Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы духовной жизни общества ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Духовно-культурные отношения - это закрепляемые нормами конституций общественные отношения по поводу культуры и духовных благ. Конституционные нормы в минимальном объеме регулируют сферы духовной жизни личности, вместе с тем духовная жизнь любого общества отличается значительным разнообразием. Предмет конституционного регулирования в области духовно-культурных отношений составляют образование, наука, искусство, религия и иные области общественного сознания. Науку и культуру как элемент духовно-культурной сферы жизнедеятельности общества государство обеспечивает лишь материально, оно стремиться не вмешиваться в их развитие. Поэтому, например, ст.33 Конституции Италии провозглашает: «Искусство и наука свободны, и свободно их преподавание». Свободу образования, свободу научной, художественной и иной творческой деятельности, а также право на доступ к культурным ценностям провозглашают многие демократические конституции (Греция – ст.16, Италия – ст.44, Испания – ст.27). Иной подход в социалистических странах. «Художественное творчество свободно, поскольку его содержание не противоречит Революции», гласит п. «д» ст.38 Конституции Кубы. Важнейшим звеном духовно-культурной сферы общества является религия, поскольку она способствует становлению мировоззренческих представлений людей. Положения о свободе религии содержатся в подавляющем большинстве конституций, в них часто говорится о свободе атеизма, и почти никогда – о свободе антирелигиозной пропаганды. Свободу религии и атеизма закрепляет 1-я поправка Конституции США: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание». Нередко конституции провозглашают отделение церкви от государства и школы – от церкви. Религия оказывает значительное влияние на политическую жизнь общества, поэтому достаточно часто в конституциях можно встретить положения о государственном характере религии. Это означает, что церковь пользуется финансовой поддержкой государства, а глава государства является одновременно главой церкви. Некоторые церковные акты (н-р, регистрация браков и рождений) признаются государством в качестве его официальных актов (Великобритания, Дания). На государственный характер религии указывают и такие действия, как присяга свидетелей в судах на Библии, начало заседаний парламента с молитвы. В Конституции Болгарии 1991г. установлено, что традиционной религией в Республике Болгария является восточно-православное вероисповедание (ст.12). Официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов. И этот принцип навсегда останется неизменным, - гласит ст.12 Конституции Ирана. Ч.3 ст.16 Испанской Конституции содержит иную формулировку: никакое вероисповедание не будет иметь государственного характера, а публичные власти будут поддерживать соответствующие отношения с Католической церковью и другими вероисповеданиями. Обычно конституции демократических государств провозглашают идеологическое многообразие, а в социалистических странах это единая обязательная идеология. Так, идеологический монизм провозглашен конституцией КНР, где общество руководствуется идеями марксизма-ленинизма и Мао Цзедуна (преамбула Конституции). В КНДР общество руководствуется идеями чучхе Трудовой партии Кореи. В ряде мусульманских государств конституции также закрепляют обязательную идеологию в виде «исламских ценностей» (гл.1 Конституции Исламской Республики Иран). Образование является основополагающим элементом для всей духовно-культурной сферы общества, поскольку имеет целью развитие человеческой личности. Государство гарантирует право на образование, возможность получения религиозного и морального воспитания, признает автономию различных учебных заведений при соблюдении ими действующего законодательства. В конституциях социалистических стран устанавливается противоположный подход. Так, ст.39 Конституции Кубы устанавливает: «Образование детей и молодежи в духе коммунизма является обязанностью всего общества» (схема 32).
|