Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Общественный строй в зарубежных странах






1. Существующие в мире страны находятся в различных ступенях развития, а потому сильно отличаются друг от друга по уровню сложившихся экономических, политических и социальных отношений. Не все стороны жизнедеятельности общества поддаются правовому регулированию. Наука конституционного права зарубежных стран не занимается детальным изучением проблем общественного строя, ее задачей является освещение лишь некоторых, наиболее важных элементов, составляющих понятие основ общественного строя. Обычно в это понятие включают четыре конституционно-правовых института:

- основы экономических отношений;

- основы социальных отношений;

- основы политических отношений;

- основы духовно-культурных отношений.

Конституционное право закрепляет и регулирует лишь принципиальные общественные отношения, характеризующие то или иное общество.

В большинстве действующих демократических конституций нет комплексных глав, посвященных непосредственно институту основ общественного строя. Отдельные его элементы могут быть разбросаны по всему тексту конституции либо охватывать несколько ее глав (н-р, в Конституции Италии это главы: «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения», «Политические отношения», в конституции Бразилии есть главы «Экономический и финансовый строй», «о социальном строе», «образование и культура»).

В социалистических конституциях шире и более детально закрепляется институт основ общественного строя. Так, в действующей конституции КНДР первые три главы называются «Политика», «Экономика», «Культура», в конституции Вьетнама одна глава называется «Политическая система», другая – «Экономическая система». В конституциях всех бывших социалистических стран содержались главы, достаточно подробно закреплявшие основы общественного строя (н-р, Конституция Польши имела две главы «Политический строй» и «Социально-экономический строй»).

В действующих конституциях постсоциалистических государств первая глава обычно именуется: общие положения (Венгрия), основные начала (Болгария), общие принципы (Румыния), основные положения (Чешская рес.). В названных главах закрепляются основные элементы нового общественного строя, возникшего в этих государствах на рубеже 80-90 гг., но положения, относящие к общественному строю, могут содержаться и в других главах этих конституций (схема 25).

2. Конституционные принципы экономической системы зависят от модели экономики, которая используется в данной стране. Различают следующие модели экономического устройства конкретного государства:

- рыночная (либеральная) модель с высоким уровнем экономического развития действует в развитых странах (Северной Америки, Западной Европы, Японии, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии);

- государственная (плановая) модель действует в социалистических странах (Вьетнам, КНДР, Куба, Китай), которые можно отнести к группе стран со средним уровнем экономического развития;

- смешанная модель экономики, в которой сочетаются элементы рыночной и государственной экономики, действует в постсоциалистических государствах (Восточной Европы), которые можно отнести к группе стран со средним уровнем экономического развития. К группе стран со средним уровнем экономического развития относятся также все страны Латинской Америки, многие государства Азии (Индия, Ирак, Пакистан), отдельные государства Северной Африки (Алжир, Египет).

Имеются некоторые особенности конституционного закрепления экономических отношений в экономически отсталых странах (большинство государств Тропической Африки, мелкие государства Океании) (схема 26).

3. Для рыночной модели экономического устройства государства характерно закрепление следующих основных принципов экономических систем:

- свобода и равноправие всех форм собственности (частной, публичной, муниципальной – экономический плюрализм);

- свобода частной инициативы и предпринимательской деятельности;

- свобода (иногда «власть») договора;

- состязательность и конкуренция (запрещение монополизма и недобросовестной конкуренции) (схема 27).

4. При этом следует учесть, что чистой рыночной, нерегулируемой экономики не существует ни в одной стране мира, а вот степень государственного регулирования может быть большей или меньшей (в США – меньше, в Японии - больше).

Государственное регулирование экономической деятельности в первую очередь связано с закреплением в конституциях форм собственности - частной, публичной, муниципальной и др. (Япония – ст.29, ФРГ – ст.14, Италия – ст.42, Испания – ст.33); социальных функций собственности (н-р, пользование собственностью должно одновременно служить общественному благу, - гласит ст.14 Основного закона ФРГ); возможности ее ограничения (ст.42 и ст.43 Конституции Италии устанавливает возможность отчуждения и экспроприации).

Выделяется такой важный элемент экономики, как труд, с помощью которого создается все общественное богатство (ст.1 Конст. Италии, ст.35 Конст. Испании, ст.27 Конст. Японии).

Некоторые конституции закрепляют метод планирования (прогнозирования) экономики (Бразилия, Испания). Перспективные программы на 4-6 лет принимались в Великобритании, Франции, Японии и способствовали ускоренному экономическом развитию.

Составной частью экономических систем являются финансы. Все конституции содержат положения о государственном бюджете и налогах, а в конституции Японии им посвящена целая глава (7 – «Финансы»).

В социалистических конституциях (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба) закрепляется построение социалистической системы хозяйства и государственное руководство экономикой. Если ст.19, 30 конституции КНДР фактически устанавливают тоталитарную экономическую систему, поскольку закрепляют только один уклад хозяйства – социалистический. Поправки к китайской конституции 1993г. внесли некоторые коррективы в регулирование экономических отношений. Здесь сказано: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство». Вместе с этим по конституции Китая запрещается нарушение принципов централизованной экономики. Конституция Вьетнама закрепляет многоукладный характер экономики страны с разными формами организации производства и предпринимательства, основанной на общенародной, коллективной, частной собственности, среди которых основной является общенародная и коллективная собственность (ст.15).

Социалистическое планирование в Китае и Вьетнаме соединяется с рыночным регулированием, играющем вспомогательную роль. Кроме того, в этих двух странах существует мелкотоварный уклад хозяйства, основанный на мелкой частной собственности (крестьянские хозяйства, ремесленные мастерские, мелкие промышленные предприятия).

В государствах Восточной Европы и Азии, ставших на путь развития рыночных общественных отношений, нет более глав, закрепляющих общественный строй. В действующих ныне конституциях, как и в демократических государствах, закрепляются в первую очередь формы и объекты собственности, составляющие реальный базис этих государств. Н-р, п.2 ст.17 Конституции Болгарии устанавливает две формы собственности – частную и публичную, при этом подчеркивается, что частная собственность неприкосновенна (п.3 ст.17). Такие же положения содержит и Конституция Румынии (ст.135). В конституции Венгрии устанавливаются положения о равноправии различных форм собственности (п. 1 ст. 9), о разработке и принятии социально-экономических планов развития венгерского общества (п.3 ст.19) (схема 28).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал