Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документирование аудита
В РФ требования к ее составлению установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 2 " Документирование аудита". Данное правило было разработано на основе МСА 230 " Документирование" и практически полностью совпадает с ним по тексту. Оно устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности проводимого аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно. К рабочей документации аудита относятся: планы и программы проведения аудита; описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов; объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта; копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта; описание системы внутреннего контроля (СВК) и организации бухучета экономического субъекта; аналитические документы аудиторской организации; другие документы.
Примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации: 1) материалы относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта; 2) извлечения из копий учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных юридических документов его (договоров, контрактов, протоколов и т.п.); 3) материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита; 4) записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота или комбинации их); 5) аналитические материалы хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; 6) записи, содержащие анализ существенных показателей и тенденций деятельности экономического субъекта; 7) записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур; 8) материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами; 9) сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры; 10) копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом экономического субъекта; 11) копии переписки или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита; 12) письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта; 13) копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта; 14) выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита. Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из: характера проводимой работы; характера и сложности деятельности экономического субъекта; состояния бухгалтерского учета экономического субъекта; надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта; необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.
Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организа-цией, если акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ, не предписывают такие формы.
Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта. Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит, и другие лица, включая налоговые и иные госорганы, не имеют права требовать от аудиторской организации предоставить рабочую документацию или ее копии полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ.
Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией. Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит. Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные госорганы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ. Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для: составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией; подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в РФ; осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита; планирования аудита аудиторской организацией. Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, характере, времени проведения и объеме выполнения аудиторских процедур и выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений. Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей документации. Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведенном аудиторской организацией аудите. Сведения, включенные в рабочую документацию, излагаются ясно и четко, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования. Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.
По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудиторской организации для обязательного хранения. Рабочая документация должна храниться скомплектованной в отдельные для каждого аудита папки («файлы»).Система расположения документов в папках устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация хранится в сброшюрованном виде. Сохранность рабочей документации, оформление и передача ее в архив относятся к компетенции руководителя аудиторской организации или лица, им уполномоченного. К рабочей документации, фиксирующей проводимый или проведенный аудит, работники аудиторской организации, не занятые аудитом данного экономического субъекта, как правило, не допускаются. Рабочая документация хранится в архиве аудиторской организации не менее пяти лет. В случае пропажи или порчи рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются соответствующим актом. Рабочие бумаги аудитора хранятся в папках - так называемых досье на клиента. Досье разделяют на текущие, постоянные и специальные. Текущее досье содержит все документы и материалы, собранные в ходе аудиторской проверки, вопросы и проблемы, перенесенные из предыдущего аудита, а также те, на которые следует обратить внимание в последующем аудите. Текущее досье должно содержать все сведения, необходимые и достаточные для: составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской фирмой; подтверждения того, что аудит проведен аудиторской фирмой в соответствии с нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность в РФ; осуществления аудиторской фирмой контроля за ходом аудита; планирования аудита аудиторской фирмой.
Постоянное досье, как правило, содержит информацию, важную для аудита в течение длительного времени: 1) организационную информацию, установленную законом: данные об акционерах; данные о директорах; данные о секретаре; местонахождение органа управления делами; копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации; 2) информацию о предприятии и его деятельности: основные виды деятельности и размещение дочерних предприятий и филиалов; конкретное законодательство и правила; данные о создании и функционировании предприятия; сводку прошлых результатов; характеристику основного персонала; описание особенностей бухучета и внутреннего контроля; схемы организации управления; схемы последовательности операций; 3) подробности договора о сотрудничестве: копии договоров о проведении аудиторской проверки и выполнении других работ; подробности особых требований к аудиту; подробности неаудиторских услуг; 4) информацию для аудита: контакты клиента; банковскую информацию; информацию о юристах; основной аудиторский персонал; адреса мест проведения аудита; 5) важные соглашения: торговые договоры; договоры о продаже в рассрочку или аренде; договоры о ссудах; 6) информацию об особенностях налогообложения клиента.
Специальные досье - это, например, досье менеджера, в котором содержатся документы, отражающие решение организационных вопросов аудита, взаимоотношения с руководством экономического субъекта и третьими лицами и т.п., или другая специальная информация; специальные постановления, указы; налоговая документация; данные по соблюдению законодательства и т.п.
ПРИМЕР Рабочий документ аудитора - О бъем пакета: - " Общий план аудиторской проверки" (1 лист A4); - " Программа аудиторской проверки" (2, 5 листа); - " Рабочие документы аудитора (тесты)" (12 листов); - Внутрифирменное правило (стандарт) " Существенность" (8 листов; включает авторский метод расчета уровня существенности); - Внутрифирменное правило (стандарт) " Аудиторская выборка" (24 листа. Уникальный материал, содержащий в том числе порядок и примеры проведения и оценки результатов наиболее сложных, статистических выборок. Фактически является практическим пособием по выборочным методам аудита, обобщая принятые в мировой практике подходы). Т акже в пакет включены шаблоны: - должностные инструкции заместителя директора по аудиту, аудитора и ассистента аудитора; - договор на проведеление аудита и письмо о проведении аудита. Для удобства в представленных шаблонах текст, который подлежит замене под конкретную организацию, маркирован красным цветом. Пример рабочих документов аудитора (3-й лист)
|