Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.
Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидности повтора: анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов). Пример анафоры: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Пример эпифоры: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь ). Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Жуковский). Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка). Бессоюзие (асиндетон) – бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения. Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Градация – расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления. Человек является образом и подобием Творца, и каждый из нас волен, свободен этот образ в себе раскрывать, очищать и поднимать или, наоборот, затемнять, грязнить и топтать. (Из лекции-проповеди Александра Меня). Инверсия – расположение слов в обратном порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи. Легко верить в бога, а в человека поверить вы пробовали? Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Эта фигура усиливает эмоциональное воздействие текста. Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце нации.. Риторический вопрос- это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира? Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? Умолчание - оборот речи, выражающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех окнах – любопытные, на крышах - мальчишки. Шампанского!
|