Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и признаки политических партий
Политическая партия - это самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, образованное на условиях добровольного членства, имеющее определенную структуру, задачи и цели деятельности. Правовое понятие политической партии включает несколько признаков: 1. Партия - это объединение граждан государства, достигших совершеннолетия, пользующихся политическими и гражданскими правами. Иностранцы и лица без гражданства членами партии быть не могут. 2. Партия — устойчивая добровольная организация, объединяющая своих членов на длительной или постоянной основе. Она не создается на какой-то срок, и вступающие в эту организацию не ограничивают свое пребывание в ней каким-то фиксированным сроком. Члены партии в любое время могут выйти из ее состава, поскольку это добровольная организация. 3. Партия объединяет своих членов на основе общности политических убеждений и целей, что закрепляется в программных и уставных документах партий. Идеологический фактор, как и указанный выше признак гражданства членов партии, отличает ее от других общественных объединений - профсоюзов, творческих союзов, женских объединений и т. д. 4. Партия - некоммерческая организация, ее главной целью является не извлечение прибыли и не удовлетворение каких-то материальных или иных запросов ее членов. Партии могут создавать организации либо учреждения, занимающиеся производством, но такое производство помогает деятельности партии, обслуживает эту деятельность (например, изготовление партийных документов, эмблем, значков и т. д.). Работа таких производств дает определенную прибыль (например, издательская деятельность партии). 5. Партия имеет своей целью завоевание государственной власти, участие в формировании органов государства, прежде всего парламента, правительства, в выборах главы государства, давление на государственную власть, используя конституционные, законные методы и средства. Во многих законах о партиях, действующих в зарубежных странах, говорится об участии партий в формировании органов государственной власти и управления. Так, согласно закону ФРГ о политических партиях 1967 г. (он много раз дополнялся и изменялся, принимался в новой редакции) партия утрачивает право политической партии, если она в течение 5 лет не выдвигает своих кандидатов на выборах в парламент или ландтаги - местные представительные органы земель (субъектов федерации). В новейшей юридической литературе попытка дать синтезированное определение политической партии, опирающаяся на привлечение огромного российского и зарубежного законодательного материала, а частично и политической практики, сделана Ю. А. Юдиным в 1998 г. Он предлагает следующее «общее юридическое определение»: «Политическая партия - это общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу». Конституционно-правовое регулирование деятельности и роли политических партий отличается многообразием подходов. Во-первых, в странах англосаксонской системы права участие в деятельности партий рассматривается как «частное дело». Поэтому в конституционном законодательстве США, Канады и некоторых других стран нет упоминания о партиях, в этих странах отсутствуют специальные законы о партиях, хотя отдельные вопросы регулируются законами, например, о финансировании партий. Другой подход характерен для стран романо-германской системы права. В Конституциях ФРГ 1949 г., Франции 1958 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г. и других, а также во многих зарубежных постсоциалистических государствах содержатся более или менее развернутые положения о роли политических партий (Конституции Болгарии 1991 г., Румынии 1991 г. и др.). При этом наиболее часто закрепляются следующие положения о партиях: - многопартийность, политический плюрализм, - содействие выражению мнений путем голосования, - формирование политической воли народа, - соревновательность партий в политическом процессе и т. д. Третий подход отличает некоторые тоталитарные государства, независимо от их социального или экономического устройства. Так было в фашистской Германии, Италии, Испании, после Второй мировой войны - в Алжире, Заире, Гвинее и некоторых других африканских странах, где конституции прямо устанавливают однопартийность. При этом все другие партии, кроме правящей, запрещались. В этих условиях образуется единая, слитная партийно-государственная структура. В странах социализма нигде однопартийность не установлена законом, а в некоторых из них даже существует несколько партий, например в Китае, но фактически роль правящей принадлежит только одной партии. Четвертый подход присущ некоторым (не всем) странам мусульманского фундаментализма. В таких странах запрещены все политические Партии как нарушающие единство уммы - мусульманской общины (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Кувейт, ОАЭ и др.). Даже в новейших конституциях этих стран (Саудовской Аравии 1992 г. Омана 1996 г.), октроированных королями, никаких упоминаний партиях нет. В ряде стран в условиях авторитарных и тоталитарных режимов используется пятый подход, когда конституциями или специально принятыми законами допускается деятельность только определенного числа точно указанных партий или партий определенного профиля, представляющих, как считается, главные течения политической мысли, все остальные партии запрещаются В Бразилии после военного переворота 1964 г. в течение четверти века были разрешены только две партии: одна была в какой-то мере проправительственной (правда, она не выдержала эту линию), другая должна была играть роль лояльной оппозиции. Две партии были разрешены Конституцией Нигерии 1989 г., они были созданы «сверху», военными властями. В Индонезии законом 1975 г. разрешены и сейчас действуют три партии, признающие государственную идеологию панча-сила. Избирательные законы содержат нормы, регулирующие участие партий в выборах, определяют порядок использования в период предвыборной борьбы таких средств массовой информации, как радио и телевидение. Устав партии должен содержать название партии, эмблемы организации, указывать на сферу ее деятельности, права и обязанности членов партии, меры партийного взыскания и поощрения, место расположения партийного руководства, состав и полномочия руководящих партийных органов, порядок принятия и отмены партийных решений. В законе имеется требование к уставу, чтобы этот или иной партийный документ предусматривал порядок разрешения внутрипартийных споров и преодоления разногласий (см, схему 35).
|