Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетные взаимоотношения центра и регионов являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве. Бюджетное перераспределение средств осуществляется через регулирующие доходы. Регулирующие доходы - это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации. Регионы получают также трансферты(финансовую помощь) с учетом душевого бюджетного дохода. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Бюджетная классификация РФ включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов; классификацию внутренних источников финансирования дефицита бюджета; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Проекты бюджетов составляются в соответствии с нормами и нормативами, установленными законодательством Российской федерации, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ. Составление проектов бюджетов- исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проекты бюджетов непосредственно разрабатывают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление бюджета базируется на: • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории; • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории. В проекте закона (решения) о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета. В проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены следующие расходные показатели: -расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; -общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; -расходы и доходы целевых бюджетных фондов; -объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих финансовую помощь -распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета; -другие показатели, определенные Бюджетным кодексом, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. В составе расходов на бюджетные инвестиции в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года. В проекте закона о бюджете должны быть определены следующие характеристики государственного или муниципального долга, государственных или муниципальных заимствований: -источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований; -верхний предел государственного или муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; -предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних заимствований. Остановимся на рассмотрении и утверждении федерального закона о федеральном бюджете. • Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года одновременного следующими документами и материалами: • предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года; • прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год; • основными направлениями бюджетной и налоговой политики; • планом развития государственного и муниципального секторов экономики; • прогнозом сводного финансового баланса по территории Российской Федерации; • прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации; • основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ; • проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета; • проектом федеральной адресной инвестиционной программы; • проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий; • расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, и дефициту федерального бюджета; • международными договорами Российской Федерации, вступившими в силу для Российской Федерации и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год и др. Правительство РФ дополнительно представляет в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года: • оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный финансовый год; • проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет за истекший период текущего финансового года; • проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года; • предложения по расходам на содержание войск, воинских формирований, в том числе по расходам на содержание военнослужащих и гражданского персонала; • поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год. Банк России до 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно законопроект представляется Президенту РФ. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Исполнение федерального бюджета РФ осуществляется через казначейскую систему. Отчет об исполнении федерального бюджета утверждаются законодательными органами РФ. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, налоговую и бюджетную политику. Основными направлениями бюджетной политики являются: осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов; проведение бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочение бюджетного процесса в РФ; полномасштабный переход на казначейское исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов; сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств; снижение государственных заимствований.
|