Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное регулирование политических отношений






Тема 4. Государство и государственная власть

 

Политические отношения следует характеризовать исходя из взаимоотношений, существующих между государством и обществом. Государство является частью общества; общество руководит государством и в результате этого достигает осуществления поставленных целей.

Политические и правовые институты, составляющие политическую систему общества, находят законодательное закрепление в конституции каждого государства.

В большинстве конституций термин «политическая система» не употребляется, но в разных главах. Разделах и статьях конституций закрепляются отдельные звенья политической системы: государство, политические партии, общественные объединения и др.

Поэтому политические отношения являются объектом изучения конституционного права зарубежных стран и рассматриваются как комплексный конституционно-правовой институт.

В американской политической науке политическая система рассматривается как политическое поведение, процесс в рамках различных человеческих коллективов: партий, профсоюзов, фирм, клубов, городов и т.д. Во французской политологии: в любом государственно-организованном обществе существует одна политическая система, которая связана с государственной властью (институциональный подход).

Основным элементом любой политической системы является государство.

Конституционное право изучает государство в целом, комплексно, сточки зрения правового оформления его устройства. При этом существуют различные варианты его конституционно-правового закрепления.

Современные государства становятся все более сложными, в них подчас болезненно и противоречиво решаются экономические, политические и социальные проблемы. Поэтому возрастание роли государства в решении указанных проблем ведет к появлению все новых конституционных положений, регулирующих различные стороны деятельности государства.

Все конституционные нормы закрепляющие статус государства можно разделить на три основные группы:

Во-первых, это нормы, которые характеризуют государство как официального представителя всего общества;

Во-вторых, государство – это особая организация государственной власти, располагающая специальным аппаратом принуждения в отношении не законопослушных граждан;

В-третьих, это организация политико-территориального устройства государства, позволяющая характеризовать организацию государственной власти не только по горизонтали, но и по вертикали.

Действующие конституции обычно содержат такие характеристики государства, как социальное, правовое, демократическое, федеративное.

Характеристика государства, как социального означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (Италия – ст.3, 42, Греция – ст.25).

О социальной направленности государства свидетельствуют статьи о равноправии женщин в общественной, семейной жизни, о правовой защите подрастающего поколения (детей и молодежи), развитии школьного образования. Сюда же можно отнести нормы затрагивающие проблемы экологии (Испания – ст.45).

Правовым государство называется тогда, когда не только его конституционные положения, но и реальная действительность характеризуется следующими чертами:

1. Признанием, соблюдением и защитой прав человека.

2. Установлением основ механизма гарантий прав и свобод (ст. 31 Конституции Японии, ст. 66 Конституции Франции 1946 г.). Обязанность государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституций и законов (п. 1 ст. 9 Конституции Испании, ст. 28 Конституции Италии)

3. Конституционным закреплением принципа независимости суда Конституция США установила, например, в разделе I ст. 3 правила несменяемости судей, а Конституция Японии в ст. 76 провозглашает: «Все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами». Практически этот же принцип установлен ст. 64 Конституции Франции: «Прези­дент является гарантом независимости судебной власти».

4. Принципом верховенства конституции по отношению к другим законам. В Конституции США он содержится в ч. 2 ст. VI В конституциях других стран он либо сформулирован прямо, либо вытекает из содержания определенных норм.

5. Приоритетом норм международного права перед нормами национального права. Так, Конституция Японии в ч. 2 ст. 98 констатирует, что заключенные договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться, а ст. 55 Конституции Франции гласит: «Договоры или соглашения, должным образом одобренные или ратифицированные, с момента опубликования имеют си­лу, превышающую силу внутренних законов, при условии примене­ния такого договора или соглашения другой стороной».

О демократизме государства судят по таким важнейшим консти­туционным установлениям, как народовластие, разделение властей, политическое, идеологическое и экономическое многообразие. В прак­тической деятельности государства особенно важен политический ре­жим, который служит гарантией реализации конституционных прав и свобод граждан (ст. 12 Конституции Японии).

Одной из важнейших основ государственного устройства является федерализм. «Федеральная система, - отмечает американский уче­ный-правовед Лоуренс Фридман, - это такая форма организации правительственной и правовой систем, при которой центральное об­щенациональное правительство распределяет власть между штата ми, областями или отдельными землями, каждая из которых в опре­деленной степени является суверенной в своих правах».

В настоящее время имеется довольно большое число государств, организованных на федеративной основе, - США, ФРГ, Канада, Бра­зилия, Мексика, Венесуэла, Швейцария, Австрия, Индия и др.

Свое научное обоснование федерализм находит в идее разделения властей «по вертикали», которая дополняет классическое разделение властей между парламентом и правительством.

В Основном законе ФРГ фактически нет ни одного раздела, кото­рый бы не использовал принцип федерализма в той или иной связи, а разделы II (Федерация и земли), IV (Бундесрат), VII (Законодатель­ство Федерации), VIII (Исполнение федеральных законов и феде­ральная администрация) полностью или в значительной степени по­священы проблемам его конституционного оформления.

Если государство унитарное, то в конституциях находит закрепле­ние административно-территориальное устройство территории госу­дарства. Статья 114 Конституции Италии гласит: Республика разде­ляется на области, провинции и общины, а в ст. 5 этой же Конституции сказано: «Республика, единая и неделимая, признает и поощряет ме­стные автономии; осуществляет в тех сферах деятельности, которые входят в компетенцию государства, самую широкую административ­ную децентрализацию; координирует принципы и методы своего за­конодательства с требованиями автономии и децентрализации».

Экономическая функция государства находит закрепление в по­ложениях, посвященных выработке экономической политики; уста­новлению правовых основ рынка и ценовой политики; регулированию внешнеэкономических отношений государства; различных форм публичной и частной собственности; управлению государственными предприятиями и организациями (ст. 34 Конституции Франции, ст. 130, 131 Конституции Испании). Некоторые конституции устанавливают финансовые полномочия государства (Япония, Польша) (см. схему 33).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал