Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки политических партий






Политическая партия - это самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, образованное на условиях добровольного член­ства, имеющее определенную структуру, задачи и цели деятельности.

Правовое понятие политической партии включает несколько при­знаков:

1. Партия - это объединение граждан государства, достигших совер­шеннолетия, пользующихся политическими и гражданскими правами. Иностранцы и лица без гражданства членами партии быть не могут.

2. Партия устойчивая добровольная организация, объединяю­щая своих членов на длительной или постоянной основе. Она не созда­ется на какой-то срок, и вступающие в эту организацию не ограничи­вают свое пребывание в ней каким-то фиксированным сроком. Члены партии в любое время могут выйти из ее состава, поскольку это доб­ровольная организация.

3. Партия объединяет своих членов на основе общности политиче­ских убеждений и целей, что закрепляется в программных и устав­ных документах партий. Идеологический фактор, как и указанный выше признак гражданства членов партии, отличает ее от других об­щественных объединений - профсоюзов, творческих союзов, жен­ских объединений и т. д.

4. Партия - некоммерческая организация, ее главной целью явля­ется не извлечение прибыли и не удовлетворение каких-то матери­альных или иных запросов ее членов.

Партии могут создавать организации либо учреждения, занимаю­щиеся производством, но такое производство помогает деятельности партии, обслуживает эту деятельность (например, изготовление пар­тийных документов, эмблем, значков и т. д.). Работа таких произ­водств дает определенную прибыль (например, издательская дея­тельность партии).

5. Партия имеет своей целью завоевание государственной власти, участие в формировании органов государства, прежде всего парла­мента, правительства, в выборах главы государства, давление на го­сударственную власть, используя конституционные, законные мето­ды и средства. Во многих законах о партиях, действующих в зарубежных странах, говорится об участии партий в формировании органов государственной власти и управления. Так, согласно закону ФРГ о политических партиях 1967 г. (он много раз дополнялся и изме­нялся, принимался в новой редакции) партия утрачивает право по­литической партии, если она в течение 5 лет не выдвигает своих кандидатов на выборах в парламент или ландтаги - местные предста­вительные органы земель (субъектов федерации).

В новейшей юридической литературе попытка дать синтезиро­ванное определение политической партии, опирающаяся на привлечение огромного российского и зарубежного законодательного мате­риала, а частично и политической практики, сделана Ю. А. Юдиным в 1998 г. Он предлагает следующее «общее юридическое определе­ние»: «Политическая партия - это общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоева­ния и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу».

Конституционно-правовое регулирование деятельности и роли политических партий отличается многообразием подходов. Во-первых, в странах англосаксонской системы права участие в деятель­ности партий рассматривается как «частное дело». Поэтому в консти­туционном законодательстве США, Канады и некоторых других стран нет упоминания о партиях, в этих странах отсутствуют специ­альные законы о партиях, хотя отдельные вопросы регулируются за­конами, например, о финансировании партий.

Другой подход характерен для стран романо-германской системы права. В Конституциях ФРГ 1949 г., Франции 1958 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г. и других, а также во многих зарубежных пост­социалистических государствах содержатся более или менее развернутые положения о роли политических партий (Конституции Болгарии 1991 г., Румынии 1991 г. и др.).

При этом наиболее часто закрепляются следующие положения о партиях:

- многопартийность, политический плюрализм,

- содействие выражению мнений путем голосования,

- формирование политической воли народа,

- соревновательность партий в политическом процессе и т. д. Третий подход отличает некоторые тоталитарные государства, не­зависимо от их социального или экономического устройства. Так было в фашистской Германии, Италии, Испании, после Второй мировой войны - в Алжире, Заире, Гвинее и некоторых других африканских странах, где конституции прямо устанавливают однопартийность. При этом все другие партии, кроме правящей, запрещались. В этих условиях образуется единая, слитная партийно-государственная структура.

В странах социализма нигде однопартийность не установлена за­коном, а в некоторых из них даже существует несколько партий, на­пример в Китае, но фактически роль правящей принадлежит только одной партии.

Четвертый подход присущ некоторым (не всем) странам мусуль­манского фундаментализма. В таких странах запрещены все политические Партии как нарушающие единство уммы - мусульманской об­щины (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Кувейт, ОАЭ и др.). Даже в новейших конституциях этих стран (Саудовской Аравии 1992 г. Омана 1996 г.), октроированных королями, никаких упоминаний партиях нет.

В ряде стран в условиях авторитарных и тоталитарных режи­мов используется пятый подход, когда конституциями или специ­ально принятыми законами допускается деятельность только оп­ределенного числа точно указанных партий или партий определенного профиля, представляющих, как считается, главные течения политической мысли, все остальные партии запрещаются В Бразилии после военного переворота 1964 г. в течение четверти века были разрешены только две партии: одна была в какой-то ме­ре проправительственной (правда, она не выдержала эту линию), другая должна была играть роль лояльной оппозиции. Две партии были разрешены Конституцией Нигерии 1989 г., они были созданы «сверху», военными властями. В Индонезии законом 1975 г. разре­шены и сейчас действуют три партии, признающие государствен­ную идеологию панча-сила.

Избирательные законы содержат нормы, регулирующие участие партий в выборах, определяют порядок использования в период пред­выборной борьбы таких средств массовой информации, как радио и телевидение.

Устав партии должен содержать название партии, эмблемы организации, указывать на сферу ее деятельности, права и обязан­ности членов партии, меры партийного взыскания и поощрения, место расположения партийного руководства, состав и полномочия руководящих партийных органов, порядок принятия и отмены пар­тийных решений. В законе имеется требование к уставу, чтобы этот или иной партийный документ предусматривал порядок раз­решения внутрипартийных споров и преодоления разногласий (см, схему 35).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал