Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ формирования и выполнения производственной программы
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным. Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» рассматриваются две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты. Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы: - пересчет объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (при относительно небольшой номенклатуре); - корректировка на агрегатный индекс изменения цен () по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом: , где – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении; – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении; – цена единицы продукции в базисном периоде. Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции () рассчитываем по формуле: , где – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении. С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу. Анализ объема продукции Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4). Таблица 4 Динамика товарной продукции
где , – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i -ом году соответственно; - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста () и прироста () товарной продукции: , Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 5. Таблица 5 Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год
В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11, 75%, а фактического выпуска от плана всего 5%. Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Анализ ассортимента продукции Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл.6. Таблица 6 Выполнение плана по ассортименту
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: · по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87, 5%); · по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33, 3%); · по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn: ВП0 х 100%, где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции. Для нашего примера ВПа = 77664: 81600 х 100% = 95, 2%. При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен. Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). Анализ структуры продукции Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле: , где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; – фактический выпуск продукции при фактической структуре; – фактический выпуск продукции при плановой структуре. Таблица 7 Анализ структуры продукции
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия. Если коэффициент перевыполнения плана равен 1, 003474 (141520/141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800/1, 003474). Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100, 3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб. При использовании средних цен расчет производится по формуле: , где - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно, – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.
|