Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления предупреждения негативных социальных явлений, связанных с преступностью
В предупреждении пьянства и алкоголизма, а также в пресечении правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков, ведущая роль принадлежит правоохранительным органам, осуществляющим такое предупреждение на специально-криминологическом уровне и в процессе индивидуальной профилактики. При этом особое значение приобретает координация действий органов внутренних дел, органов прокуратуры и суда, государственных структур, комиссий по борьбе с пьянством, различных общественных объединений. Важным направлением профилактики пьянства и алкоголизма является предупреждение этого негативного явления в общественных местах. Проведение мероприятий по поддержанию общественного порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на вокзалах, транспортных магистралях, стадионах обеспечивает удаление работниками полиции из общественных мест лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, а также пресечение распития спиртных напитков в указанных местах и предупреждение иных правонарушений на ранней стадии их совершения. Задержание таких лиц сотрудниками полиции осуществляется в соответствии с нормами уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства. При осуществлении профилактики пьянства особо необходимо и его предупреждение в быту. При этом действенными средствами ранней профилактики являются своевременное выявление и постановка на учет лиц, злоупотребляющих спиртными напитками в быту, последующий контроль за их поведением по месту жительства, осуществляемые участковыми уполномоченными полиции. В целях предупреждения пьянства на производстве участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции взаимодействуют с руководством и отделами кадров предприятий, учреждений и организаций. В настоящее время важное значение приобретает предупреждение пьянства среди несовершеннолетних и молодежи. Сотрудники подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии с органами прокуратуры, суда, комиссиями по делам несовершеннолетних проводят целенаправленную работу по выявлению и устранению причин и условий, способствующих пьянству в молодежной среде, выявлению подростков, склонных к употреблению спиртных напитков, проведению с ними индивидуальной профилактической работы с одновременной постановкой таких лиц на соответствующий учет. В свою очередь активная работа должна осуществляться и с родителями, и лицами, их заменяющими, злостно уклоняющимися от воспитания детей. В случаях же установления фактов вовлечения несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков виновные подлежат уголовной ответственности. Значительное место в предупреждении пьянства и алкоголизма занимает антиалкогольная пропаганда, важную роль в которой играют средства массовой информации. Интересы профилактики криминальных и других социально негативных последствий пьянства и алкоголизма настоятельно требуют разработки и планомерной реализации комплексной, всесторонне взвешенной, хорошо просчитанной антиалкогольной политики, учитывающей исторический опыт нашей страны и международный опыт. Усиленная борьба с пьянством и алкоголизмом возможна только на основе системного применения экономических, социальных, правовых, воспитательных, психолого-педагогических, социологических, медицинских мер, совместной работы множества государственных органов, общественных объединений и движений. К сожалению, эффективность реагирования правоохранительных органов на незаконный оборот наркотиков и борьбу с ним недостаточна. Так, недооценивается значимость выявления и привлечения к уголовной ответственности сбытчиков наркотиков, а также лиц, склоняющих граждан, особенно несовершеннолетних, к потреблению наркотиков. Латентность преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, весьма значительна. Вместе с тем, как показывают исследования, каждый наркоман, занимающийся сбытом наркотиков, в течение года вовлекает в их потребление в среднем 5—6 человек. В стране отсутствует система мер профилактики наркомании, лечения и социальной адаптации наркоманов. В деятельности правоохранительных органов не принимается во внимание влияние наркотической зависимости на совершение наркоманами других, в том числе корыстных, преступлений, отсутствует система мер профилактики таких преступлений. Достаточно широка практика назначения судами наказания, не связанного с лишением свободы, в отношении лиц, впервые совершивших наркопреступления. С этими лицами после вынесения приговора, как правило, не проводится профилактическая работа, и в результате в дальнейшем они повторно совершают аналогичные преступления. Успех в предупреждении наркотизма в первую очередь зависит от снижения спроса на наркотики и сокращения количества их потребителей. В условиях отсутствия юридической ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача требуется комплексное воспитательно-профилактическое и лечебное воздействие на наркоманов. Поэтому в профилактике наркомании необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач: создание системы выявления наркозависимых лиц и контроля за распространением наркотических средств в учебных заведениях; осуществление стабилизации и последующего снижения уровня наркотизации в образовательной среде; повышение уровня образования граждан, напрямую связанного с созданием устойчивого позитивного морально-психологического климата в трудовом коллективе, образовательном учреждении; обеспечение возможности возвращения на работу и учебу ранее наркозависимых лиц после их лечения и реабилитации; дифференцированный, комплексный подход к выработке системы мер противодействия наркотизма на любом уровне с использованием методов общей и индивидуальной профилактики. В настоящее время в целях профилактики и пресечения роста преступности, связанной с наркоманией и наркотизмом, учеными и практическими работниками правоохранительных органов и органов здравоохранения высказываются предложения о криминализации потребления наркотиков в немедицинских целях, установления наказания виновным в таком потреблении в виде принудительных мер медицинского характера. Однако главным направлением профилактики и преодоления наркотизма остается совершенствование материальных и социальных условий жизни людей. Поэтому комплексное использование экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер является основным условием эффективного предупреждения наркотизма. Все эти меры должны найти закрепление в государственной программе и реализовываться в российской антинаркотической политике. В борьбе с проституцией в различных странах использовались разнообразные средства, вплоть до смертной казни самих проституток, жестоких наказаний для их клиентов. Этот многовековой опыт однозначно свидетельствует о том, что данное негативное социальное явление не может быть полностью искоренено. Речь должна идти лишь о его ограничении, введении в какие-то рамки, позволяющие обществу, государству осуществлять в этой сфере необходимый контроль. Все то, что на общесоциальном уровне противостоит преступности, должно способствовать ограничению проституции, уменьшать возможности ее дальнейшего распространения. Экономические, социальные корни проституции могут быть подорваны в результате стабилизации жизни общества, устранения из нее множества кризисных явлений. Необходимо найти оптимальные формы социально-правового контроля над этим негативным явлением, которое в настоящее время полностью находится во власти стихии. По-видимому, бессмысленно вводить уголовную ответственность за занятия проституцией. Но административно-правовые средства, сочетаемые с мерами медицинского и иного надзора за этим явлением, должны быть усовершенствованы и использоваться более эффективно, чем в настоящее время. Активнее следует применять имеющиеся уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления, связанные с проституцией. Большую роль в ограничении проституции, пресечении ее широкого распространения призваны играть целенаправленные меры культурно-воспитательного, санитарно-просвети-тельного характера. Порнографию, как и проституцию, нельзя запретить. Но разумные ограничения, касающиеся мест и времени распространения порнографической продукции, субъектов ее потребления, обязательных требований к тем, кто изготавливает, рекламирует, реализует эту продукцию, а также к средствам массовой информации, возможны и необходимы. Очень важно также четко сформулировать юридические признаки, позволяющие разграничивать правомерный и противоправный оборот порнографических материалов и предметов. В противодействии криминально значимым проявлениям порнографии должны более эффективно использоваться средства воспитания и просвещения. Необходимо полнее использовать обще- и частнопредупредительный потенциал уголовного законодательства, устанавливающий ответственность за незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования порнографических материалов или предметов, незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера. Бродяжничество (состояние человека, живущего в бедности, скитающегося с места на место, не имеющего жилья, постоянной работы или другого законного источника дохода (средств к существованию), в русскоязычной социологической и юридической литературе обычно определяется как систематическое перемещение лица, не имеющего постоянного места жительства, из одной местности в другую (или в пределах одной местности), с существованием при этом на нетрудовые доходы), попрошайничество - эти и другие проявления социального паразитизма в годы реформ не только продолжают действовать, играть значительную криминогенную роль, но и получили широкое распространение, стали более разнообразными. Специалистами подмечено, что на переломных этапах общественного развития число социально паразитирующих субъектов " теневого бизнеса" резко возрастает. В России к традиционным бродягам и попрошайкам добавились многочисленные карточные шулеры, всякого рода " предсказатели", " целители" и прочие шарлатаны; лица, занимающиеся незаконной торговлей; посредники, оказывающие в сфере деловой активности услуги по меньшей мере сомнительного, а нередко и явно противоправного свойства. Получил широкое распространение игорный бизнес, значительная часть которого контролируется организованной преступностью. Распространение социального паразитизма связано с такими глобальными процессами, как резкое имущественное расслоение людей, сильный социальный диспаритет, люмпенизация и маргинализация значительных слоев населения, рост безработицы. Сказывается на ситуации и ослабление социального, а также правового контроля. Являясь, в сущности, следствием тех же причин и условий, которые детерминируют преступность, социальный паразитизм оказывает на нее заметное влияние. Это, прежде всего, касается преступности в сфере экономики, с которой данное негативное явление связано самым тесным образом. Соответственно, предупреждению социального паразитизма, ограничению сферы его действия прежде всего способствуют, меры криминологической профилактики, осуществляемые в целях противодействия преступлениям против собственности, преступлениям в сфере экономической деятельности, частично - организованной и другим видам преступности.
|