Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ролевая концепция личности.
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Человек может являться членом разных социальных групп. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус – это ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами. Важнейшими показателями статуса личности выступают: уровень доходов, образование, объем властных полномочий, престижность профессии. Статусы делятся на достигнутые (определяется усилиями самого человека, его талантами или оказывается следствием удачи и везения) и предписанные (раса, пол, этническое происхождение). Человека характеризует не один, а несколько статусов (статусный набор): 1)главный или интегральный статус (обусловлен должностью или профессией); 2)социально-групповой статус (положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой соц-ой группы — расы, нации, пола); 3)личный статус (положение индивида в малой группе — семье, студенческой группе); Социальная роль – это поведение ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания соответствующие данной роли. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т. е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна
|