Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-политическое учение В.Парето
К этому же периоду истории социологии относится социологическая система Вильфредо Парето (1848-1923), который в 1902 году опубликовал свою работу «Социальные системы», а затем еще три книги. Уподобляя социологию точным наукам, таким как физика, химия, астрономия, этот итальянский социолог и экономист предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, к искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные требования к эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея, У. Мура, К. Дэвиса. Социология, согласно Парето, должна быть логически-экспериментальной наукой, ибо нелогичные действия она должна понять логически. При нелогических действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства, мировоззрение, вера. Парето называет это «осадком». Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают. Поэтому они придумывают рациональные объяснения, словесные оправдания своих действий, которые должны придать им логичный вид. Их Парето назвал «производными» («деривациями»). Осадки, деривации и их отношение к поведению людей представляют собой основные факты и объект изучения социологии. Отметим, что значительны заслуги Парето и в разработке проблем политической элиты, которые были более глубоко исследованы Г. Моска (1858 - 1941).
12 Структурно-функциональное направление в западной социологии: творчество Т. Парсонса, Р. Мертона. Современная зарубежная социология - это многообразие концепций и теорий. Поэтому мы рассмотрим только некоторые из них, наиболее известные и теоретически оформленные. Структурный функционализм и примыкающие к нему теории. Наиболее полно основы этой концепции изложены ТолкоттомПарсонсом (1902 - 1971). Базовой в ней является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой ее различные элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долго доминировали в западной социологии, иногда под несколько другими названиями, например, структурализм во Франции, который развивали М. Фуко (1926 - 1984), К. Леви-Строс. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Т.е. рассматривали общество как систему элементов (классов и институтов), каждый из которых должен выполнять свою функцию. При нарушении согласованности в системе - необходимы реформы. Таким образом, по их мнению, общество развивается. Развить структурный функционализм был призван неофункционализм. Т. Парсонс в совместной с Э. Шилзом работе «К общей теории действия» осуществил сдвиг от анализа структур к анализу функций. Кроме того, он обратился к проблеме человека и попытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидом в системе. Р. Мертон пытался преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода. Он создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция», то есть заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом, Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил изменения «средним» уровнем - уровнем конкретной социальной системы. Мертон обосновал и ввел в оборот понятие «теория среднего уровня».
|