Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Английская классическая школа. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Сущность: источник богатства формируется в сфере производства промышленного и сельскохозяйственного. Представители: Адам Смит (1723-1790) «Исследование о природе и причинах богатства народов»; Давид Рикардо (1772-1823). Основные идеи Адама Смита: 1. минимальное вмешательство государства в экономику; 2. рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции. Эти экономические регуляторы (цены, спрос, предложение, конкуренция) он называл «невидимой рукой» рынка. Заслуги классической школы: 1. главным объектом изучения она сделала сферу производства; 2. раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров; 3. доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны и не могут быть отменены ни королями, ни правительством. 4. выявила источники доходов всех слоев общества: а) землевладельцы – рента; б) капиталисты – прибыль; в) рабочие – заработная плата. Дальнейшее развитие экономической науки шло сложными путями. В начале второй половины XIX в. политическая экономия переживала глубокий кризис. Она распалась на две ветви: марксизм и маржинализм. Основатель марксизма - Карл Маркс (1818-1883). Главный труд К. Маркса «Капитал» Энгельс назвал «библией рабочего класса». Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью — открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства. Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита, он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры, т.к. простых ответов на эти вопросы не существует. Маржинализм (от франц.marginal — предельный), в отличие от марксизма, абстрагировался от изучения сущности капитализма как способа производства, основанного на эксплуатации. Он зародился в 70-е годы XIX в. Его представители: К. Менгер – в Австрии, У. Джевонс - в Англии, Л. Вальрас - в Швейцарии. Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл, издавший книгу «Принципы экономики». В отличие от марксизма маржинализм находился под прессом конкуренций идей, которые заставляли его воспринимать новые мысли и методы. Так, его сторонники первыми стали использовать в своих исследованиях математические модели, а в 90-е годы XIX в. А. Маршалл встроил в концепцию маржинализма элементы из теории Рикардо — классика политической экономии, в результате чего она выиграла и стала называться неоклассической системой. Ее представители: Д. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа) и др. Сторонники неоклассического подхода предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной формы ее организации, а единичным объектом исследования поведение и субъективные мотивы «экономического человека», который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход получил название микроэкономического. Позже маржинализм впитал в себя теорию Д.М. Кейнса, согласно которой рыночное регулирование делает экономику нестабильной, поэтому требуется государственное вмешательство. Политика государства в регулировании совокупного спроса методами кредитной и бюджетной политики. Необходимость активного стимулирования спроса, в т.ч. увеличением государственных расходов, связана с тем, что у людей превалирует психология к сбережению доходов. Потребление возрастает в меньшей степени, чем растут доходы. Это следствие открытого психологического закона. Джон Кейнс разрабатывал концепцию мультипликатора – коэффициента, отражающего зависимость прироста НД от прироста инвестиций, т.е. прирост дохода равен приросту инвестиций, помноженному на мультипликатор. Это означало, что 100 ед. инвестиций, вложенных в производство через систему межотраслевых связей, дает многократный прирост НД. Исходная категория кейнсианства – потребление, инвестиции, государственные расходы – определяют объем совокупного спроса, стимулируют производство и занятость. Д.М. Кейнс (1883—1946) наряду с А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов мира. В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег», — КЕЙНСИАНСТВОМ. Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает институционально-социологическое направление (от лат. institutum— учреждение) представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер. Согласно этой теории характер экономического развития делает не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок — лишь часть их. Они выработали идеал общего социального благоденствия», в котором должны присутствовать социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством и другие формы вмешательства государства. В определенной мере эти идеи реализованы в «шведской модели» экономического развития. Широко исследуется анализ влияния таких институтов как государство, корпорации, профсоюзы, а также правовые. Этические и психологические явления. Теория общественного выбора. Школа современного монетаризма 50-60 е годы. Милтон Фридмен (1912-) – глава Чикагской экономической школы. Был советником президента Р.Никсона (1969-1970) - республиканец. Основа стабильности экономической системы – контроль над денежной массой, сбалансированность бюджета. Роль государства ограничена регулированием денежной системы в соответствии с законами рынка. Во второй половине 70- нач. 80-х концепция монетаризма оказала положительное влияние на развитие экономики в западных странах. Для постсоветских стран оказалась неэффективной. Ордолиберализм (социальное рыночное хозяйство). Представители: Вальтер Ойкен (1891-1950), Эрхард (1897-1977) – канцлер Германии. Социал-демократическое рыночное хозяйство: 1. незыблемость ценностей экономического либерализма, свободное ценообразование, многообразие форм собственности. 2. Активная государственная политика, направленная на обеспечение макроэкономического равновесия, полной занятости, стимулирования доходов. Основные принципы: рынок – насколько возможно, план – насколько необходимо. Социальная защита обездоленных, а не воспитание иждивенчества. «Ордо» - ежегодник Фрайнбургского университета (с 1948). Слово «Ордо» - собирательное понятие, символизирующее «естественный строй свободного рыночного хозяйства».
|