Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архетипика деконцентрации внимания
Состояния дКВ зачастую описываются как одновременно манящие и тревожные. Думается, проблема здесь в том, что состояние дКВ, не будучи легитимным культурно оформленным переживанием, грозит выходом в область интенсивных архетипических переживаний. Однако определенные проявления архетипа, стоящего за дКВ, в культурной практике существуют. Так, в ряде физических концепций и метафизических доктринах мы встречаемся с конструкциями, чрезвычайно близкими по базовым образам к дКВ. На соответствия психических феноменов и физических концепций обращали внимание многие исследователи. Так, разработчики гештальт-теории постоянно ссылаются на соответствие феноменов, наблюдаемых в зрительном поле, физическим фактам и закономерностям, извлекаемым из физики поля1. Очевидный изоморфизм физических и оптико-феноменальных полей произвел на них большое впечатление, и, поскольку они работали в то время, когда психология как наука переживала экстравертную фазу и ассимилировала физическую методологию, это привело к тому, что психические феномены стали рассматриваться как проекции физических. Однако из факта изоморфизма в такой же мере выводимо и противоположное утверждение: физические феномены являются лишь проекциями психических. В определенной мере этот ход применялся в аналитической психологии К.Г.Юнга. В более позднее время обратили внимание на поразительные соответствия между современной физикой и даосскими и буддийскими философско-психологическими концепциями. Под многими ключевыми понятиями физики скрываются классические мифологемы и соответствующие им архетипы. Один и тот же архетип, проецируясь на поле физических знаний, дает такой экзотический объект, как «черные дыры» и процесс их формирования с драматическими фазами превращения в сингулярную точку, в которой «нечто» и «ничто» совпадают по своим характеристикам, а проецируясь на психотехническое поле, порождает аналог глубокой концентрации внимания и переход citta-ekagrata в niruddha. Так же прозрачны соотношения «заряд и поле», «" я" и сознание» и т.д. Рассуждения В.Налимова о физическом и семантическом вакууме, достаточно точно описывают соотношения теории вакуума и перцептивного фона: «...в современной физике материальный мир рассматривается как проявление потенциальности, заложенной в физическом вакууме. Точно так же в нашей модели семантический мир рассматривается как проявление потенциальности, заложенной в вакууме семантическом».
«Семантический вакуум отнюдь не статическая система. В нем происходят процессы, также не замечаемые нами непосредственно». «При описании обоих Миров приходится обращаться к представлению о вакууме. Как физический вакуум, так и вакуум семантический - это отнюдь не пустые пространства, а скорее колыбели Миров, проявляющихся в одном случае в виде элементарных частиц в другом - в виде семантических текстов». Соответствие физического вакуума перцептивному фону достаточно очевидно- Так же, как в вакууме спонтанно рождаются частицы, из фона спонтанно формируются фигуры. Перцептивный фон - преддверие семантического вакуума. Перцептивный фон - это локальный семантический вакуум, содержащий в свернутом виде ограниченный набор готовых к проявлению фигур. Язык архетипов наиболее адекватен не только для описания трансцендентных объектов в посюстороннем языке, но и для понимания глубинного значения граничных понятий, отделяющих рационально освоенную территорию от области смыслов, еще не получивших законченного логического оформления, и потому не входящую в систему рациональных операций. Так, архетип Хаоса, разворачиваясь и в метафизическую категорию materia prima, и в понятие вакуума, и в образ семантического вакуума, и в технику деконцентрации, проясняет и их сопряженность, и глубинный смысл, стоящий за техникой дКВ. Именно эта сопричастность дКВ архетипу Хаоса придает всей области дКВ привкус некоей таинственности, присущий манифестациям архетипов. ДКВ в каком-то смысле возвращает сознание к исходному Хаосу с его многочисленными потенциями.
|