Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенная конкуренция и ее особенности.






Экономисты различают два типа конкуренции: совершенную и несовершенную. Обычно типы конкуренции называют рыночными структурами или моделями рынка. Рыночная структура характеризуется условиями, в которых образующие их фирмы конкурируют за деньги покупателей.

Хотя рыночные структуры многообразны выделяют, как правило, четыре их типа: а) совершенная конкуренция, б) монополия, в) монополистическая конкуренция, г) олигополия. Каждая из этих структур отличается друг от друга степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, в первую очередь на рыночные цены, которые могут существенно отличаться от реальной стоимости товаров в ту или иную сторону под воздействием ряда внешних факторов. Конкурентность рынка находится (при прочих равных условиях) в обратной пропорциональной зависимости от степени влияния отдельных фирм на цены, т.е. чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Основы теории совершенной конкуренции были разработаны в трудах английского экономиста А.Маршалла. По его мнению, совершенная конкуренция предполагает наличие ряда условий:

1. На рынке присутствует одновременно множество конкурирующих продавцов и множество покупателей. Поэтому каждый продавец или покупатель какого-то одного продукта не в состоянии существенно повлиять на его цену.

В этих условиях фирма, выходя со своей продукцией на конкурентный рынок, лишь приспосабливается к сложившейся на нем цене. Она может предложить любую цену, но не выше сложившейся в данный момент на рынке (в противном случае ее продукция не будет продана).

P
Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы будет совершенно эластичной. Графически она изображается постоянной прямой, параллельной оси абсцисс, на которой откладывается количество товара, а на оси ординат – цена товара. Здесь по одной и той же цене может быть продано любое количество продукции.

 
 

 

 


Рис.1

2. Продукт, реализуемый на рынке, носит однородный характер. Это означает, что производители продают абсолютно идентичную (одинаковую) продукцию, т.е. отсутствуют торговые марки и другие индивидуальные характеристики товара. Например, зерно, яйца, молоко, сталь, нефть, газ, цемент, древесина, уголь и т.д.

3. Существует полная свобода товаропроизводителей входа в отрасль и выхода из нее. Это означает отсутствие барьеров, препятствующих фирме производить тот вид продукции, который она выбрала. Фирма должна также иметь возможность прекратить свою деятельность, если сочтет ее продолжение нецелесообразным.

4. Фирмы независимы в принятии решений. Это предполагает отсутствие сговора между ними, а следовательно, и отсутствие возможности влиять как на цены, так и на объемы производства.

5. Все продавцы и покупатели обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров. Без этого невозможно ориентироваться в рыночной конъюнктуре, принимать правильные решения и выбирать наилучшие варианты поведения в сложных ситуациях.

6. Имеет место абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, свободный перелив труда и капитала, равенство транспортных издержек и т.д.

Совершенная конкуренция – это идеальное явление в экономике. Ни в одной отрасли с развитой рыночной экономикой совершенной конкуренции не было и нет, т.е. в реальной экономике не было и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям этой модели рынка (не только в 20 веке, но и в предшествующих столетиях). Лишь в нескольких случаях (на рынке сельскохозяйственной продукции, на фондовой бирже, рынке иностранных валют и т.д.) ситуация сравнительно близка к условиям совершенной конкуренции. Вместе с тем эта теоретически абстрактная модель рыночной экономики и выводы, полученные при ее анализе, могут оказаться полезными при исследовании других типов рыночных структур.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал