![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образец решения задач.Стр 1 из 24Следующая ⇒
Содержание Лабораторная работа № 1. 4 Лабораторная работа № 2. 11 Лабораторная работа № 3. 20 Лабораторная работа № 4. 26 Лабораторная работа № 5. 34 Лабораторная работа № 6. 39 Лабораторная работа № 7. 53 Лабораторная работа № 8. 67 Лабораторная работа № 9. 76 Лабораторная работа № 10. 88 Лабораторная работа № 11. 94 Лабораторная работа № 12. 103 Лабораторная работа № 13. 110 Лабораторная работа № 14. 117 Лабораторная работа № 1 Тема: ВЫЧИСЛЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ Структура следования Цель работы: освоить линейную алгоритмическую структуру, а также работу команд в данной структуре. Образец решения задач. Задача № 1. Найти и выдать на печать значение выражения: Постановка задачи Для решения данной задачи воспользуемся алгоритмической структурой следования, поскольку, для нахождения значения выражения достаточно ввести входные данные, вычислить результат выражения и вывести его на экран. Входные данные. Неизвестные значения в выражении – x, y, z (дробные числа). Выходные данные. Результат вычисления выражения – t (дробное число). Алгоритм. · Ввести исходные данные с клавиатуры. · Подсчитать значение выражения. · Вывести результат выражения на экран. Примечания: Ввод/вывод данных практически во всех языках программирования выполняется с помощью процедур и функций. Общий вид команды вызова подпрограммы следующий: < Имя подпрограммы> (< Список фактических параметров>) < Имя подпрограммы > – соответствует стандартным требованиям к идентификаторам. Пробел между именем подпрограммы и открывающей скобкой ставить не рекомендуется. < Список фактических параметров> – список выражений, разделенных запятой. Список содержит те реальные (фактические) значения с которыми будет работать подпрограмма в данной точке программы. В языке Паскаль ввод данных выполняется с помощью вызова стандартных процедур Read или ReadLn, а вывод результатов с помощью вызова процедур Write или WriteLn. Указанные процедуры можно использовать, если параметры имеют тип: integer (целые числа), real (дробные числа), char (символ) или string (строка символов). В задаче, как указано выше, используется дробный тип, следовательно, применим стандартный ввод/вывод данных. Текст программы. Var x, y, z: real; t: real; Begin // вызов процедуры ReadLn c 3- параметрами ReadLn(x, y, z); // ввод значений переменных x, y, z // вычисление выражения и запись результата в переменную t t: =2/(0.5+y)*(1+sqr(x)/(3-sqr(z)/5)); // вызов процедуры WriteLn c 2-мя параметрами WriteLn(’t= ’, t) // вывод строки ’t= ’ и значение переменной t) end.
Задача № 2. Однонаправленный перевод величины из одной меры в другую, например: версты в метры (1 верста = 1066, 8 м) или метры в футы, литры в пинты и т. п.
Постановка задачи Чтобы перевести число верст (целое число) в метры, необходимо количество введенных верст умножить на 1066, 8 и результат сохранить в какую-либо переменную (в общем случае – дробное число). Для решения данной задачи также воспользуемся алгоритмической структурой следования и стандартным вводом/выводом. Входные данные. Количество верст – v (целое число). Выходные данные. Количество метров – m (дробное число). Алгоритм. · Ввести входные данные. · Подсчитать значение выражения. · Вывести результат на печать. Примечания: Имена переменных, используемых в программе для хранения различных данных, следует выбирать таким образом, что бы они «подсказывали» разработчику какие именно данные они хранят. Например, переменная для хранения количества верст неслучайно названа – v, а для хранения количества метров – m. Обычная длина имени 6–8 символов. Если имя составное, рекомендуется каждую часть начинать с заглавной буквы или разделять символом ’_’. Например, переменную, хранящую длину отрезка можно назвать ’DlnOtr’ или ’dln_otr’. Применение этих простых рекомендаций позволит значительно повысить читабельность текста программы и, следовательно, её понимание. Текст программы. Var v: integer; m: real; Begin ReadLn(v); // ввод с клавиатуры количества верст в переменную v m: =v*1066.8; // вычисление количества метров WriteLn(’В ’, v, ’ верстах ’, m, ’ метров’) // вывод 5 значений на экран end. Задания для самостоятельного решения. Вариант 1. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: 2*c - d + ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾
2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Версты в метры (1 верста = 1066, 8 м). 3. Пусть заданы три значения. Определить среднее арифметическое этих чисел.
Вариант 2. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: -2*c + d*82 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾
2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Футы в метры (1 фут = 0, 3048 м). 3. Пусть заданы координаты двух точек A(x1, y1) и B(x2, y2). Найти расстояние между этими точками. Вариант 3. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: arctg(c/4) - d*62 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ a*a - 1 2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Дюймы в сантиметры (1 дюйм = 2, 54 см). 3. Пусть заданы координаты двух точек: одна точка является началом координат, вторая с координатами (x, y). Найти расстояние между этими точками. Вариант 4. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: 2*c - ln(d/4) ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ a*a - 1 2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Мили в км (1 миля = 1, 609 км). 3. Пусть заданы длина стороны треугольника и высота. Найти его площадь. Вариант 5. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: 2*c - d/23 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ln(1 - 2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Талоны в литры (1 талон = 4, 546 л). 3. Пусть заданы значения переменных x и y. Напишите программу, которая меняла бы значения этих переменных местами. Вариант 6. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: 2*c - d* ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ c + a - 1 2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Кварты в литры (1 кварта = 1, 1365 л). 3. Пусть заданы длины сторон треугольника. Найти его периметр. Вариант 7. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: arctg(c - d/2) ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ 2*a - 1 2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Караты в граны (1 карат = 3, 086 грана). 3. Пусть заданы длины катетов треугольника. Найти его гипотенузу. Вариант 8. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: c*tg(b + 23) ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ a/2 -4*d - 1 2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Штофы в литры (1 штоф = 1, 2299 л). 3. Пусть заданы значения переменных x и y. Напишите программу, которая меняла бы значения этих переменных местами не используя дополнительной переменной. Вариант 9. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: 2*c + ln(d)*51 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ d - a - 1 2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Ярды в метры (1ярд = 0, 9144 м). 3. Пусть заданы значения переменных x, y и z. Напишите программу, которая меняла бы значения этих переменных местами, так чтобы в x оказалось значение переменной y, в y – значение переменной z, а в z – прежнее значение переменной x. Вариант 10. 1. Написать программу для вычисления значения выражения: 42*c - d/2 + 1 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ a*a - ln(b-5) 2. Перевод целой величины из одной меры в другую. Перевод однонаправленный. Унции в граммы (1 унция = 28, 35 г). 3. Пусть заданы длины сторон треугольника и его периметр. Найти площадь данного треугольника. Контрольные вопросы: 1. Особенности выполнения изучаемых операторов: присваивания, ввода-вывода. 2. Арифметические выражения: знаки арифметических операций, стандартные функции. 3. Диапазон допустимых значений для вещественных (REAL) и целочисленных (INTEGER) переменных. 4. Для чего служит компилятор? 5. Что является комментарием и для чего он служит? 6. Какие разделы могут быть использованы в декларативной части программы? 7. Назовите основные алгоритмические структуры. 8. Какие команды реализуются в структуре следования? Запись на Паскале. 9. Верно ли, что в Паскаль - программе надо описывать все используемые в ней переменные? 10. Какую информацию извлекает транслятор из описания переменных и как он ее использует? 11. Какие значения имеют переменные в начале выполнения программы? 12. Когда нет необходимости использовать раздел переменных? 13. Перечислите базовые элементы языка. 14. Что относится к алфавиту языка? 15. Что такое идентификатор? Какой идентификатор является правильным? 16. Перечислите, какие данные относятся к порядковым типам. 17. Почему различают порядковые и вещественный типы? 18. Зачем необходимо придерживаться концепции совместимости типов данных, в чем ее суть?
|