Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обзорно-сравнительный способ ориентировки по БРЛС и определение с её помощью путевой скорости и угла сноса.
Благодаря тому, что на экране БРЛС формируется изображение пролетаемой местности, пилот может вести ориентировку путем сопоставления радиолокационного изображения с полетной картой, наподобие того, как это делается при визуальной ориентировке. Такой способ, называемый обзорно-сравнительным, является относительно простым и наглядным, не требует измерений и расчетов, но зато и не обладает высокой точностью. Рассмотрим особенности такой ориентировки. Изображение на экране классической ЭЛТ является одноцветным, следовательно, видимые объекты различаются только яркостью. Яркость же пропорциональна мощности отраженного сигнала и, значит, степени отражающей способности объекта. Яркость предметов, которые мы видим глазами, зависит от их способности отражать свет, то есть электромагнитное излучение в видимом диапазоне. Но в дециметровом диапазоне радиоволн, в котором работает БРЛС, отражающая способность объектов совсем другая. То, что глазами мы видим ярким, на экране локатора может выглядеть невзрачным. А яркая засветка на экране может оказаться просто одним из корпусов завода или небольшой железнодорожной станцией, где много металлических предметов, хорошо отражающих сигнал. Зависит яркость и от удаления объекта, и от направления облучения, от того, под каким углом падает радиоволна на поверхность объекта – чем более перпендикулярно, тем ярче. Поэтому склоны гор, обращенные в сторону ВС, выглядят ярче равнинной местности. Если же радиоволна отражается не в сторону ВС, а как от зеркала в противоположную сторону, то отраженный сигнал антенна не примет, экран в данном месте светиться не будет и такой объект (например, водная поверхность озера) будет выглядеть на экране как темное пятно. Но на фоне слабосветящейся суши такое пятно будет хорошо видно, поэтому водные объекты (озера, моря, точнее, их береговая черта, крупные реки) являются хорошими ориентирами. Максимальная дальность обнаружения объектов зависит от длины волны, мощности передатчика и чувствительности приемника, состояния атмосферы, высоты полета и отражающих свойств объектов. Поэтому значения дальностей можно лишь ориентировочные (табл. 9.2). Равнинная местность выглядит как равномерно и слабо светящаяся область. На ее фоне хорошо видны водные объекты в виде темных пятен. В свою очередь на фоне водной поверхности могут быть видны крупные морские и речные суда. Таблица 9.2 Примерные максимальные дальности обнаружения объектов на экране БРЛС
Населенные пункты выглядят как светлые пятна, причем их конфигурация в общем случае не совпадает с их конфигурацией на карте. Неплохо видны железнодорожные мосты и плотины в виде ярких светящихся точек. У крупных рек может быть видна их водная поверхность. Но часто можно заметить и средние реки благодаря наличию склонов у их берегов. Ведь поверхность, наклоненная в сторону радиолокатора будет давать более сильный отражающий сигнал и изгибы реки будут заметны в виде более яркой линии на фоне равномерной засветки. Горная и пересеченная местность будет видна в виде пёстрых светлых и темных пятен. Темные пятна образуются из-за затенения объектов. Ведь локатор «видит» местность не так, как человеческий глаз. Если пилот будет смотреть на местность с ВС как это показано на рис. 9.8, то ближняя к нему гора будет видна на фоне дальней и точка А будет видна непосредственно рядом с точкой В. Но на экране БРЛС расположение точек зависит от удаления до них. На соответствующем удалении от центра экрана будет видна точка А, и на значительно большем удалении точка В. А между ними экран будет темным, ведь никакой отраженный сигнал не пришел с удалений от А до В. Такие темные пятна можно спутать с озерами. Отличить же от озер такие затененные области можно благодаря изменению их формы при движении самолета. Наблюдаемые на экране объекты, можно разделить на радиолокационные точки (РЛТ), и радиолокационные ориентиры (РЛО) РЛТ – это любой малоразмерный объект, наблюдаемый на экране. Пилот может и не знать, что это за объект, его может не быть на карте. РЛО – это опознанные объекты, с известным расположением на земной поверхности. Рис. 9.8. Затенение объектов Обычно под РЛО понимают не весь какой-то большой площадной объект, а малоразмерный точечный объект, который, возможно, является частью этого объекта: мост, мыс на береговой черте, характерный изгиб реки, небольшой остров в море. С помощью РЛО можно вести ориентировку и определить место самолета. Правила радиолокационный ориентировки в целом совпадают с правилами визуальной ориентировки, описанными в главе 1. РЛТ для ориентировки использовать нельзя, поскольку неизвестно их расположение на земной поверхности. Но их можно использовать для других целей, например, для определения путевой скорости.
|