Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Понятие конституционного права зарубежных стран. Основы теории конституции






1. Конституционное (государственное) право – это система правовых норм конкретной страны, закрепляющих и регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, форму правления и форму государственного устройства, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного управления и самоуправления.

В учебном курсе «Конституционное право зарубежных стран» изучается на основе сравнительного правоведения. При этом следует помнить, что в каждой стране действует и собственное национальное конституционное право. Выбор имени национального права в конкретном государстве – «государственное» или «конституционное» право – зависит от обстановки, сложившейся в обществе при характеристике этой отрасли.

Конституционное право каждого государства представляет собой внутренне согласованную систему юридических норм, регулирующих определенный круг общественных отношений. Общественные отношения, регулируемые этой отраслью права, составляют предмет регулирования. Обычно в него включают: положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, форму правления и форму государственного устройства; основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного самоуправления (схема 1).

Конституционное право, как и любая другая отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами (формами). В юридической литературе они называются методами конституционного права или методами правового регулирования. В основном методы конституционно-правового регулирования основаны на властно- императивных началах. Наиболее распространенными способами конституционно- правового регулирования являются методы дозволения (ст.53 Конст. Японии), обязывания (ст. 94 Конст. Италии) и запрещения (ст.19 Конст. Японии).

Конституционное право является сложной системой, включающей взаимодействующие между собой части и элементы: общие принципы, институты и нормы (схема 2).

Общие принципы – это основные начала, в соответствии с которыми конституционное право строится как система правовых норм и осуществляет конституционно-правовое регулирование (схема 3).

Институт конституционного права – это система конституционно- правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, (институт гражданства, институт прав и свобод, институт главы государства, институт парламента и др.).

Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения в сферах отношений, составляющих предмет конституционно-правового регулирования.

Нормы конституционного права содержат исходные, отправные начала для других отраслей права – международного, административного, финансового, уголовного и др.

Различают нормы-принципы, нормы-декларации, которые порождают правоотношения общего характера. В них определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности. Н-р, ст.3 Конституции Франции провозглашает народный суверенитет, а ст.1 Основного Закона ФРГ – неотчуждаемость прав. Но эти принципы имеют определяющее значение для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений.

Структуру правовой нормы обычно составляют гипотеза, диспозиция и санкция. Особенность норм конституционного права зарубежных стран состоит в том, что некоторые нормы могут иметь лишь диспозицию: н-р, ст.67 Конституции Италии: «Каждый член Парламента представляет нацию и выполняет свои функции без императивного мандата». Нормы конституционного права могут иметь гипотезу и диспозицию: н-р, п.2 ст.42 Основного Закона ФРГ: «Для принятия решений бундестагом необходимо большинство поданных голосов, если настоящим Основным законом не установлено иное». В большинстве норм отсутствуют санкции. В некоторых случаях в них говорится об ответственности. Н-р, ст.27 Конституции Италии: «Уголовная ответственность имеет личный характер». А ст. 28 устанавливает: «Должностные лица и служащие государства и публичных учреждений непосредственно отвечают согласно уголовным, гражданским, административным законам за действия, совершенные в нарушение чьих-либо прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяется также на государство и публичные учреждения».

Нормы конституционного права классифицируют по разным основаниям. По содержанию – нормы, закрепляющие предмет регулирования. По характеру предписаний – управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Запрещающие: ч.6 ст.21 Конституции Италии – «запрещаются печатные произведения, зрелища и всякого рода манифестации, противные добрым нравам». Ст.36 Конституции Японии – «категорически запрещается применение должностными лицами органов публичной власти пыток и жестоких наказаний».

По форме выражения – императивные и диспозитивные. Ст.2 раздел 1 Конституции США: «Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки». Это императивная норма, требующая точного исполнения установленных правил. Диспозитивная норма допускает возможность альтернативного поведения в зависимости от конкретных условий. Заседания парламента являются открытыми, в необходимых случаях – закрытыми. Диспозитивных норм в конституционном праве меньше, чем императивных.

По назначению в механизме правового регулирования – на материальные и процессуальные. «Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами» (ст.70 Конституции Италии) – это материальная норма, которая предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована. «Регламент устанавливает более быструю процедуру прохождения законопроектов, в отношении которых объявлена срочность» (ст.72 Конституции Италии).

По юридической силе – исходя из источника, их закрепляющего.

По институтам общественного строя, прав и свобод, главы государства, парламента. Это система конституционно-правовых норм, регулирующих круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную группу.

По территориальной сфере действия – общенациональные, региональные (локальные) и местные (схема 4).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. (Или: общественные отношения, участники которых взаимно связаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права).

Эти отношения зачастую складываются в процессе осуществления государственной власти.

Участниками (субъектами) конституционно-правовых отношений обычно выступают: 1. Социальные и национальные общности. 2. Государство и его составные части. 3. Основные органы государства. 4. Общественные объединения и коллективы граждан. 5. Депутаты представительных органов. 6. Органы местного самоуправления и управления. 7. Индивиды – граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством – каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав.

Перечисленный круг субъектов присущ всем государствам. В некоторых из них имеются субъекты, не характерные для других стран, например церковь, главой которой нередко выступает монарх (Великобритания).

Для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений недостаточно только их регулирования конституционно-правовой нормой. Необходим также определенный юридический факт, приводящий норму в действие. Им являются события или действия, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Развитие конституционных правоотношений зачастую связано с целой системой юридических фактов. Так, чтобы реализовать конституционное право избирать, предшествуют факты: достижение определенного возраста, назначение выборов, образование избирательных комиссий, округов, участков, составление списков избирателей. Кроме юридических фактов нужны и субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями.

Для конституционно-правовых отношений характерны черты:

1 – одной из сторон или обеими выступает государство или его представитель; 2 – стороны таких отношений, как правило, неравноправны; 3 – содержание конституционно-правовых отношений связано с осуществлением властных полномочий.

Под объектом конституционно-правовых отношений следует пониматьто, на что направлены конкретное право и соответствующая ему обязанность. Иная формулировка: объектами конституционно-правовых отношений могут быть предметы или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников правоотношений. Н-р, отчет правительства перед парламентом об исполнении бюджета.

Объектами конституционно-правовых отношений могут быть и материальные ценности (н-р, право частной собственности и право на ее наследование – ст.8 Конституции Японии) (схема 5).

2. Источники конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, содержащие нормы конституционного права и регулирующие конституционно-правовые отношения.

Конституции занимают важнейшее место среди источников права. Это вполне естественно, поскольку конституцияосновной закон государства. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Некоторые нормы конституции могут иметь прямое действие, то есть для своего применения не нуждаются в дополнительном регулировании.

Другим важнейшим источником является закон – это изданный в установленном порядке акт верховной власти государства, который содержит правовые нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения, и обладает высшей юридической силой.

Понятие «закон» в разных странах имеет не одинаковое содержание. В странах англосаксонской системы права различают закон в узком и широком смысле.

В узком смысле – это всегда акт парламента (статут) (Великобритания, Австралия, Канада, Индия, Нигерия и др.). Законом в широком смысле признается любая норма писаного и неписаного права, подлежащая судебной защите. Согласно ст. 13 Конституции Индии понятие «закон» включает любой указ, предписание, нотификацию, обычай, обыкновение, имеющие на территории страны силу закона.

В странах континентального права (романо-германской правовой системы), преобладает концепция закона как акта, принятого исключительно парламентом. В конституции может быть подчеркнуто, что парламент – единственный законодательный орган (Япония, Румыния, Монголия). Конституции подавляющего большинства стран предоставляют главе государства или правительству возможность принимать нормативные акты, имеющие силу закона. Кроме того, часть законов государства может быть принята на референдуме.

Конституционный закон – это закон, который вносит изменения и дополнения в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладает той же юридической силой, что и сама конституция. Предметом регулирования закона являются объекты конституционного регулирования. Причем в большинстве стран под конституционным законом понимают такой закон, который, дополняя конституцию, остается самостоятельным (Австрия, Швеция, Нидерланды, Чехия, Словакия).

Органический закон - это закон, который принимается по прямому предписанию Конституции в порядке, отличном от порядка принятия как конституционный, так и обычных законов, и занимает в юридической иерархии место между ними (Франция, Алжир, Бенин, Сенегал, Тунис). Конституции предусматривают особый порядок принятия органических законов. Прежде всего, они могут быть приняты только парламентом, который не вправе делегировать главе государства или правительству полномочие на их издание (Испания, Румыния). Как правило, органические законы принимаются квалифицированным большинством, а в ряде стран – Франция, Алжир, Бенин, Сенегал – они до промульгации в обязательном порядке представляются в орган конституционного контроля.

Обычные законы - составляют основную часть текущего законодательства и принимаются в порядке той же законодательной процедуры, что и иные акты. Причем в конституции может иметься ряд отсылочных или бланкетных статей, предусматривающих принятие конкретных обычных законов (ст.47 Конституции Японии).

Чрезвычайные (специальные) законы - это законы, принимаемые парламентом в том же порядке, что и обычные законы, но обладающие большей юридической силой, чем все остальные законы, включая и конституцию. Речь идет и «конституционно-нарушающих законах», которые не соответствуют ее положениям. Этот вид законов распространен в ряде развивающихся стран: Папуа – Новая Гвинея, Малайзия, Шри-Ланка, Ямайка. (н-р, малазийский закон против подрывных действий 1963г., закон Шри-Ланки 1979г. о предотвращении терроризма).

Законы-программы принимаются по вопросам экономического и социального развития. Они устанавливают цели и определяют содержание деятельности государственных органов на определенный период (Франция, Бенин, Индонезия).

Кодексы – это законы, которые содержат обычно нормы, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющих основу того или иного правового института. По вопросам конституционного права: избирательные кодексы во Франции, Кот-де Ивуаре, Сенегале, Аргентине; кодекс гражданства в Алжире.

Декларации: Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789г.

Регламенты парламентов зарубежных стран.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти – это акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и руководителями различных ведомств.

Акты главы государства, имеющие силу закона: декреты-законы, ордонансы, декреты, указы – принимаются главой государства по прямому предписанию конституции на основании общей компетенции (ст.87 Конституции Италии) или делегированные главе государства парламентом полномочия по определенным вопросам и на определенный срок (Казахстан, Мадагаскар, Финляндия).

Более распространенным является делегирование парламентом законодательных полномочий не главе государства, а правительству (Армения, Испания, Греция, Румыния, Мали, Мадагаскар. Португалия).

Вторую группу составляют подзаконные акты, издаваемые правительством на основе и во исполнение законов (декреты, постановления, правила, инструкции и т.д.).

Акты органов судебного конституционного контроля. Принимаемые судами решения по конституционным вопросам содержат не только вывод о соответствии или несоответствии нормативного акта (отдельных его положений) конституции, но часто вводят новые нормы.

Что касается судов общей юрисдикции, то их решения, если судить только по тексту Конституции, не могут обладать общеобязательной нормативной силой, то есть служить прецедентом, обязательным для решения аналогичных дел другими судами. Признание судебного прецедента источником конституционного права характерно для англосаксонского права (США, Англия, Индия и т.д.) (схема 6).

3. Наука конституционного права каждой страны изучает нормы этой отрасли, сферы общественных отношений, которые ими регулируются. Особое внимание уделяется вопросам, составляющим предмет регулирования отрасли. Конституционно-правовая наука дает анализ и оценку современного состояния отрасли конституционного права каждой страны и прогнозирует ее развитие в будущем, формулирует основные начала и категории.

Современное конституционное право зарубежных стран принято делить на общую часть, в которой содержатся сведения об институтах конституционного права обобщающего характера, и особенную часть, в которой излагаются знания об основах конституционного права отдельных стран.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов позволяют уяснить содержание исследуемого нормативногё

наиболее эффективные модели конституционно-правового регулирования.

Исторический метод – позволяет изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии. Системный метод позволяет рассматривать структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных частей. Конкретно-социологический метод – с его помощью изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Практика – основной источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, происходящие в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов (схема 7).

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина имеет более узкое содержание и представляет собой совокупность знаний об отрасли и о науке конституционного права.

В Российской Федерации эта дисциплина состоит из двух частей: Общей части, в которой изучаются институты конституционного права всех стран и Особенной части, в которой излагаются политические институты и основы конституционного права отдельных стран: США, Франции, Италии, Испании, Японии, Болгарии, Венгрии, Польши, Китая и др.(схема 8).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал