Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия. Канонические Православные Церкви






Практически с самого начала бытия христианской Церкви в ней складывается трехстепенная иерархия священнослужителей, состоящая из диаконов (служителей вспоможения, являвшихся помощниками пресвитеров), пресвитеров и епископов, которые занимают главенствующее положение, являясь носителями выс­шей духовной власти. Епископам вверено наставление народа в вере, совершение богослужений и управление Церковью. «Прави­ла святых Апостол» — один из древнейших сборников церковных канонов — указывают, что архиерейская хиротония, т. е. возведение в епископский сан, совершается тремя или по крайней мере двумя епископами. Начиная с V века епископами избирались преимуще­ственно представители монашества, которое во все времена в сво­ей массе сохраняло неповрежденным чистоту православного веро­учения.

Первоначально епископ, подобно пресвитеру, возглавлял молит­венные собрания только одной христианской общины. Но когда число общин возросло, образовались епископии (нынешние епар­хии) — церковные округа, находящиеся под духовной властью одно­го епископа. Христианские общины провинций Римской империи, созданные епископами крупных городов — митрополий, подчи­нялись им, признавая их авторитет и главенство. Возглавлявшие их первые епископы стали именоваться митрополитами. Священ­нослужители и верующие одной епископии, возглавляемые кано­нически поставленным епископом, составляют малую поместную Церковь. По разным историческим и политическим причинам эти малые Церкви объединялись в более крупные образования — так возникли Поместные Православные Церкви. С середины V века в церковных документах впервые употребляется слово «Патриарх» (от греч. π α τ ρ ι ά ρ χ η ς - отец рода), как иерархический титул первен­ствующих епископов наиболее крупных церковных областей.

 

Церковность противополагается ин­дивидуализму. В Евангелии от Матфея (18, 20) сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». В Церкви необходима дисципли­на, подчинение младших старшим:

«Повинуйтесь наставникам вашим» (Послание к Евреям, 13, 17). Церковная иерархия, таким образом, имеет не толь­ко полномочия для совершения таинств, но и власть учительства и начальствова­ния. Община верующих (приход) воз­главляется священником, настоятелем храма. Если в храме есть и другие свя­щенники, они административно подчи­нены настоятелю. Приходы группиру­ются в епархию, которую возглавляет епископ. Епархия может быть разделена на благочиния (округа). Во главе их стоят священники-благочинные, которые не разделяют с епископом власти, но явля­ются подчиненными ему помощниками. В некоторых епархиях, наряду с правя­щим архиереем, есть еще и викарные епископы, которые административно подчинены правящему епископу. Цер­ковь, в которой постоянно служит пра­вящий епископ, называется кафедраль­ным собором.

Монастыри управляются настояте­лями (настоятельницами). Если насто­ятелем мужского монастыря является правящий архиерей епархии, он управ­ляет монастырем через наместника. Монастыри, подчиненные не местному архиерею, но главе Церкви, называют­ся ставропигиальными.

Епархии группируются в истори­чески сложившуюся поместную Церковь, которая управляется самостоя­тельно и называется поэтому автокефальной (самовозглавляющейся). Ав­токефальные Церкви образуются либо по территориально-государственному, либо по национальному принципам, но ни то ни другое не является абсолют­ным: в наше время Церковь имеет приходы за пределами основной терри­тории и включает в себя верующих разных национальностей. В каждой поместной Церкви есть первый иерарх, который называется главой Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с иерархами Русской Православной Церкви.

Он может иметь различные саны (пат­риарха, митрополита, архиепископа) и титулы (святейшего, блаженнейшего).

По православному учению, Глава Церкви – Христос. В земной Церкви Его представляет не один главный епис­коп, как папа римский у католиков, но весь епископат в целом. Поэтому выс­шая власть в православной Церкви при­надлежит Соборам епископов – вселен­ским, которые были в прошлом и воз­можны в будущем, и поместным. По­местный собор – собор епископов одной из автокефальных Церквей. Кро­ме епископов в нем могут участвовать и представители младшего духовенства– не только священники и диаконы, но и низшие церковнослужители – чтецы, пономари (прислужники), псаломщики (певцы), и представители монашества, и миряне (члены Церкви, не принадлежа­щие к духовенству). Так, в древних Соборах деятельно участвовали цари, пред­седательствовавшие на многих из них. В промежутках между поместными Собо­рами Церквами управляют малые Собо­ры, которые называются Синодами (от греческого «собор»).

Перечислим Церкви, из которых состоит Вселенская Православная Цер­ковь, в установленном порядке, где каждая Церковь занимает место, соот­ветствующее ее древности и значению.

До 1054 года, т.е. до отделения Запад­ной Церкви, первой в ряду Церквей была Римская. С указанного времени этот ряд начинает

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал