Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Несовершенная конкуренция и ее модели. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором отсутствует хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Но поскольку, как уже отмечалось, практически нет такой рыночной структуры, которая бы отвечала всем требованиям свободной конкуренции, то, следовательно, на большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции реализуется в условиях несовершенной конкуренции. Как уже говорилось, выделяют три модели несовершенной конкуренции: а) монополию; б) монополистическую конкуренцию; в) олигополию. Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда единственный в отрасли производитель создает продукт, не имеющий близких заменителей. Это позволяет ему установить такое сочетание объема выпуска и цены, которое дает ему максимум прибыли. Поскольку у продукции чистого монополиста нет близких заменителей (его товар уникален), постольку у покупателей нет выбора. Они вынуждены или соглашаться с назначенной монополистом ценой при покупке его товара, или отказаться от него вовсе. Так как фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, то, естественно, это привлекает в отрасль и других производителей. Однако попасть в монополизированную отрасль практически невозможно, ибо барьеры для вступления в нее достаточно велики. Такими барьерами могут быть как легальные (или естественные) препятствия, так и любые действия, которые искусственно препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. К барьерам, препятствующим вступлению в монополизированную отрасль экономики, можно отнести следующие: 1. Эффект масштаба производства. В условиях крупного производства издержки на единицу продукции значительно ниже. Производство, в котором продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималось несколько фирм, получило название «естественной монополии». В данном случае экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что выпуск данной продукции целесообразно сосредоточить в одной фирме. К естественной монополии можно отнести предоставление различных коммунальных услуг (водопровод, канализация, газо- и энергоснабжение и т.д.), телефонные компании и компании кабельного телевидения и т.п. В этих условиях монополия может быть оправдана экономической целесообразностью. В целом, рассматривая монополию, как определенный тип экономической структуры, необходимо иметь в виду, что независимо от вида монополии («естественная» она или нет), новым конкурентам пробиться в такую отрасль чрезвычайно трудно, так как при прочих условиях это требует огромных капиталовложений. 2. Исключительные права монополий. Такие права обусловлены тем, что правительства ряда стран официально предоставляют некоторым фирмам статус единственного (монопольного) продавца услуги или товара (транспортные услуги, связь, газоснабжение и т.д.), сохраняя, как правило, за собой право регулирования их действий с целью исключения (или сведения к минимуму) злоупотреблений монопольной властью. В этой ситуации «войти» в такую отрасль сторонней фирме практически невозможно. 3. Патентная и лицензионная защита монополий. Правительства, гарантирующие патентную защиту своим продуктам, услугам, производственным технологиям и т.д., предоставляют этим самым их изобретателям (монополиям) исключительное право на их использование в процессе производства и реализации товаров и услуг в течение определенного промежутка времени (в США, например, в течение 17 лет). 4.
Рис. 2 Кривая спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с кривой рыночного спроса для отрасли (рис. 2), так как монополист функционирует на рынке один, и имеет отрицательный наклон (то есть с ростом цены величина спроса уменьшается, и наоборот). Поэтому монополист может оказывать влияние на цену товара, контролируя его выпуск. В отличие от конкурентной фирмы, стремящейся произвести больше продукции при постоянной цене (так как на рыночную цену она не в силах оказать влияние), простая монополия стремится произвести продукции меньше, а цену установить выше (в силу своего монопольного положения она в состоянии это сделать). В реальных условиях, однако, чистая монополия встречается редко. Правда, существуют отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, выражена особенно резко. Такие отрасли, как уже отмечалось, называются естественными монополиями, по отношению к которым возможны различные варианты регулирования ценообразования со стороны государства. Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство. Начало такого законодательства было положено в США и Канаде, что явилось реакцией государства на усиление в последней четверти 19 века власти союзов монополистов в экономике. Первым законодательным актом, направленным на борьбу с монополиями, был принятый в 1890 году закон Шермана. Этот антитрестовский акт провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничение торговли, попытки установить монополию и ограничивать торговлю, создание союзов фирм и вступление в сговор с этой же целью. Позже, в 1914 году, в США был принят новый антитрестовский акт – закон Клейтона. Он усиливал положения закона Шермана и объявлял вне закона ценовую дискриминацию, а также некоторые специфические методы деятельности фирм: исключительные или «принудительные» соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций и т.д. Закон Селлера-Кефовера, принятый в 1950 году внес поправку в закон Клейтона о слиянии фирм, запрещающую приобретение фирмой активов другой фирмы, если это приводит к уменьшению конкуренции. Что касается Западной Европы, то ее антимонопольное законодательство имеет противоречивый характер. С одной стороны, нон формально направлено на защиту интересов потребителей от произвола монополий, чтобы исключить злоупотребления монопольной властью и защитить интересы немонополизированных отраслей и населения. С другой стороны, законодательные акты призваны поощрять процесс концентрации производства и образования крупных монополий, если это стимулирует научно-технический прогресс. Между идеальными моделями совершенной конкуренции и монополиями находится целый спектр рыночных структур, которые нельзя отнести ни к совершенному конкуренту, ни к монополии. Наиболее распространенными среди них являются монополистическая конкуренция и олигополия. Монополистическая конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой множество фирм конкурируют между собой, предлагая на рынке дифференцированную (неидентичную) продукцию. Каждая фирма производит товар, несколько отличающийся от продукции своих конкурентов. Причина предпочтений покупателя чисто психологическая и вызывается часто факторами личного характера. Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта (большинство производителей стараются убедить покупателей, что их товар является уникальным в данной товарной группе), продавец получает этим самым монопольную власть на его продажу, то есть он может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его продаж. Тайный сговор фирм относительно объемов производства, цен и рынков сбыта затруднен из-за большого количества фирм в отрасли. Вместе с тем новые конкуренты могут входить в отрасль практически беспрепятственно, так как стартовый капитал нужен относительно небольшой, ибо в отрасли работают небольшие фирмы. Для монополистической конкуренции кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон (опускаются вниз). Это происходит потому, что продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых ее конкурентами. В силу этого производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров (правде гораздо меньшим, чем в условиях монополии). Так как вход на рынок достаточно свободен и определяется прежде всего размерами капитала, поэтому рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности. Широко распространенным типом рыночной структуры отрасли стала олигополия. Это такой тип рыночной структуры, который представлен господством нескольких крупных фирм, производящих однородную или разнородную продукцию. Наиболее важными чертами олигополии являются: а) небольшое число крупных фирм, контролирующих производство и сбыт основной массы продукции в отрасли; б) наличие барьеров для вступления в отрасль новых конкурентов. Различают однородную и дифференцированную олигополии. Однородная имеет место в тех отраслях, где производится одинаковая стандартизированная продукция (сталь, цемент, стекло, спирт, сахар и т.д.). Дифференцированная олигополия предполагает производство разнородной дифференцированной продукции, хотя и одинакового назначения (автомобили различных марок, станки и оборудование, стиральные машины, сигареты, напитки и т.д.) Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве продавцов на данном рынке, сколько в их намерениях. Каждый продавец должен отдавать себе отчет в том, как его решение вопроса «цена-количество» повлияет на поведение других фирм отрасли, какова будет их реакция. Следовательно, в рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, которая признается и остро ощущается всеми олигополистами. В условиях олигополии соперники вынуждены взаимоприспосабливаться друг к другу. Так, например, если одна из фирм попытается уменьшить цену на свою продукцию с целью увеличения прибыли (за счет расширения продаж), то можно предположить, что конкурирующие фирмы данной отрасли также последуют ее примеру и помешают ей получить какие-либо преимущества по сравнению с ними. Напротив, если одна фирма поднимет цену, а ее конкуренты не сделают этого, то данная фирма будет вытеснена с рынка своими конкурентами (количество продаж сократится из-за высокой цены), которые постараются «перехватить» бывших потребителей этой фирмы. Говоря иначе, если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену (или объем выпуска продукции), то это окажет влияние на объем продаж и прибыль не только самой фирмы, но и фирм конкурентов, которые поэтому должны будут отреагировать определенным образом. Для олигополистических фирм характерной практикой является установление «жестких цен», то есть негибких, достаточно постоянных. Цена может не меняться даже тогда, когда изменяются издержки или спрос на продукцию фирмы. Встречаются и другие типы рыночных структур. Поскольку они не имеют широкого распространения, поэтому в экономической литературе упоминаются реже. К ним можно отнести следующие типы: 1. Дуополия. Это рынок, на котором действуют только два продавца. Она является частным случаем олигополии, ее простейшей формой. В Республике Беларусь, например, существую два телевизионных завода – Минский («Горизонт») и Витебский («Витязь»). 2. Монопсония. Это рынок, на котором действует только один покупатель, с которым имеют дело многие продавцы данной продукции. Например, вооружение в разных странах производят многие заводы, но покупатель у них, как правило, один – Министерство обороны. 3. Олигопсония. Это рыночная ситуация, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов (производителей). Она наиболее близка к так называемой чистой (абсолютной) монопсонии. В нашей республике, например, четырем имеющимся сахарным заводам (Слуцкому, Скидельскому, Жабинковскому и Городейскому) поставляют сахарную свеклу десятки хозяйств.
Вопросы к семинарскому занятию: 1. В чем суть ценовой и неценовой конкуренции внутри отрасли? 2. Что собой представляет межотраслевая конкуренция? 3. Каковы особенности совершенной конкуренции? 4. Как государство может регулировать деятельность монополий? 5. Сравните основные рыночные структуры по следующим критериям: а) количество и размер фирм; б) тип продукции; в) условия входа в отрасль; г) контроль над ценами; д) распространение.
|