Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретико-игровой подход в условиях конфликта Описание игры.Стр 1 из 2Следующая ⇒
. Пусть определено разбиение всего множества угроз безопасности на обобщенные угрозы, т.е. задано множество обобщенных угроз таких, что все угрозы безопасности, относимые к одной обобщенной угрозе, сходны по оказываемому на систему воздействию Пусть; для каждой пары «уязвимость - обобщенная угроза» могут быть получены численные оценки потерь в результате реализации данной угрозы. В этом случае предлагается использовать теоретико-игровые модели в классе конечных игр двух игроков «защитника» и «нарушителя». Необходимо отметить, что в данной игре действиями «стороны У» моделируются как преднамеренные воздействия на систему, так и случайные события, которые могут привести к нежелательным последствиям. Выбор конечных теоретико-игровых моделей, реализующих принцип гарантированного результата определяется следующими характерными особенностями исследуемой задачи: · наличие конфликта интересов «защитника» и «нарушителя»; · присутствие фактора неопределенности; · отсутствие достоверной статистической информации о действии нежелательных факторов;
· конечное множество обобщенных угроз; · результаты действия стороны У; или случайных факторов можно оценить вещественным числом интерпретируемым как выигрыш одной из сторон. Для построения игры необходимо определить стратегии игроков и функцию выигрыша. Пусть игрок I - «защитник», игрок II -«нарушитель» (источник угроз). Стратегии игрока I заключаются в выборе одного из вариантов системы противодействия угрозам или отказе от каких-либо действий. Стратегии игрока II - реализация одной из множества обобщенных угроз или бездействие. Допустим, что действия каждого из игроков являются однократными или могут быть сведены к некоторому суммарному однократному воздействию на систему. Это допущение позволяет использовать одношаговые игровые модели. Рассмотрим антагонистические конечные одношаговые игры. В них значение выигрыша «защитника» равно по модулю и противоположно по знаку значению выигрыша «нарушителя». Обозначим множество вариантов з структуры системы противодействия Далее рассмотрим построение множества стратегий «нарушителя» (игрок У). Оно формируется на базе множества
где:
Пусть мощности множеств стратегий игроков равны: |Х|=m, |У|=n. Представим матрицу выигрышей в следующем виде:
где перед началом строк и столбцов указаны соответствующие элементы множеств X и У. В этой матрице использованы обозначения: Оценки потерь В том случае, когда «нарушитель» ничего не предпринимает Затраты Обе составляющие элемента матрицы Н взяты со знаком минус, т.к для игрока I («Х») - это отрицательный выигрыш (потери). Построенная антагонистическая игра отражает ситуацию наиболее пессимистичного прогноза, когда реальные возможности и цели нарушителя неизвестны, и считается, что он всемогущ и его цель - нанести максимальный вред. Если можно достоверно определить возможности «нарушителя» и ценность для него результатов ЭМА, то возможно использование биматричной игровой модели. Биматричная игра задается следующей «четверкой»:
где Xи У - множества стратегий игроков Iи II, Н - матрица выигрышей защитника; Н2 - матрица выигрышей нарушителя, которая формируется следующим образом:
Где Для обобщенных угроз, источниками которых являются случайные события (например, отказ оборудования), значение По сравнению с антагонистической игровой моделью, биматричная модель отражает менее пессимистичный прогноз, основанный на наличии дополнительных знаний о «нарушителе». Соответственно, могут оказаться отличными от предыдущей модели и оптимальные стратегии.
|