Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деконцентрация внимания и построение новых психических реальностей






Разделение человеческой психики на сознательную и бессоз­нательную части символизирует противопоставление резервуара потенциальных вариантов психических реальностей и реализован­ного варианта - одного из множества возможных. Строение психи­ческих реальностей определяется культурной нормой, господ­ствующей в данном обществе, и ограничивается базовыми структу­рами психики, находящими свое соответствие в нейрофизиологиче­ских структурах человека.

Присущая некоторым индивидам властная потребность в выхо­де за пределы психического устройства, данного природой и воспи­танием, обусловливает поиск технологий, направленных на преодоление ограничений и формирование новых психических реально­стей - новых типов восприятия, новых механизмов переработки информации и достижения поставленных целей.

Одна из техник, инициирующих формирование новых психиче­ских реальностей - деконцентрация. Глубокая дКВ превращает объ­ект своего приложения в равномерный хаос, богатый потенциаль­ными возможностями. В некотором смысле дКВ превращает созна­тельное поле психики в аналог богатого возможностями бессозна­тельного.

Как правило, первичная постановка задачи формирования но­вых психических реальностей сводится либо к расширению уже имеющихся возможностей, либо к построению новых психических содержаний «от противного», т.е. к снятию или замене на противо­положный какого-либо существенного признака либо к выявлению и снятию ограничений, обусловивших специфику преобразуемых содержаний. В любом случае речь идет о замене проявленной и осознанной психической структуры новой, не имеющей аналогов в предыдущем опыте.

Непосредственное преобразование одного сложно организо­ванного объекта (в том числе и организованной индивидуальной психики) в иной, столь же сложно организованный, с сохранением его идентичности и субъективной непрерывности, осуществить не­возможно, поскольку в промежуточный период формирования но­вого объекта разрушается целостность прежнего, ибо предполагает­ся последовательное замещение одних элементов исходного объек­та элементами нового. ДКВ как прием такого преобразования фак­тически проводит психическую систему по линии снижения уровня дифференцированности до точки, в которой актуальное и плани­руемое строения психики представляются равновозможными вари­антами дальнейшего развития психической системы. В самом деле, начальный прием дКВ - распределение внимания по периферийным полям восприятия, связанным с внутренним миром, провоцирующее новые психические переживания и необычную феноменологию, превращает организованные психические содержания в однород­ный и недифференцированный фон, чреватый новыми возможно­стями.

ДКВ-разрушение организованностей психики, ее дедифференцировка, проходит ряд стадий, когда последовательно исчезают различия между цветами, формами, модальностями. При этом глубокие дКВ позволяют разрушить не только организованности психики, но и мерность психического пространства, которое становится не столькомногомерным, сколько неопределенномерным. Дедифференцировка психики доходит до той точки, с которой можно начать дифференцировку в направлении новых реальностей, и позволяет придать психике новые качества, которые в ней до этого актуально не присутствовали. Примером может служить работа с «невозмож­ными» фигурами.

В обычных состояниях восприятие как целостностей «невоз­можных» фигур типа треугольника Пенроуза или фигур, которыми изобилуют картины Эшера, исключается. Можно воспринять только их непротиворечивые части. Однако если мы начинаем строить по­добные фигуры из «материи равномерного хаоса», то не только по­является возможность их формирования, но и возникает та особая организованность психики, по отношению к которой «невозмож­ная» фигура становится вполне «возможной». При этом мерность воображаемого пространства, в котором реализована «невозмож­ная» фигура, отличается от мерности обычного трехмерного про­странства. Соответствующие этой организованности состояния соз­нания явно относятся к классу измененных. «Невозможная» фигура в этом случае исполнила роль точки кристаллизации нового со­стояния и новых психических реальностей, в том числе и иной мер­ности имагинативного пространства.

Задавая подобные точки кристаллизации, можно строить раз­личные психические структуры, отсутствующие в нормальных усло­виях. Так задаются и новые пространственные измерения, и новые цвета, отсутствующие в нормальном восприятии окружающей и внутренней сред. Это возможно лишь в том случае, когда дКВ, ини­циировавшая процесс построения новых психических реальностей, охватывает не только актуально развернутые перцептивные поля, а и возможные, но не актуализированные поля восприятия. Пояснить это можно на примере формирования новых цветов.

Овладев техникой представления пространства более чем трех измерений, можно перенести эту технику на восприятие цветового пространства. Мерность цветового пространства до сих пор являет­ся предметом дискуссий, но ясно, что цветовой континуум обладает определенным числом измерений. После того как дКВ устраняет различия внутри этого континуума, помещение его в пространство большей мерности и разворачивание цветового континуума в нем провоцирует совершенно новые цветовые переживания, подобно тому как двумерное тело, например квадрат, помещенное в трех-четырех или пятимерное пространство, меняет свою форму для наблюдателя. Так, плоскую фигуру можно поворачивать и удалять от наблюдателя, рассматривать ее в различных проекциях, в которых могут изменяться углы и соотношение сторон. Такое же действие можно произвести и в отношении цветового пространства, необхо­димо только подобрать соответствующую задаче точку кристалли­зации, например, процедуру построения нового цвета, психологиче­ски противоположного исходному.

Так, красный цвет может рассматриваться как родоначальник всего хроматического ряда, порождающий новые цвета за счет фи­зического и психологического противопоставления, зеленый цвет - как физически противоположный и синий - как противоположный психологически. Применив процедуру физического противопостав­ления к синему цвету и психологического - к зеленому, получим соответственно оранжевый и желтый цвета и т.д.

Но те же процедуры можно применить и к ахроматическим цве­там - черному и белому, рассматривая их как родоначальников но­вых хроматических рядов. Для этого необходимо вычленить абст­рактные процедуры противопоставления и перенести их в условиях дКВ на ахроматические цвета. В случае успеха происходит пережи­вание новых, не виданных ранее цветов. Поскольку это пережива­ние не находит опоры в регулярном опыте, оно является нестойким и с трудом воспроизводится как воспоминание.

В этом случае, как и в случае восприятия новых пространст­венных измерений, мы имеем дело с чисто субъективным феноме­ном, поскольку невозможно ввести внешний критерий успешности выполнения задания. Очевидно, такой критерий появится лишь при наличии группы людей, владеющих этой техникой и выстраивающих новые линии внутригрупповой коммуникации, основанной на новых восприятиях. Проблема до сих пор заключалась не в техниках фор­мирования новых психических реальностей, а в создании сообщест­ва людей, неотъемлемым элементом жизни которых явилось бы ис­пользование этих реальностей.

В общем виде процесс порождения новых психических реаль­ностей сводится к четырем процедурам: дедифференцировке психики за счет глубокой дКВ до точки слияния актуального и проектируемого строения психики;

■ фиксации с помощью стабильной KB точки кристаллизации, задающей новое направление психической дифференциации;

■ процессу спонтанной дифференциации, управляемого точкой кристаллизации;

■ стабилизации и поддержке новой дифференцированной пси­хической структуры за счет введения продуктов ее работы во внутригрупповой коммуникативный процесс.

Понятно, что порождение новых психических реальностей не связано с формированием нового нейрофизиологического субстра­та. Мы, скорее, имеем дело с внутрисистемной перегруппировкой дискретных составляющих психики и проявлением латентных струк­тур под воздействием целенаправленно вызванных сдвигов состоя­ния сознания как интегральной характеристики психики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал