Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели классовой структуры общества






В настоящее время существует большое количество моделей классовых структур. Наиболее известная модель У.Уотсона, которая явилась результатом исследований, проведенных в 30-х гг. в США:

1. Высший-высший класс – представители влиятельных богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе.

2. Низший-высший класс – банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Обычно представители этого класса ведут жесткую конкурентную борьбу и зависят от политической и экономической ситуации в обществе.

3. Высший-средний класс преуспеваю­щие бизнесмены, наемные управляющие фирмами, крупные юристы, врачи, выдающиеся спортсме­ны, научная элита. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства, однако в довольно узких областях деятельности их
положение достаточно прочно и устойчиво. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного класса обыч­но говорят, как о богатстве нации.

4. Низший-средний класс – наемные работники (инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифи­цированные рабочие и т. д.). В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее много­числен. Основные его устремления – повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера. В связи с этим для представителей данного класса очень важным моментом является экономическая, социальная и политическая стабильность в обще­стве. Выступая за стабильность, представители это­го класса являются основной поддержкой существу­ющей власти.

5. Высший-низший класс – наем­ные рабочие, которые создают прибавочную сто­имость в данном обществе. Являясь во многих отно­шениях зависимым от высших классов в отношении получения средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени существования боролся за улучшение своей жизни. В те моменты, когда его представители осознавали свои интересы и сплачивались для достижения целей, условия их улучшались.

6. Низшийизший класс – нищие, безработ­ные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Опытиспользования модели Уотсона показал, что в представленном виде она в большинстве случаев непри­емлема для стран Восточной Европы, России и нашего общества, где в ходе исторических процессов складывалась иная социальная структура, существовали принципиально иные статусные группы. Однако в настоящее время, в связи с изменения­ми, происшедшими в нашем обществе, многие элементы структуры Уотсона могут быть использованы в ходе из­учения состава социальных классов России и Беларуси.

Средний класс.

Средний класс – совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации.

Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55—60%.

Средние классы выражают тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни, являются проводниками ценностей традиционной семьи, что соче­тается с ориентацией на равенство возможностей для муж­чин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Это оплот ценностей современного общества, оплот стабиль­ности, залог эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского обще­ства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал