Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. ВводнаяСтр 1 из 8Следующая ⇒
История Русской Православной Церкви
для студентов специальностей: 23.05.04 190401 «Эксплуатация железных дорог» 23.05.01 190109 «Наземные транспортно-технологические средства;,
направлений подготовки: 38.03.01 080100 «Экономика» 38.03.03 080400 «Управление персоналом» 09.03.02 230400«Информационные системы и технологии» 09.03.01 230100 «Информатика и вычислительная техника», 15.03.06 221000 «Мехатроника и робототехника» 27.04.03 220100 «Системный анализ и управление» 13.03.02 140400 «Электроэнергетика и электротехника» 280700 «Техносферная безопасность»
очной формы обучения
Составители: И.С. Борисов А.В. Ляпина С.А. Нестерова
Самара УДК 281.93
Методические указания для практических занятий по дисциплине «История Русской Православной Церкви» для студентов специальностей: 23.05.04 190401 «Эксплуатация железных дорог», 23.05.01 190109 «Наземные транспортно-технологические средства; направлений подготовки: 38.03.01 080100 «Экономика», 38.03.03 080400 «Управление персоналом», 09.03.02 230400«Информационные системы и технологии», 09.03.01 230100 «Информатика и вычислительная техника», 15.03.06 221000 «Мехатроника и робототехника», 27.04.03 220100 «Системный анализ и управление», 13.03.02 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 280700 «Техносферная безопасность» очной формы обучения / составители: И.С. Борисов, А.В. Ляпина, С.А. Нестерова. – Самара: СамГУПС, 2014. – 37 с.
Утверждены на заседании кафедры теологии 26.11.2014 г, протокол № 2 от 26.11.2014. Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Методические указания содержат тематическое содержание курса, планы семинарский занятий, список рекомендуемой литературы, электронных книг, интернет-ресурсов, вопросы к зачету словарь основных терминов и понятий по курсу, вопросы к зачету. Предназначены для оказания помощи студентам очной формы обучения при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, а также к зачету.
Составители: Борисов Илья Станиславович Ляпина Анна Владимировна Нестерова Светлана Александровна
Подписано в печать... Формат 60х90 Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л.. Тираж 100 экз. Заказ №
Ó Самарский государственный университет путей сообщения, 2014 Предисловие
Воспитание образованного и нравственно зрелого гражданина на сегодняшний день невозможно без изучения истории нашей страны, от которой неотделима история Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла нравственные основы русского народа, способствовала росту его духовного самосознания. В тяжелейшие периоды отечественной истории Церковь и государство объединяли усилия в общем стремлении достигнуть мира и согласия в стране. В течение тысячи лет наблюдалось единство исторического и духовного бытия русского народа. Неслучайно в нашем сознании рядом с преподобным Сергием Радонежским встает образ святого благоверного князя Димитрия Донского, а великие деяния Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского неразрывно связаны с подвигом святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Сегодня именно с Русской Православной Церковью общество связывает надежды на возвращение к традиционным ценностям, на восстановление и сохранение истинной нравственности и культуры. Значимость дисциплины «История Русской Православной Церкви» обусловлена необходимостью понимать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в мире, видеть их религиозную составляющую, быть готовыми к ведению межрелигиозного и межнационального диалога, воспитывать молодежь, опираясь на базовые ценности традиционные для русской культуры. Дисциплина «История Русской Православной Церкви» знакомит студентов с основами христианского вероучения, выявляет специфику православной конфессии, показывает основные события отечественной церковной истории, повлиявшие на становление и развитие духовного начала русских людей, прослеживает влияние принципов христианской нравственности на базовые ценности русской культуры. Цель курса – воспитание чувства патриотизма у современного студенчества, привитие молодежи ценностей, традиционных для нашей культуры. Курс «История Русской Православной Церкви» рассчитан на 72 учебных часа, в том числе 36 часов отводятся на аудиторные занятия (лекции – 18 часов, практические занятия – 18 часов) и 36 часов на самостоятельную работу студента. В результате освоения дисциплины у обучающихся студентов формируются следующие компетенции: по направлению подготовки 080100 «Экономика» ОК-1 владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-2: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; ОК-3: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире; ОК-4 способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основы христианского вероучения, специфику православной конфессии, принципы христианской нравственности; базовые ценности русской культуры, отраженные в письменных и материальных памятниках; исторический путь и религиозную специфику народов населяющих Российскую Федерацию. Уметь: определить место России и роль Церкви в мировой истории, анализировать и оценивать исторические события и процессы; увидеть высокий нравственный пример, оставленный нам предками и оценить эстетические идеалы прошлого бережно относиться к историческому, духовному наследию, культурным традициям населяющих нашу страну народов; толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Владеть: навыками нравственного самосовершенствования; стремиться к эстетическому развитию; способностью вести межкультурный и межрелигиозный диалог, опираясь на полученные знания и приобретенные умения, знанием важнейших культурно-исторических процессов в своей стране, быть готовым объяснить их истоки, способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, происходящие в обществе, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах, профессиональной социальной деятельности. Формируемые компетенции по направлению подготовки: 080400.62 «Управление персоналом» ОК-1: В ладеть знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; ОК- 4 анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи; ОК-12 – умением критически оценивать личные достоинства и недостатки и конструктивно реагировать на критику в свой адрес; ОК – 24 навыком приверженности к этическим ценностям, уважением человеческого достоинства, честностью, открытостью, справедливостью, порядочностью, доброжелательностью, терпимостью.
Планируемые результаты обучения: Знать: основы христианского вероучения, специфику православной конфессии, принципы христианской нравственности; базовые ценности русской культуры, отраженные в письменных и материальных памятниках; исторический путь и религиозную специфику народов населяющих Российскую Федерацию. Уметь: определить место России и роль Церкви в мировой истории, анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи; увидеть высокий нравственный пример, оставленный нам предками и оценить эстетические идеалы прошлого бережно относиться к историческому, духовному наследию, культурным традициям населяющих нашу страну народов; толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Владеть: навыками нравственного самосовершенствования; навыком приверженности к этическим ценностям, уважением человеческого достоинства, честностью, открытостью, справедливостью, порядочностью, доброжелательностью, терпимостью, способностью вести межкультурный и межрелигиозный диалог, опираясь на полученные знания и приобретенные умения, знанием важнейших культурно-исторических процессов в своей стране, быть готовым объяснить их истоки Формируемые компетенции по направлению подготовки: 230400.62 «Информационные системы и технологии» ОК-1: владеть способностью к обобщению и анализу на основе общей культуры мышления, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее оптимального достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. ОК-4: способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных, экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ОК- 7: умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков. Планируемые результаты обучения: Знать: основы христианского вероучения, специфику православной конфессии, принципы христианской нравственности; базовые ценности русской культуры, отраженные в письменных и материальных памятниках; исторический путь и религиозную специфику народов населяющих Российскую Федерацию. Уметь: определить место России и роль Церкви в мировой истории, анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи; увидеть высокий нравственный пример, оставленный нам предками и оценить эстетические идеалы прошлого бережно относиться к историческому, духовному наследию, культурным традициям населяющих нашу страну народов; толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Владеть: навыками нравственного самосовершенствования; навыком приверженности к этическим ценностям, уважением человеческого достоинства, честностью, открытостью, справедливостью, порядочностью, доброжелательностью, терпимостью, способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, способностью вести межкультурный и межрелигиозный диалог, опираясь на полученные знания и приобретенные умения, знанием важнейших культурно-исторических процессов в своей стране, быть готовым объяснить их истоки; использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах, профессиональной и социальной деятельности.
Формируемые компетенции по направлениям подготовки: 230100.62 «Информатика и вычислительная техника», 221000.62 «Мехатроника и робототехника», 220100.62 «Системный анализ и управление» ОК-1: способность к обобщению и анализу на основе общей культуры мышления, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее оптимального достижения.
Планируемые результаты обучения: Знать: основы христианского вероучения, специфику православной конфессии, принципы христианской нравственности; базовые ценности русской культуры, отраженные в письменных и материальных памятниках; исторический путь и религиозную специфику народов населяющих Российскую Федерацию. Уметь: определить место России и роль Церкви в мировой истории, анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи; увидеть высокий нравственный пример, оставленный нам предками и оценить эстетические идеалы прошлого бережно относиться к историческому, духовному наследию, культурным традициям населяющих нашу страну народов; толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Владеть: навыками нравственного самосовершенствования; стремиться к эстетическому развитию; способностью вести межкультурный и межрелигиозный диалог, опираясь на полученные знания и приобретенные умения, способностью к обобщению и анализу на основе общей культуры мышления, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее оптимального достижения; знанием важнейших культурно-исторических процессов в своей стране, быть готовым объяснить их истоки.
Формируемые компетенции по направлению подготовки: 280700 «Техносферная безопасность» ОК-2 компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления); ОК-5 компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью ОК- 10 способностью к познавательной деятельности Планируемые результаты обучения. Знать: основы христианского вероучения, специфику православной конфессии, принципы христианской нравственности; базовые ценности русской культуры, отраженные в письменных и материальных памятниках; исторический путь и религиозную специфику народов населяющих Российскую Федерацию. Уметь: определить место России и роль Церкви в мировой истории, анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи; увидеть высокий нравственный пример, оставленный нам предками и оценить эстетические идеалы прошлого бережно относиться к историческому, духовному наследию, культурным традициям населяющих нашу страну народов; толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Владеть: способностью к познавательной деятельности, навыками нравственного самосовершенствования; стремиться к эстетическому развитию; способностью вести межкультурный и межрелигиозный диалог, опираясь на полученные знания и приобретенные умения, способностью к обобщению и анализу на основе общей культуры мышления, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее оптимального достижения; знанием важнейших культурно-исторических процессов в своей стране, быть готовым объяснить их истоки; использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах, профессиональной и социальной деятельности.
Формируемые компетенции по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника»: ОК – 1: способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК – 5: способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определить место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни. ОК – 10: способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной деятельности. ОК – 13: способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии.
Планируемые результаты обучения: Знать: основы христианского вероучения, специфику православной конфессии, принципы христианской нравственности; базовые ценности русской культуры, отраженные в письменных и материальных памятниках; исторический путь и религиозную специфику народов населяющих Российскую Федерацию. Уметь: увидеть высокий нравственный пример, оставленный нам предками и оценить эстетические идеалы прошлого; бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям населяющих нашу страну народов; толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Владеть: навыками нравственного самосовершенствования; способностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию; способностью вести межкультурный и межрелигиозный диалог, опираясь на полученные знания и приобретенные умения. Формируемые компетенции по специальности: 190401 «Эксплуатация железных дорог» ОК-1: владетьзнанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своём личностном и общекультурном развитии, владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-4: владеть способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы. Планируемые результаты обучения. Знать: основы христианского вероучения, специфику православной конфессии, принципы христианской нравственности; базовые ценности русской культуры, отраженные в письменных и материальных памятниках; исторический путь и религиозную специфику народов населяющих Российскую Федерацию. Уметь: определить место России и роль Церкви в мировой истории, анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи; увидеть высокий нравственный пример, оставленный нам предками и оценить эстетические идеалы прошлого бережно относиться к историческому, духовному наследию, культурным традициям населяющих нашу страну народов; толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Владеть: навыками нравственного самосовершенствования; стремиться к эстетическому развитию; способностью вести межкультурный и межрелигиозный диалог, опираясь на полученные знания и приобретенные умения, способностью к обобщению и анализу на основе общей культуры мышления, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее оптимального достижения; знанием важнейших культурно-исторических процессов в своей стране, быть готовым объяснить их истоки; использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах, профессиональной и социальной деятельности.
Формируемые компетенции по специальности: 190109.65 «Наземные транспортно-технологические средства» ОК-6: в ладеть способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; ОК-7 владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору пути их достижения, умеет анализировать логику суждений и высказываний. Планируемые результаты обучения. Знать: основы христианского вероучения, специфику православной конфессии, принципы христианской нравственности; базовые ценности русской культуры, отраженные в письменных и материальных памятниках; исторический путь и религиозную специфику народов населяющих Российскую Федерацию. Уметь: определить место России и роль Церкви в мировой истории, анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи; увидеть высокий нравственный пример, оставленный нам предками и оценить эстетические идеалы прошлого бережно относиться к историческому, духовному наследию, культурным традициям населяющих нашу страну народов; толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Владеть: навыками нравственного самосовершенствования; навыком приверженности к этическим ценностям, уважением человеческого достоинства, честностью, открытостью, справедливостью, порядочностью, доброжелательностью, терпимостью, способностью вести межкультурный и межрелигиозный диалог, опираясь на полученные знания и приобретенные умения, способностью к обобщению и анализу на основе общей культуры мышления, критическому осмыслению, систематизации постановке цели и выбору путей ее оптимального достижения; знанием важнейших культурно-исторических процессов в своей стране, быть готовым объяснить их истоки; использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах, профессиональной и социальной деятельности. В процессе преподавания курса применяются разные модели обучения: пассивная, активная, интерактивная. Интерактивная модель представлена в следующих видах: лекции-конференции, лекции-диалога, проблемной лекции, семинара-дискуссии, учебной конференции, информационно-коммуникационной образовательной технологией в виде экскурсии, лекции-визуализации с демонстрацией видеоматериала. После изучения дисциплины планируется проведение зачета. Для эффективности усвоения учебного материала в методических указаниях приводится тематическое содержание курса, предлагаются планы семинарских занятий, вопросы к зачету, перечень рекомендуемой литературы, электронных книг, имеющихся в библиотеке кафедры, интернет-ресурсы.
Тематическое содержание КУРСА
Тема 1. Вводная Понятие религии. Функции и роль религии в обществе. Классификация религий: мировые и национальные, монотеизм и политеизм, новые религиозные культы. Религиозная карта современного мира. Основы христианского вероучения. Библия – священное писание христиан. Христианские конфессии и особенности православия. Таинства в Православной Церкви. Понятие святости в православии.
|