Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иерархия. Канонические Православные Церкви
Практически с самого начала бытия христианской Церкви в ней складывается трехстепенная иерархия священнослужителей, состоящая из диаконов (служителей вспоможения, являвшихся помощниками пресвитеров), пресвитеров и епископов, которые занимают главенствующее положение, являясь носителями высшей духовной власти. Епископам вверено наставление народа в вере, совершение богослужений и управление Церковью. «Правила святых Апостол» — один из древнейших сборников церковных канонов — указывают, что архиерейская хиротония, т. е. возведение в епископский сан, совершается тремя или по крайней мере двумя епископами. Начиная с V века епископами избирались преимущественно представители монашества, которое во все времена в своей массе сохраняло неповрежденным чистоту православного вероучения. Первоначально епископ, подобно пресвитеру, возглавлял молитвенные собрания только одной христианской общины. Но когда число общин возросло, образовались епископии (нынешние епархии) — церковные округа, находящиеся под духовной властью одного епископа. Христианские общины провинций Римской империи, созданные епископами крупных городов — митрополий, подчинялись им, признавая их авторитет и главенство. Возглавлявшие их первые епископы стали именоваться митрополитами. Священнослужители и верующие одной епископии, возглавляемые канонически поставленным епископом, составляют малую поместную Церковь. По разным историческим и политическим причинам эти малые Церкви объединялись в более крупные образования — так возникли Поместные Православные Церкви. С середины V века в церковных документах впервые употребляется слово «Патриарх» (от греч. π α τ ρ ι ά ρ χ η ς - отец рода), как иерархический титул первенствующих епископов наиболее крупных церковных областей.
Церковность противополагается индивидуализму. В Евангелии от Матфея (18, 20) сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». В Церкви необходима дисциплина, подчинение младших старшим: «Повинуйтесь наставникам вашим» (Послание к Евреям, 13, 17). Церковная иерархия, таким образом, имеет не только полномочия для совершения таинств, но и власть учительства и начальствования. Община верующих (приход) возглавляется священником, настоятелем храма. Если в храме есть и другие священники, они административно подчинены настоятелю. Приходы группируются в епархию, которую возглавляет епископ. Епархия может быть разделена на благочиния (округа). Во главе их стоят священники-благочинные, которые не разделяют с епископом власти, но являются подчиненными ему помощниками. В некоторых епархиях, наряду с правящим архиереем, есть еще и викарные епископы, которые административно подчинены правящему епископу. Церковь, в которой постоянно служит правящий епископ, называется кафедральным собором. Монастыри управляются настоятелями (настоятельницами). Если настоятелем мужского монастыря является правящий архиерей епархии, он управляет монастырем через наместника. Монастыри, подчиненные не местному архиерею, но главе Церкви, называются ставропигиальными. Епархии группируются в исторически сложившуюся поместную Церковь, которая управляется самостоятельно и называется поэтому автокефальной (самовозглавляющейся). Автокефальные Церкви образуются либо по территориально-государственному, либо по национальному принципам, но ни то ни другое не является абсолютным: в наше время Церковь имеет приходы за пределами основной территории и включает в себя верующих разных национальностей. В каждой поместной Церкви есть первый иерарх, который называется главой Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с иерархами Русской Православной Церкви. Он может иметь различные саны (патриарха, митрополита, архиепископа) и титулы (святейшего, блаженнейшего). По православному учению, Глава Церкви – Христос. В земной Церкви Его представляет не один главный епископ, как папа римский у католиков, но весь епископат в целом. Поэтому высшая власть в православной Церкви принадлежит Соборам епископов – вселенским, которые были в прошлом и возможны в будущем, и поместным. Поместный собор – собор епископов одной из автокефальных Церквей. Кроме епископов в нем могут участвовать и представители младшего духовенства– не только священники и диаконы, но и низшие церковнослужители – чтецы, пономари (прислужники), псаломщики (певцы), и представители монашества, и миряне (члены Церкви, не принадлежащие к духовенству). Так, в древних Соборах деятельно участвовали цари, председательствовавшие на многих из них. В промежутках между поместными Соборами Церквами управляют малые Соборы, которые называются Синодами (от греческого «собор»). Перечислим Церкви, из которых состоит Вселенская Православная Церковь, в установленном порядке, где каждая Церковь занимает место, соответствующее ее древности и значению. До 1054 года, т.е. до отделения Западной Церкви, первой в ряду Церквей была Римская. С указанного времени этот ряд начинает
|