Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации






Итак, коммуникативные нормы диктуются целесообразностью. В целом, это нормы выбора формы (устная или письменная, диалог или монолог), способа речевой деятельности и средств общения(методов доказательства, языковых приемов и пр.).

Коммуникативные нормы, в отличие от этических и языковых, более вариативны: они носят рекомендательный характер и должны соответствовать коммуникативной ситуации. Допустим, родители должны наказать ребенка за плохое поведение. В одной семье они будут принимать какие-то меры (чтение нотаций, лишение ребенка права смотреть телевизор, гулять, играть в компьютерные игры и пр.) совместно. В другой семье накажет сына только отец, а в третьей – все члены семьи объявят ребенку бойкот. Как мы видим, для реализации одной коммуникативной стратегии как магистральной линии поведения (в нашем примере это наказание провинившегося) могут использоваться разные тактические приемы.

На рис. 6.1 показан алгоритм речевого взаимодействия:

       
 
 
   

 

 


 

Рис. 6.1. Алгоритм речевого взаимодействия

Как мы видим, общение возникает в том случае, если хотя бы у одного из участников появляется потребность высказаться в устной или письменной форме, следовательно, именно потребности человека диктуют выбор коммуникативной цели. Коммуникативная цель, в свою очередь, определяет выбор и организацию языковых и речевых средств в конкретной коммуникативной ситуации. Причём этот отбор должен осуществляться на основе соблюдения этических и коммуникативных норм.

Повторимся: эти нормы реализуются в рамках коммуникативной ситуации. Под этим термином понимается сочетание внешних и внутренних условий и обстоятельств, в которых протекает речевое взаимодействие (его структурные элементы изложены в лекции № 2). А в табл. 6.3 укажем наиболее важные составляющие коммуникативной ситуации.


Таблица 6.3


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал