Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кинезотерапия






 

 

В остром периоде пневмонии проводится лечение положением. Периодически в течение дня для улучшения аэрации пораженного легкого рекомендуется лежать на здоровом боку(3-4 часа в день). Положение на животе уменьшает образование спаек между диафрагмальной плеврой и задней стенкой грудной клетки, положение на спине - между диафрагмальной плеврой и передней стенкой грудной клетки, положение на здоровом боку с валиком под грудной клеткой – в диафрагмально-реберном углу.

Лечебная физическая культура противопоказана больным с выраженной интоксикацией, высокой температурой, дыхательной недостаточностью (III степени), тахикардией (ЧСС свыше 100 уд/мин).

 

На постельном режиме (3-5 дней) задачами ЛФК являются нормализация механики дыхания (урежение и углубление дыхания), компенсация дыхательной недостаточности, ускорение рассасывания патологического очага в легком, повышение тонуса и реактивности организма.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся индивидуально, используются гимнастические упражнения динамического характера преимущественно для мелких и средних мышечных групп в исходном положении лежа на спине, больном и здоровом боку, соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений 1: 1-2, число повторений каждого упражнения 3-4 раза, темп медленный или средний, амплитуда движений полная, продолжительность занятия 10-15 минут. Кроме лечебной гимнастики должны проводится самостоятельные занятия продолжительностью по10 минут 3-4 раза в день. Переносимость нагрузки контролируется по субъективным ощущениям, ЧСС и частоте дыхания. На высоте нагрузки ЧСС должна возрастать не более чем на 10 уд./мин. Методист может включать пассивные дыхательные упражнения в виде локализованного ниже-, средне- или верхнегрудного дыхания с учетом локализации очага поражения.

 

1.И.п.-лежа на спине. Сделать глубокий вдох и продолжительный выдох через губы, сложенные трубочкой.

2. И.п. - лежа на спине. На вдохе руки поднять вверх к спинке кровати, на выдохе опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. И.п. - лежа на спине. Сделать глубокий вдох, при этом руки заложить за голову, широко развести локти в стороны, на выдохе скрестить руки на груди, надавливая на нее до полного выдоха (выдох удлинен).

4.И.п. - лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание стоп, дыхание произвольное.

5. И.п. - лежа на спине. Одну руку положить на грудную клетку, другую- на эпигастральную область, вовремя глубокого вдоха переднюю брюшную стенку максимально выпятить, во время выдоха - втянуть. Выдох должен быть медленным, плавным, продолжительным. Диафрагмальное дыхания.

6. И.п. - лежа на спине. Супинация и пронация кисти, дыхание произвольное.

7. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны – вдох, принять исходное положение – выдох.

8. И.п. - лежа на спине. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в исходное положение.

9.И.п. - лежа на боку. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область. Упражнение выполнить на здоровом и больном боку.

10. И.п. - лежа на спине. Руки согнуты в локтях. На вдохе вращать предплечья в одну, а на выдохе – в другую сторону.

11.И.п. - лежа на спине. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени поочередно подтягивать к животу и груди руками.

12. И.п. - лежа на боку. На вдохе прямую руку поднять вверх к голове, на выдохе – медленно опустить. Упражнение выполнить на здоровом и больном боку.

13.И.п. - лежа на спине. Кисти в замок, поднять руки вверх, ладони повернуть от себя – вдох, принять исходное положение – выдох.

14.И.п. - лежа на спине. Одну руку положить на грудную клетку, другую- на эпигастральную область, вовремя глубокого вдоха переднюю брюшную стенку максимально выпятить, во время выдоха - втянуть. Выдох должен быть медленным, плавным, продолжительным. Диафрагмальное дыхания.

 

Ослабленным больным, лицам пожилого возраста, рекомендуется массаж нижних и верхних конечностей, грудной клетки с использованием приемов поглаживания и растирания(в положении лежа на здоровом боку и на спине).

Задачами ЛФК на полупостельном режиме (5-7 дней) являются дальнейшая нормализация механики дыхания, ликвидация дыхательной недостаточности, повышение тонуса ЦНС, предупреждение ателектазов, рассасывание экссудатов при плевропневмониях, профилактика образования спаечного процесса, выведение мокроты, т.е. улучшение дренирующей функции бронхов, восстановление функционального состояния сердечно-сосудистой и других систем. Занятия лечебной гимнастикой проводятся индивидуально, в исходных положениях сидя и стоя, используются динамические упражнения для верхних и нижних конечностей, позвоночника в сочетании с дыхательными в соотношении 3: 1 в среднем темпе, амплитуда движений полная, число повторений 4-6 раз, продолжительность занятия составляет 15-20 минут. Нагрузка дается малой и средней интенсивности, максимальное увеличение частоты сердечных сокращений на 15-20 уд./мин.

1. И.п.- сидя на стуле. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. И.п.- сидя на стуле, руки на коленях. Руки к плечам, сжимая кисти в кулак – вдох, в исходное положение- выдох.

3. И.п. -сидя на стуле, руки на коленях. Поворот в сторону с отведением одноименной руки ладонью вверх – вдох, и.п. –выдох.

4. И.п.- сидя на стуле, руки на коленях. После глубокого вдоха на выдохе

наклоны туловища в стороны, скользя руками по боковой поверхности грудно клетки (упражнение “насос”).

5. И.п.- сидя на стуле, руки на коленях. Наклон в сторону, одноименная рука скользит по ножке стула вниз – выдох, и.п. –вдох.

6. И.п.- сидя на стуле, руки на коленях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе обнять себя.

7. И.п.- сидя на стуле, руки на коленях. Руки в стороны, сделать глубокий вдох, на выдохе наклонить туловище вперед, доставая руками носки ног.

8. И.п.- сидя на стуле, руки на коленях. Отвести назад согнутые в локтевых суставах руки, лопатки соединить вместе – вдох, руки сложить на груди, надавливая слегка на грудь до полного выдоха.

9. И.п.- сидя на стуле. Руки развести в стороны, сделать вдох, согнутую в коленном суставе ногу подтянуть к животу и груди- выдох.

10. И.п.- сидя на стуле, руки на коленях. Сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах с одновременным сжиманием пальцев рук в кулак. Дыхание произвольное.

11. И.п.- стоя, держась за спинку стула. Присесть- выдох, исходное положение – вдох.

12. И.п.- основная стойка. Упражнение ножницы. Прямые руки поднять перед собой до уровня плеч, затем развести в стороны ладонями вниз- вдох, прямые руки быстрым движением сомкнуть перед грудью- выдох.

13. И.п.- стоя, ноги вместе. Руки поднять вверх, ладонями внутрь, ногу отставить назад на носок, хорошо прогнуться –вдох. Руки медленно опустить вниз – выдох.

 

Задачами ЛФК на свободном режиме являются нормализация функции аппарата внешнего дыхания, увеличение резервов дыхательной системы, полное восстановление морфофункциональной структуры органов дыхания с целью профилактики рецидива пневмонии, восстановление функционального состояния сердечно-сосудистой системы и других органов и систем организма (нормализация сна, аппетита, деятельности желудочно-кишечного тракта и т. д.), постепенная адаптация организма к возрастающей физической нагрузке, подготовка больного к трудовой деятельности.

Занятия проводятся малогрупповым методом в палате или в зале ЛФК в исходных положениях стоя и сидя с использованием гимнастических предметов (медицинболов, гимнастических палок, мячей, гантелей) и снарядов.

Общеразвивающие упражнения выполняются в сочетании с дыхательными в соотношении 3-4: 1 в среднем темпе, амплитуда движений полная, число повторений 4-10 раз, продолжительность занятия составляет 20-30 минут. Нагрузка дается средней интенсивности, максимальное увеличение частоты сердечных сокращений на 20-30 уд./мин. Больные должны самостоятельно выполнять комплекс гимнастических упражнений 2 раза в день в палате. По показаниям проводят массаж грудной клетки с использованием всех приемов.

 

Примерный комплекс упражнений на свободном режиме:

1. Ходьба по залу, ходьба на пятках, носках, наружной стороне стоп (3-5мин). Дыхание произвольное.

2. И.п.- сидя, руки на поясе. Поворот в сторону – вдох, скользя руками по голени, противоположной повороту – выдох.

3. И.п.- сидя, палка на коленях. Поднять палку вверх – вдох, опустить на колени – выдох.

4. И.п.- сидя, палка на коленях. Поднять палку вверх прогнуться– вдох, поставить палку на пол, наклониться- выдох.

5. И.п.- основная стойка. Руки к плечам, развести локти- вдох, расслабленно опустить руки- выдох.

6. И.п.- основная стойка. Ногу назад на носок, руки в стороны- вдох, и.п.- выдох. Движения производить поочередно.

7. И.п.- стоя, палка на лопатках. Прогнуться, плечи назад- вдох, наклон вперед- выдох.

8. И.п.- стоя, палка горизонтально внизу. Поднять палку вверх- вдох, присесть, руки вперед – выдох.

9. И.п.- основная стойка. Руки в стороны – вдох, наклониться расслабив пояс верхних конечностей – выдох.

10. И.п.- стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону-назад с поворотом туловища – вдох, и.п.- выдох. Выполнять поочередно в каждую сторону.

11. И.п.- стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Переступание вверх ногой по гимнастической стенке (до 3 рейки), переступание вниз. Дыхание произвольное. Упражнение выполнять поочередно в каждой ногой.

12. И.п.- стоя боком к гимнастической стенке. Руку через сторону поднять вверх- вдох, наклон в сторону – выдох, вернуться в исходное положение. Выполнять поочередно в каждую сторону.

13. И.п.- стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса. Прогнуться голову назад- вдох, и.п.- выдох.

14. И.п. – стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча партнеру от груди. Бросать мяч на выдохе.

15. И.п. – стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча партнеру из-за головы. Бросать мяч на выдохе.

16. И.п. – стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча партнеру одной рукой от плеча. Бросать мяч на выдохе поочередно каждой рукой.

17. И.п. –основная стойка. Руки в стороны-вниз, лопатки свести - вдох, опустить руки и голову, потрясти расслабленными руками- выдох.

18. И.п.- стоя, ноги врозь, руки перед грудью. Руки в стороны с поворотом туловища – вдох, и.п.- выдох. Выполнять поочередно в каждую сторону.

19. И.п.- стоя, руки к плечам. Правую руку и левую ногу в сторону – вдох, и.п.- выдох. Выполнять поочередно в каждую сторону.

20. Ходьба в медленном темпе. Дыхание произвольное.

21. И.п.- стоя, ноги врозь, руки на поясе. Локти назад прогнуться- вдох, локти вперед, голову опустить- выдох, расслабить плечевой пояс.

22. И.п.- стоя. Поочередное потряхивание нижними конечностями.

23. И.п. – стоя, одна рука на передней брюшной стенке, другая- на грудной клетке. Диафрагмальное дыхание.

В зависимости от функционального состояния организма больным целесообразно назначать дозированную ходьбу, тренировки на велоэргометре, тредмиле, элементы спортивных игр. Многочисленные исследования проведенные у нас в стране и за рубежом свидетельствуют, что тренирующие нагрузки должны быть не только безопасными, но и достаточными по интенсивности, в пределах 60-75% аэробной способности.

Величину тренировочной нагрузки дозируют по толерантности к физической нагрузке определяемой по общепринятым рекомендациям ВОЗ. Занятие строится по общепринятой методике. В водной части занятия предлагается нагрузка 25-40% от достигнутой со скоростью педалирования 40 оборотов в минуту в течение 3-5 минут. Основная часть занятия продолжительностью 10-15 минут состоит из чередующихся нагрузок мощностью 50-70% и 25% от пороговой с частотой педалирования 60 оборотов в минуту. В заключительной части занятия мощность нагрузки составляет 25-40% от пороговой со скоростью педалирования 60-40 оборотов в минуту в течении 5 минут. По мере увеличения физической работоспособности продолжительность занятия может увеличиваться до 30-40 минут.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал