Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма и структура конституции зарубежного государства.






 

Форма конституции – это способ организации заключенного в ней материала. По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Конституции большинства стран мира – это единые нормативные правовые акты высшей юридической силы.

В ряде стран конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. В Финляндии – четыре органических закона – «Форма правления Финляндии» 1919г., «Акт об Эдускунте» 1928г., «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канслера юстиции» 1922г., «Акт о государственном суде» 1922г. Конституция Швеции – три акта, Конституция Канады – пять основных актов и др.

В ряде стран имеются дополнительные конституционные или органические законы. По форме – это самостоятельные акты, не включенные в текст конституции, но имеющие существенное значение для применения отдельных положений конституции, нередко их принятие предусмотрено в тексте самой конституции.

Структура конституции - это принятый порядок ее организационного строения, внутренней согласованности составных частей, последовательности их расположения.

Обычно в структуру конституции входит преамбула (введение), основная часть, заключительные и переходные положения и иногда – приложения (схема 10).

 

Основные свойства конституций.

Конституцию, занимающую особое место в правовой системе каждой страны, отличают от других правовых актов такие ее черты и свойства: легитимность, реальность, прямое действие, стабильность, верховенство.

Конституция считается легитимной, когда она принята законным путем, то есть в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.

Реальность конституции означает, что ее предписания действуют в условиях режима законности и правопорядка. Реальна такая конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина, конституционность работы государственного аппарата. т.п. Конституции, не отвечающие конституционным требованиям, являются фиктивными (авторитарный и тоталитарный режимы).

Действующие демократические конституции характеризуются также такой чертой, как прямое действие. Во-первых, это означает, что нормы конституции обязательны для всех органов законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления и их должностных лиц; общественных объединений и граждан. Во-вторых, если гражданин считает нарушенными свои права, то он может обратиться с иском в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью конституции.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний в течение длительного времени, в сохранении высокой степени устойчивости. Стабильность и жесткость конституции не исключает возможности ее изменения, при этом внесение изменений и дополнений предполагает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами.

Верховенство обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативных правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений.

Верховенство конституции в правовой системе обычно устанавливается собственными нормами конституции (ст.98 Конституции Японии).

Классификация конституций.

Многообразие конституций позволяет их классифицировать, то есть установить закономерно существующие между ними общие признаки, что дает возможность из сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания.

Действующие конституции можно разделить на две группы: конституции «старого» и конституции «нового» поколения.

К первой группе относятся принятые в основном в 18-19 вв., и некоторые, принятые в 20 в. до Второй мировой войны: США (1787), Норвегии (1814), Бельгии (1831), Люксембурга (1868), Швейцарии (1874), Австрии (1920, в ред. 1929), Ирландии (1937).

Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны, - Италии (1947), Японии (1947), ФРГ (1949), Индии (1950) и т.д.

В науке конституционного права действующие конституции принято делить на писаные и неписаные. Основная масса конституций – это писаные документы, исключение составляют конституционные акты Великобритании и Новой Зеландии.

В Великобритании действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права, то есть актов, исходящих от парламента. Наиболее важные из них: Великая Хартия вольностей (1215г), Биль о правах (1689), Законы о парламенте 19911 и 1949гг, Акт о пэрах (1963), Акты избирательного права (акты о народном представительстве) 1949, 69, 83г. и др. Статус монарха (закон о престолонаследии 1701.), Акт о гражданстве (1981), Акт о местном самоуправлении (2000), а также нормы общего права и конституционные обычаи.

По времени действия конституции делят на постоянные и временные. Большинство – постоянно действующие. Так, согласно ст.136 Конституции Мексики она является «нерушимой», а по Конституции Греции греки правомочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить конституцию (ст.120). Вместе с тем в конституционном развитии ряда стран насчитывается до 20 и более постоянных конституций (Боливия, Венесуэла и т.д.). В истории Франции – 16 конституций – монархических и республиканских, демократических и реакционных. Принятие новых конституций всегда связано со значительными изменениями в основах общественного или государственного строя.

С учетом формы правления конституции разделяются на монархические (Япония) и республиканские (Франция). В зависимости от политического режима конституции бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

С учетом государственно-территориального устройства конституции принято делить на конституции федеративных и унитарных государств.

В науке конституционного права различают юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция – определенная система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу. Такая конституция закрепляет важнейшие экономические, политические и социальные основы на момент ее принятия.

Фактическая конституция – это реально сложившиеся основы государственного и общественного строя. Развивающиеся общественные отношения нередко опережают конституционные нормы. Регулирующие эти отношения. Конституция может стать тормозом общественного развития, поскольку дистанция между конституцией и действительностью становится все более значимой. Отсюда проблема изменения или принятия новой конституции или внесения поправок к ней (схема 11).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал