Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет экономической теории и основные взгляды на него.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Задания: · Выписать определение экономической теории. · Основные этапы развития экономической теории и экономические школы, их положення. Вопрос о предмете экономической науки остается дискуссионным. С развитием общества, его экономической системы изменялись и взгляды на предмет экономической теории. Сегодня многие экономисты предметом исследования считают сферу деятельности людей, связанную с производством и использованием материальных благ. Экономическая теория – общественная наука, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, а также экономические отношения, которые складываются между людьми, классами и социальными группами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в условиях дефицита ресурсов и возможности их альтернативного использования. Возникновение и развитие экономической теории. Экономическая теория как наука складывалась постепенно. В древнем мире в IV тыс. до н.э., когда появились первые древневосточные государства: Вавилон, Ассирия, Урарту. Наиболее известным памятником древневосточной мысли был так называемый Кодекс законов Хаммурапи (1850 – 1792 до н.э.). В тот период в Вавилоне возникла реальная угроза сохранению его устоев и суверенитета, т.к. быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну, что привело к ослаблению государственных структур и армии. Кодекс внешне нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально- хозяйственные отношения: - за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение виновного в рабство либо смертная казнь; - попытки увезти чужого раба, а последний приравнивался к имуществу, также сурово наказывалось; - граждане-вавилоняне впредь не лишались своих земельных наделов за долги, если отдавали (или продавали) в рабство свою жену, сына или дочь. Отцу семейства гарантировалось, что по истечении 3-х лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируют долг; - масштабы ростовщичества были упорядочены так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%. В Древнем Китае: Конфуций (551-479 до н.э.), Сюнь Цзы (III в. до н.э.) - идеи стабильности в государстве. Методы управления хозяйством. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н.э.) – учение о разделении труда, отношениях господства и подчинения. Известными представителями античной мысли были: древнегреческие философы Аристотель (384-322 до н.э.) и Ксенофонт (445- 355 до н.э.). Аристотель всю хозяйственную жизнь людей разделял на: - экономику (от греч. ойкос- дом, домашнее хозяйство) наука о домашнем хозяйстве. Экономика – это деятельность в земледелии, ремесле и мелкой торговле. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. - хремастику – сравнивалась и искусством наживать состояние посредством крупных торговых операций, с перепродажей и ростовщичеством. Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикс» («Домострой»). Экономия – это наука, при помощи которой можно обогатить свое хозяйство. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит: - в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства,; - осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров. Выразителями таких воззрений были мыслители (философы) и отдельные правители. В средние века наиболее значимым автором западноевропейской экономической мысли был Фома Аквинский (Аквината) (1225-1274). В 1879 г. он был причислен католической церковью к лику святых. В трактате «Сумма теологии» он отразил такие экономические категории: - богатство (еще со времен Августина Блаженного (353-430) – епископа во владениях Римской империи в Сев. Африке – рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме. Считалось накопление золота и серебра «искусственным богатством», что не соответствует нравственным нормам). По Аквинскому «справедливые цены» могут быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является. - обмен воспринимался в древнем мире и в средние века как результат пропорциональности и эквивалентности. Аквинский считал, что обмен нарушается, когда веще «поступает на пользу другому и в ущерб другому». - «справедливая цена» не та, которую устанавливает правитель, а которая не в ущерб продавцу; - деньги считает возникли в результате волеизъявления людей; - торговая прибыль и ростовщический доход не осуждались, если не являлись самоцелью, а были вознаграждением за труд в торговых операциях, транспортных и прочих материальных издержек, риске. Экономические школы. Первые экономические школы формировались в XVI-XVIII вв. Условия возникновения: 1. углубление общественного разделения труда, эволюция частной собственности, развитие товарно-денежных отношений, рынка; 2. процесс формирования национальных государств привел к качественным изменениям в развитии экономической жизни общества, государство стало одним из главных субъектов экономики; 3. осознание взаимовыгодной торговли между государствами. Внешняя торговля приобрела широкие масштабы; 4. формирование новой социальной структуры общества с присущими ей экономическими интересами. Все это вызвало усложнение экономических процессов и явлений. Эмпирические наблюдения и поверхностные обобщения постепенно уступали место исследованию устойчивых, повторяющихся в хозяйственной жизни закономерностей. Процесс этот вызревал медленно и постепенно экономические знания превращалось в науку. Школа меркантилизма ( от лат. mercante– купец, торговец). Сущность: богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать необходимо сферу обращения. Меркантилизм прошел два этапа: 1. ранний (XV- XVI вв.) – монетаризм, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули идею «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны; 2. поздний (XVII- XVIII вв.) – протекционизм-покровительство национальной экономике, они рекомендовали вывозить деньги из страны, при этом увеличивая экспорт промышленных товаров, облагая иностранные товары высокими пошлинами – теория «торгового баланса». Для достижения благоприятного торгового баланса европейские страны стремились захватить колонии. Они считали, что колонии смогут обеспечить метрополию дешевой рабочей силой, сырьем и создадут рынок сбыта для товаров. Англия приняла закон о навигации, который защищал британскую промышленность, запрещал колониям производить шерстяные вещи, кованое железо. К закону прилагали список «особенных товаров» (сырьевых), которые не могли продаваться колониями в другие страны, кроме Англии. Представители: Т.Мен, А. Монкретьен, У.Стаффорд, Петр I. А.Монкретьен (1575-1622) в «Трактате политической экономии» вводит термин «политическая экономия» (от греч. – «общественное устройство»).
|