съедает тот же сок в абрикосе, там нет концентрированного раствора, там еще мякоть и прожилки. Пока оно усвоится, то в кровь попадет очень мелкими частями. Если еще учесть, что ребенок все запивает водой, как раз получится норма. Поэтому все морсы и компоты должны разбавляться раз в 10.

Я дам вам историческую справку. Первые, кто ввели массовое питье соков – это американцы. Поскольку они первые начали, они первые и получили результат. Там прослеживается прямая связь с использованием сока с раннего возраста и количеством почечных больных. Рекомендации давать по капле сока с 3-месячного возраста и ввела просвещенная американская педиатрия. И наши подхватили, когда те давно отказались. У них очень много народа, которые с 15 лет попадают со всякими пиелонефритами, камнями и песком в почках. Именно потому что Россия – такая страна нерегулярная (кто-то пьет, кто-то нет), у нас эта зависимость тоже есть, но не столь отчетливо.

Минеральная вода – все то же самое. Давайте разделим: есть столовая вода, а есть минеральная. Вот в столовой воде такая же концентрация, как в обычной питьевой воде. Я знаю, что вода, которую разливают в Зеленограде из скважин – это самая настоящая вода. Но надежнее всего – поставить фильтр на свой кран.

Особенности питания ребенка от 1 до 3 лет.

Первая особенность – раздельное питание. Дети маленького возраста буквально садятся на диету по раздельному питанию. Если перед ребенком поставить 4 тазика – с огурцами, хлебом, морковкой и котлетой – он сядет около одного тазика и будет есть, пока не наестся. Он ест один вид пищи за раз. Когда мы едим одну пищу, не смешивая ни с чем, она лучше усваивается. Это вы и по себе знаете: если вы наедитесь одной картошки или одного мяса, то вы через час захотите есть. А если мы съели котлету с картошкой, то оно там колом встало, друг с другом ругается, но в желудке чувство сытости есть. Поэтому вы часа 4 не будете хотеть есть. Пока они там переругаются друг с другом, в очередь выстроятся в кишечник, как раз у вас время и будет, чтобы чувствовать себя свободным от этих забот. Поскольку у ребенка ферментативная система незрелая, у него пока не выращены колонии бактерий, которые помогают усваивать пищу, он и использует раздельное питание, чтобы облегчить себе пищеварение. Сколько раз я видела детей, которым клали традиционный летний салат – огурцы с помидорами – и как ребенок тщательно выбирал оттуда или лук, или огурцы, или помидоры, и на лице отражалась тоска: ну зачем же они все так смешали!

Следующая особенность – это дробное питание. Ребенок обычно не ест большие порции еды. Большие порции он съедает только 2 раза в день – утром и вечером, где-то после 5 часов. Тогда мы едим приличную порцию еды – грамм 200. Остальное время ребенок ходит и прикармливается с остальными членами племени. В племени у нас 30 человек. Присоединяется ко всем, кого он видит с куском в руках, и просит у него кусочек. Поскольку выпросить много он не может, не больше 3 чайных ложек, так у него и получается дробное питание. Но каждый час. Поскольку в племени много людей, так он и насыщается. Мама должна имитировать жизнь в племени и пить чай хотя бы еще 2 раза дополнительно. 2-3 чайных ложки – это может быть печенюшка, долька яблока, кусочек сыра каждые 1–1, 5 часа.

Человек – хищник, и у него мыслительные процессы связаны со способом добычи еды. У коровы мыслительные процессы идут в 3 раза медленнее, чем у хищника, потому что трава не бегает. В принципе, человек всеядный, но поскольку он использует животную пищу, он относится к хищникам. Для развития интеллекта ребенка важно, чтобы его пищевое поведение было правильно организовано. Ребенок должен пищу добывать.

Следующий момент, который обязательно нужно знать, – это питье во время еды. Ребенок с 1 года 4 мес. не только начинает с воды практически каждый прием пищи, он еще пьет во время и после еды. Он запивает водой даже слабый сладкий чай. Важно, чтобы вода присутствовала все время. Чай для ребенка – еда. Он бережет свои почки, промывает их. Взрослых это тоже касается. Связано это и с тем, как распределяется молоко в груди. Когда ребенок питается грудью, у него сначала идет питье, потом еда. Соответственно, он так и ест. Сначала он пьет, потом ест, потом опять все запивает. Это не надо регулировать. Жирная пища запивается теплой водой – это надо знать. Когда устраивали казни, давали есть плов с бараньим жиром, а потом ледяную воду. И всё – на тот свет, очень мучительно, но наверняка.

Движение во время еды. Малыши часто во время еды двигаются, а не сидят. Это начинается с года. Выглядит это так: мама сидит, ест, ребенок к ней подбегает, берет ложку еды и убегает по какому-то заранее проложенному маршруту. Возвращается, берет ложку и опять убегает по этому же маршруту. Это не означает, что мама должна сидеть и кормить ребенка, пока он бегает по своему маршруту. Это означает, что она должна сидеть и есть свою еду. А он сколько успел съесть, пока она сидела – столько и успел. Когда он видит, кстати, что мама доедает свою порцию еды, он забирается к ней на колени. Надо принять мысль, что ребенок выполняет функцию сопровождения. Ведущей является мама, а ребенок находится при ней. Вы не должны контролировать, сколько еды осталось на тарелке. Если он голоден, контролировать это должен он. Вы, наоборот, можете злостным образом все побыстрее съесть, чтобы ему ничего не осталось.

Режим питания.

Самое замечательное заключается в том, что режима питания у ребенка нет. Режим питания есть у семьи, а задача ребенка – вписаться в тот ритм, которым живет семья. Специально для него никто никаких обедов не готовит. Встройка ребенка в ритм семьи чрезвычайно важна для его социализации.

Следующий момент – это эпохи питания. Вот захотелось нам есть гречневую кашу, и мы едим ее сегодня, завтра, месяц. Потом три месяца прошло, мы наедаемся гречневой каши и начинаем есть что-то другое. То есть семья питается, как обычно. А ребенок избирательно набрасывается на какой-то продукт, когда он появляется на столе, и ест его до насыщения. Это говорит о том, что в продукте есть вещество, необходимое ребенку на данный момент. Поэтому надо давать возможность им наедаться.

Организация питания.

Для тех, кто еще не понял, сообщаю, что место за столом у ребенка должно появиться отдельное примерно в 1 год и 2 мес. С 5 до 9 мес. мы сидим на руках у мамы и пробуем еду. В 9 мес. мы начинаем ее хорошо есть, все еще сидя у мамы на коленях, из ее тарелки. В год и 2 мес. ребенок начинает требовать, чтобы у него было отдельное место за столом. До этого времени у него не возникает даже мысли, что он может есть как-то по другому. В один прекрасный момент он говорит: «Так, теперь я хочу сесть на большой стул, как вы сидите, хочу получить такую тарелку, из которой вы едите. Я что, рыжий, что ли? Вы за кого меня держите? Почему это я у вас на детском стульчике сижу? Не хочу на нем больше! Хочу на скользкой табуретке». Мы просто организовали свою кухню так, чтобы с одной стороны стола стоял диванчик, сплошной, как лавка. Везде стулья стоят, а там – диванчик. Вот там сидит ребенок. Лавка широкая, место большое, и он становится на колени, потому что, когда он садится, он подбородок на стол кладет, и дальше можно еду лапками загребать. А так он становится на колени, может вставать.

Детский стульчик – это не вариант. Он же не понимает, почему ему выделен особый стул: он что, больной какой-то? Или убогий? Он считает себя полноценным, правильным человеком, который вполне может сидеть на обычном стуле, как все.

Вот эти стремления у ребенка появляются примерно в год и 2 мес., когда он требует, чтобы ему выделили отдельное место за столом, и не какое-нибудь, а правильное, настоящее место под солнцем. Ему же надо на кого-то равняться, ему нужно ориентироваться на образцы. Он пытается идентифицироваться с семьей, он хочет в нее влиться, и ему не надо мешать это делать. Его не надо выделять, задвигать и обосабливать. Вы эту ситуацию разберите со своей точки зрения каждый. Потому что хорошо, когда он сидит в стульчике, а вы готовите: на полу ему надоело, скучно, вы посадили его в стульчик, дали листья капусты, и он с ними занимается. Это одно дело. А другое дело – когда мы хотим сидеть за столом, как все. Подушка может использоваться как подручное средство. Но некоторые протестуют и против подушки. Они говорят: «Вы что подушку мне подсунули? Я вам не инвалид!»

Теперь следующий момент – посуда. Когда мы большие и умные дети, сели на отдельное место за столом, мы же сразу начинаем требовать: «Дайте нам, пожалуйста, отдельную посуду! И почему это вы нам детскую посуду, неправильную даете? Дайте нам такую, как у всех!»

И здесь есть два варианта. Когда ребенок категорически протестует против «выделенности», он говорит: мне вот такую вот тарелку, чтобы как у папы и мамы была. А некоторые принимают, когда им предлагают что-то особенное. Пробовать совсем необязательно. Лучше сразу предложить то, чем пользуются все. Опять-таки вы должны решить для себя: вам выгодно выделять ребенка до конца дней? Нам нужно, чтобы он влился в жизнь, нам вовсе не надо, чтобы он считал себя чем-то отдельно взятым. Отметим, что им начинает нравиться, чтобы у них было что-то персональное, где-то с 5 лет. До этого момента они должны пережить вот это слияние с семьей, а после этого можно как-то себя отметить. На таком уровне, что у меня чашка с подсолнухами, а у кого-то – с пчелками: просто интересно, для разнообразия. А в принципе могу и из любой другой чашки попить. Но когда ребенок вцепляется и кричит: «Кто пьет из моей чашки?!» – я думаю, это не тот воспитательный результат, которого следовало бы достигать.

Теперь – ложки, вилки, ножики. Если мы едим за столом совершенно определенным образом, используя какие-то приборы, то у нас нет причины не давать ребенку вилку и столовый нож. Потому что столовый нож совершенно неопасен. Во всяком случае, ребенок должен с ним познакомиться. Это не острый поварской нож, которым можно порезаться. Хочу сказать, что вилкой ребенок овладевает раньше, чем ложкой – мы уже говорили об этом – и вилка уже должна у него быть на столе. Он должен освоить ее как раз в год – год и 2 мес.: это то время, когда мы очень хорошо справляемся с вилкой. То, что касается вилки для ребенка, то ему можно предлагать на выбор несколько вариантов. Но вариантов не в том плане, что мы его как-то выделяем, а просто чтобы он попробовал, чем ему удобнее есть. Это может быть вилка с длинными зубчиками, может быть вилка для торта с округлыми короткими зубчиками, и может быть вилка средних размеров. И они могут и менять их. Они потом подходят и говорят, что мне для вот этого дайте вот эту вилку. И потом с ней справляются. Вы просто давайте ему вилку в руку, чтобы он сначала научился ее вообще держать. Он же видит, как вы ее держите, и будет пытаться производить с ней те же манипуляции.

 

Сначала – спецодежда за столом. Для того чтобы нам хорошо пообедать, у нас должна быть спецодежда. Чтобы прикрывать одежду, должны быть всякие слюнявчики и фартучки. Это должна быть одежда такая, которая легко стирается и не очень пачкается. В принципе, если мы прививаем ребенку навыки аккуратной еды с самого начала, как положено, тогда он особой свинюшкой за столом и не выглядит. Больше всего прививает навыки аккуратности как раз голое состояние за столом, особенно когда мы, например, едим арбуз. Вот как раз тогда не одеваться надо, а раздеваться – главное, дешево и практично! Когда холодный липкий сок капает на живот – это же очень неприятно! И поэтому мы стараемся так есть, чтобы нам на живот не капало. Когда мы едим что-то такое, что сильно пачкается, мы раздеваемся догола, а потом нас ставят в ванну.

Следующий момент – игры и игрушки за столом. Когда мы сели есть, ни игрушек, ни игр за столом нету. Все игрушки были, когда мама еду готовила и можно было заниматься на кухне. Как только мы приступили к обеду, все игрушки уносятся в игровую комнату и там играются, пока мы обедаем. Мы едим в нормальной рабочей обстановке.

Еда как тренировка.

Поскольку ребенок еще не владеет достаточно навыками использования пищи, ему, чтобы эти навыки приобрести, еще нужно время. И вот он будет тренироваться и вилку держать, и ложкой пользоваться. В процессе тренировок мы можем еду ронять на пол, поднимать и есть ее с пола. Поэтому когда мы готовим полигон для тренировок, у нас в кухне


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.039 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал