Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность с точки зрения социологии: понятие, структура, типы.






Личность - социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых, в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными общностями (класс, нация, трудовой коллектив и др.), и, во-вторых, с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.

Становление личности, ее развитие можно представить лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Ина­че говоря, личность может выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой - каждая личность способна влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т.е. выступает в роли субъекта этих отношений.

Иначе говоря, процесс взаимодействия личности с социальной средой характеризуют две ее типичные формы:

1) адаптация, т.е. пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;

2) интеграция - активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании.

Социализация - процесс формирования личности, ее приобщение к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. В про­цессе социализации индивид заимствует правила взаимодействия с другими людьми, их взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Он должен согласиться с господству­ющими представлениями о мире, включая образ жизни, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы

Жизненный путь человека разделяется на отдельные периоды - детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных взаимодействий.

Весь процесс социализации личности можно условно разделить на два этапа.

• первичная социализация - проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

• вторичная социализация - развитие личности в последующие годы жизни.

На первом этапе социализации сильно влияет семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных - компании друзей и сверстников.

Ребенок начинает формировать свои будущие социальные ориентации по аналогии с отношениями в семье. Как распределяются семейные роли, кто глава семьи, как он выполнял свои функции, насколько дружеские и теплые отношения между членами семьи, какие способы и методы поощрения или наказания применяются.

Второй этап социализации личности связан с воздействием на индивида сложного комплекса, объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости.

В эти годы особенно сильное влияние на процесс социализации оказывают социальные институты, в том числе система образования, средства массовой информации, трудовые коллективы, другие учреждения и организации, с которыми взаимодействует каждый член общества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал