Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность






Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников.

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность:

1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;

2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;

3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;

5) прочие денежные поступления.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекать кратко– и долгосрочные кредиты для своей деятельности.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в некоммерческих учреждениях и организациях осуществляются на основе сметного финансирования и самофинансирования. Функционирование некоммерческих учреждений и организаций на началах самоокупаемости и самофинансирования означает полное возмещение затрат за счет выручки от предоставления платных услуг. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными объединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных платежей налогоплательщиков, является недопустимым.

Финансовые ресурсы в некоммерческих учреждениях и организациях используются: 1)для покрытия текущих затрат, в том числе для расчетов со сторонними организациями и уплаты процентов за кредит; 2)для формирования фондов экономического стимулирования.

К фондам экономического стимулирования относятся:

1) фонд производственного и социального развития;

2) фонд материального поощрения (фонд оплаты труда);

3) фонд валютных отчислений.

Источниками формирования фондов экономического стимулирования являются: 1) совокупный доход учреждения; 2) специфические поступления.

Для составления смет используются контрольные цифры, экономические нормативы и государственный заказ.

 

 

7. Государственные внебюджетные фонды: сущность, порядок формирования и использования

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевой назначение. Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значимость внебюджетных фондов.

Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин:

· у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

· внебюджетные фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства;

· внебюджетные фонды могут при определенных условиях, то есть при наличии средств, использоваться для покрытия бюджетного дефицита.

Внебюджетные фонды создаются 2 путями:

· путем выделения из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

· путем формирования внебюджетного фонда с собственными источниками дохода.

Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают: специальные налоги и сборы, средства из бюджета, займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Разнообразие внебюджетных фондов обуславливает сложные многоступенчатые связи, которые возникают между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы.

Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Например, создание фонда или выделение фондом части его средств на какую-либо программу. При двусторонних связях денежный поток движется между фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соединяется с разнообразными финансовыми звеньями, то есть денежные средства движутся в разных направлениях между ними. Рассмотрим государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды должны решать следующие важные задачи:

· обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики;

· расширить социальные услуги населению.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Внебюджетные фонды, как правило, имеют строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

· отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

· средства бюджета;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· займы, полученные фондом в Центральном, банке или коммерческих банках.

С 1992 года на территории России действуют социальные и экономические внебюджетные фонды. К социальным фондам относят: Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости населения. Фонд обязательного медицинского страхования и другие. К экономическим внебюджетным фондам относят: дорожные фонды, фонды финансового регулирования и другие. Рассмотрим подробнее отдельные фонды.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Пенсионный фонд преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени. То есть человек своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Средства Пенсионного фонда формируются за счет 3 главных источников: страховых взносов работодателей и работников, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ. Часть средств фонда поступает за счет вложения в коммерческие структуры временно свободных средств. Кроме того фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. Размеры страховых взносов постоянно меняются.

Средства пенсионного фонда используются на выплату:

· государственных трудовых пенсий;

· пенсий военным, инвалидам;

· компенсации пенсионерам;

· пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другие цели.

К основным задачам фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

· страховых взносов предприятий, организаций, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

· добровольных взносов граждан и юридических лиц;

· ассигнований из республиканского бюджета.

Нормативы отчисления для юридических лиц (работники ничего не платят) также постоянно меняются. Для обеспечения деятельности фонда создается центральный аппарат. При Фонде образуется Правление. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ. Государственный фонд занятости населения РФ создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.
Этот Фонд формируется за счет:

· обязательных страховых взносов работодателей и работников;

· ассигнований из республиканского бюджета и бюджетов субъектов

РФ;

· добровольных взносов юридических и физических лиц.

От уплаты страховых взносов освобождены только религиозные объединения, общественные организации инвалидов. Управление Государственным фондом занятости населения осуществляется Государственным Комитетом РФ по занятости, а также центрами занятости при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложено на Правление фонда. Фонд обязательного медицинского страхования создается на республиканском и территориальном уровнях.

Через этот фонд средства должны направляется страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. По закону такая компания должна в открытой печати публиковать ежегодный балансовый отчет. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также медицинскую науку, медицинские программы и другие цели. Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет:

· страховых взносов;

· бюджетных ассигнований.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный! объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал