Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Церковный календарь
Таинства и молитва – основа духовной жизни христианина. Православный христианин молится ежедневно дома: утром, вечером, до и после еды и в других случаях. Домашние молитвы собраны в книгу, называемую Молитвослов (Молитвенник). Но еще важнее общая молитва, на которую верующие собираются в церковь. В церкви (храме) богослужения совершаются непременно по воскресеньям и праздникам, а в больших церквах и монастырях – обычно ежедневно. Богослужебный (литургический) день начинается с вечера, поскольку в Библии сказано: «И был вечер, и было утро: день один» (Книга Бытия, 1, 5). Например, воскресная служба начинается с вечера субботы. Суточный литургический круг состоит из следующих богослужений: Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени и Часов – первого, третьего, шестого и девятого. Главное богослужение – Божественная Литургия – совершается чаще всего утром, после чтения третьего и шестого часов. Каждый день недели (седмицы) связан с определенным священным воспоминанием. Первый день – воскресенье – посвящен Воскресению Христову. В этот день православные христиане обязательно должны быть на богослужении. Понедельник посвящен Ангелам Божиим, вторник – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, среда – Страстям Господним и Пресвятой Богородице Марии, четверг – Апостолам Христовым и святому Николаю Чудотворцу, пятница – Страстям Господним и Пресвятой Богородице, суббота – Всем Святым. Кроме того, в субботу совершается заупокойное богослужение – молитва за умерших. Кроме недельного цикла богослужения есть еще годовой цикл, Связанный не со днями недели, а с числами календаря. На каждый день г. приходится праздник или память одного или нескольких святых. В древности Церковь приняла официальный в Римской империи юлианский календарь. Впоследствии, когда было обнаружено, что этот календарь отстает от солнечного года, Католическая Церковь в XVI веке, при папе Григории XIII, ввела исправленный календарь, названный григорианским. В XVIII веке на него перешли и протестанты. После русской революции 1917 г. на этот календарь перешли и некоторые православные Церкви, сохранив, однако, старые правила высчитывания дня Пасхи. Таким образом, в наше время все православные Церкви (кроме Финляндской) празднуют вместе Пасху и праздники пасхального цикла. Юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской и – частично – в некоторых других православных Церквах. Поэтому мы обозначаем праздники двумя датами: общей для обоих календарей и в скобках – григорианской датой, на которую приходится празднование по юлианскому календарю. В XX и XXI веках разница между календарями составляет 13 дней. Поэтому, например, Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января), то есть, скажем, в Румынской Церкви, принявшей новый стиль, Рождество приходится на 25 декабря нового календаря (т.е. празднуется вместе с западными христианами), а в Русской Церкви – 25 декабря старого стиля, что соответствует 7 января нового стиля. Переход части православных на новый календарь до сих пор вызывает серьезные споры и даже церковные разделения. Самых больших праздников в православии двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. Существуют праздники неподвижного цикла (приходящиеся на строго определенную дату) и подвижного. Назовем сперва праздники неподвижного цикла. Церковный год начинается с сентября. Первый в году двунадесятый праздник – Рождество Богородицы – 8 (21) сентября. 14 (27) сентября – Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память того, что святая царица Елена (мать святого императора Константина) нашла в Иерусалиме Крест Христов, который был торжественно воздвигнут для поклонения. 21 ноября (4 декабря) – Введение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм. В малом возрасте Ее привели туда родители для воспитания. 25 декабря (7 января) – Рождество Христово, величайший после Пасхи православный праздник. 6 (19) января – Богоявление или Крещение Господне. Это событие некогда праздновалось вместе с Рождеством, поскольку названия обоих праздников по смыслу совпадают. В Рождество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек. В крещение являются Первое и Третье Лица Святой Троицы: сразу после того как Иоанн Креститель крестил Иисуса, он услышал глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя. В сочельник – канун праздника и в самый его день – совершается великое освящение воды. 2 (15) февраля – Сретение. Празднуется в память встречи младенца Иисуса, которого на сороковой день после Рождения принесла в Иерусалимский храм Его Матерь, с ветхим старцем Симеоном, который, увидев Христа, предсказал, что Он принесет спасение всем народам. 25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается в воспоминание того, как архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Она станет Матерью Сына Божия. 6 (19) августа – Преображение. Празднуется в напоминание о том, как Христос незадолго до Своих страданий на кресте укрепил веру учеников Своих, апостолов, явив им Свою божественную славу: предстал перед учениками в сиянии Божественного Света, беседующим с давно покинувшими земную жизнь пророками Моисеем и Илией. 15 (28) августа – Успение Божией Матери. Когда Апостолам, на третий день после смерти Богоматери, понадобилось открыть Ее гробницу, тела они не обнаружили: Она воскресла и вознеслась на Небо. Поэтому смерть Ее и называется Успением. Верховное место среди православных праздников занимает Пасха, Светлое Христово Воскресение – «праздников праздник». Она не входит в число двунадесятых праздников и должна отмечаться в воскресенье, поэтому не приходится на определенное число. Дата Пасхи высчитывается по особым правилам. Пасхе предшествует длительный (48 дней) и строгий Великий пост. Сам пост предваряется тремя подготовительными неделями. Последняя неделя называется масленицей, поскольку на ней уже нельзя есть мясо, но позволяется молочная пища, запрещенная в посту. Великий пост – время усердного покаяния, время особых богослужений, когда даже напевы песнопений совсем иные, чем обычно. На последнее воскресенье Великого поста приходится двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). В этот день Христа радостно встречали толпы иерусалимлян, ожидавших, что Он свергнет иго римлян и восстановит Иудейское царство. Но Он отказался от земного царства, и большинство людей отвернулось от Христа, требуя Его казнить. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица (неделя), воспоминание Страстей Господних. Пасха Христова, как величайший праздник, отмечается целую неделю. В это время совершаются торжественные богослужения и крестные ходы. Пасхальное время продолжается в общей сложности 39 дней. Главное песнопение Пасхи – пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Древние иконы Воскресения как бы иллюстрируют это песнопение, изображая Христа попирающим разбитые Им врата ада и выводящим оттуда сонм ветхозаветных праведников во главе с прародителями – Адамом и Евой. В пасхальном богослужении есть такие слова: «Христос воскрес – и нет никого, кто бы остался в гробу». На сороковой день после Пасхи приходится двунадесятый праздник Вознесения, всегда приходящийся на четверг. В этот день Господь, Который после Воскресения многократно являлся ученикам, вознесся на Небо, т.е. вознес на Небо Свою человеческую природу. Пятидесятый день после Пасхи – Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов. Кроме Великого поста есть еще три многодневных поста. Петров пост начинается через 8 дней после Троицы, в понедельник, и продолжается до праздника апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля). Продолжительность его в разные годы различна. Успенский пост длится две недели – от 1 (14) августа до Успения. Рождественский (Филиппов) пост – сорокадневный, от 15 (28) ноября (следующий день после дня памяти апостола Филиппа) до Рождества Христова. Кроме многодневных постов есть и однодневные – почти все среды и пятницы. Согласно обычаю при крещении человек получает имя одного из святых. В день памяти святого он празднует день ангела или именины. Ангелом в данном случае называется не ангел-хранитель, пекущийся о каждом крещенном, но святой покровитель. Ниже приведены самые известные православные святые и дни их памяти. Архангел Михаил: 6 (19) сентября и 8 (21) ноября. Иоанн Креститель: 7 (20) января, 24 февраля (9 марта), 25 мая (7 июня), 24 июня (7 июля), 29 августа (11 сентября), 23 сентября (6 октября). Апостол Андрей Первозванный: 30 ноября (13 декабря). Великомученик Дмитрий Солунский: 26 октября (8 ноября). Великомученик Георгий Победоносец: 23 апреля (6 мая). Святитель Николай Чудотворец: 6 (19) декабря и 9 (22) мая. Равноапостольный князь Владимир: 15 (28) июля. Благоверный князь Александр Невский: 23 ноября (6 декабря) и 30 августа (12 сентября). Преподобный Сергий Радонежский: 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. Мученица княгиня Людмила: 16 (29) сентября. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София: 17 (30) сентября. Великомученица Екатерина: 24 ноября (6 декабря). Мученица Татиана: 12 (25) января. Благоверная княгиня Ольга: 11 (24) июля. Мученица Наталия: 26 августа (8 сентября).
Святые разделяются на «лики», или «чины»: пророки, апостолы (ученики и первые проповедники Христовы), равноапостольные, благоверные (цари и царицы, князья и княгини), святители (святые епископы), священномученики (мученики в сане епископском или пресвитерском), мученики и мученицы (отдавшие жизнь за веру), преподобномученики и преподобномученицы (мученики-монахи), исповедники (пострадавшие за веру, но не до смерти), преподобные (святые монахи и монахини), блаженные (чаще всего так называют юродивых, т.е. святых, берущих на себя вид безумных), праведные. В «Церковном календаре» насчитывается около 6000 различных имен святых. Одно имя могут иметь несколько святых. «Жития» (жизнеописания) святых всегда были любимым чтением у православных. Почитание святых принципиально отличается от богопочитания. Святые почитаются как избранные служители и «други» Божий, как молитвенники за мир. Поэтому обычное молитвенное обращение к святому: «Святой (имя), моли Бога о нас».
|