Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание деконцентрации в работах К.Кастанеды
Я отношу Карлоса Кастанеду к числу трех ведущих психотехнологов двадцатого столетия. Любого профессионального разработчика новых психотехник не может не поразить точное описание феноменологии применения психотехнических приемов в философских работах К.Кастанеды. Поразительно, что столь подробно описанные техники и феноменология проистекают из общих философских тезисов и иллюстрирующих их образов, а не заимствуются из каких-либо эмпирических источников. В числе прочих психотехник Кастанеда дает описание приема и сопутствующей феноменологии, близких дКВ, вплоть до особенностей субъективных феноменов, сопровождающих процедуру выявления слабых и скрытых признаков. Вот как К.Кастанеда описывает использование техники концентрации внимания на периферии поля зрения - техники, промежуточной по отношению к собственно дКВ и KB, - и результаты ее применения. К.Кастанеда получает «экзаменационное» задание от своего учителя, шамана дона Хуана, найти уникальное место на полу его хижины, самое лучшее для его ученика - благоприятное «пятно» «Мне нужно разыскать его среди всех остальных мест. По общей схеме я должен «прочувствовать» все возможные места, пока без всяких сомнений смогу определить, какое из них правильное». Герой пытается «прочувствовать» разные места. Это ему не удается. Дон Хуан объясняет, как это сделать: «Он рассмеялся и сообщил, что его это не удивляет, потому что я действовал неправильно - не пользовался глазами. Это было так, но я был вполне уверен, что мне нужно - по его словам - «ощутить» разницу. Я упомянул об этом, но он возразил, что ощущать можно и глазами - когда не вглядываешься в предмет прямо». В этом отрывке речь идет о восприятии недифференцированного визуального фона. Герой следует совету: «Когда я фокусировал взгляд в точке прямо перед глазами, вся периферийная зона моего поля зрения однообразно окрашивалась сверкающим зеленовато-желтым цветом... Внезапно я осознал перемену оттенка в точке, находящейся примерно на середине пола. Справа от меня, по-прежнему на периферии поля зрения, зеленовато-желтый оттенок стал ярко пурпурным». Таким образом герой обнаруживает «враждебную точку». Благополучное «пятно» находится аналогично: «Я понял, что произошло еще одно изменение окраски, опять на периферии моего зрения. Однородный зеленовато-желтый цвет, который я видел повсюду, превратился в одном месте, справа от меня, в яркий серо-зеленый»1. Реальное обнаружение скрытых признаков и объектов происходит сходным образом. Элементы дКВ также описаны у К.Кастанеды. Для «остановки внутреннего диалога» дон Хуан предлагал герою: «...подолгу ходить с расфокусированными глазами, пользуясь только боковым зрением. Он утверждал, что если удерживать расфокусированные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти полный 180-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога». «Воин сначала, поджимая пальцы, привлекает свое внимание к рукам, а затем, глядя без фиксации глаз на любую точку прямо перед собой на линии, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией... Важным здесь является то, что несфокусированные глаза замечают огромное количество штрихов мира, не получая о них ясного представления. Он добавил, что глаза в этом состоянии способны замечать такие детали, которые были бы слишком мимолетными для нормального зрения». «Остановка внутреннего диалога» - это особое состояние медитативного типа, провоцируемое дКВ. Перегруженность перцептивных каналов приводит к прекращению и перцептивной, и мыслительной, и имагинативной деятельности сознания. Следствие дКВ-медитации - возникновение высокоэнтропийных состояний сознания, от которых можно двигаться по траекториям формирования иных, нежели обычные, организованностей сознания, «необычных реальностей» в терминологии К.Кастанеды. «Остановка внутреннего диалога» представляет собой «сворачивание» сложных организованностей сознания в простые формы вплоть до их «растворения» в фоне. Это создает предпосылки для построения техник выявления слабых и скрытых признаков (см. разд. 3.3). Использование К.Кастанедой техники дКВ в мыслительных и архетипических конструкциях неизбежно актуализирует весь набор связанных с дКВ тем - использования перцептивного фона для получения скрытой информации, воли, контр процесса, видения мира «таким, каков он на самом деле», ассимиляции описаний предписаниями, преодоления стереотипов мышления и поведения, двоемыслия (у Кастанеды двоемыслию соответствует «контролируемая глупость»), объемного сознания и т.д.
|