Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перечень вопросов к зачету ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
1. Основы христианского вероучения. 2. Таинства в православии. 3. Понятие святости в православии. 4. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – просветители славян. 5. Знакомство восточных славян с христианством. «Фотиево крещение». Крещение святой равноапостольной княгини Ольги. 6. Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Значение этого события для истории России. 7. Возникновение монашества на Руси. Киево-Печерская лавра. 8. Древнерусское церковное искусство в XI-XII вв. 9. Русская Православная Церковь во время Батыева нашествия и установления татаро-монгольского ига. 10. Перенесение кафедры митрополии в Москву. Деятельность святителей Петра и Алексия по укреплению Церкви и возвышению Москвы. 11. Борьба с католической экспансией на северо-западе Руси. Святой благоверный князь Александр Невский. 12. Расцвет русского монашества в XIV-XV вв. Преподобный Сергий Радонежский. 13. Русское церковное искусство в XIII-XV вв. Преподобный Андрей Рублев. 14. Провозглашение автокефалии Русской Православной Церкви. Святитель Иона. 15. Религиозные споры между сторонниками преподобного Нила Сорского и преподобного Иосифа Волоцкого. 16. Появление и оформление идеи «Москва – третий Рим». Ее духовный смысл и значение. 17. Влияние учения о «симфонии» духовной и светской власти на церковно-государственные отношения в России XV – XVII вв. 18. Учреждение патриаршества на Руси. 19. Русская Православная Церковь в Смутное время. Святые патриархи Иов и Гермоген. 20. Расцвет патриаршества. Патриарх Филарет. 21. Церковная реформа патриарха Никона. Возникновение раскола и его последствия. 22. Русское церковное искусство в XVI – XVII вв. 23. Русская Православная Церковь в эпоху реформ Петра I. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. 24. Русская Православная Церковь в XVIII в. 25. Русская Православная Церковь в XIX в. 26. Развитие богословской науки в XIX в. Перевод Библии на русский язык. 27. Монастыри в XVIII-XIX вв. Преподобный Серафим Саровский. Оптинские старцы. 28. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Синодальный период. 29. Русское церковное искусство в XVIII – XIX вв. 30. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Восстановление патриаршества. Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России. 31. Русская Православная Церковь в 20-30 е гг. XX в. Новомученики и исповедники Российские. 32. Деятельность заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Декларация 1927 г. 33. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. 34. Тяжелое положение Русской Православной Церкви в годы «оттепели». Патриарх Алексий I (Симанский) 35. Русская Православная Церковь в годы «застоя». Патриарх Пимен (Извеков). 36. Возрождение религиозной жизни в конце XX в. Патриарх Алексий II (Ридигер). 37. Церковное искусство в XX в. 38. Приоритетные направления деятельности Русской Православной Церкви в начале XXI в. Патриарх Кирилл (Гундяев).
2. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ, ПОНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» Автокефальные православные церкви (автокефальный – греч. – «сам» + «голова», т.е. самоуправляемый) православные церкви, которые исходят из единых основ вероучения, богослужения, общих принципов организации, но являются самоуправляемыми и административно самостоятельными, сами выбирают своих глав - патриархов, митрополитов и архиепископов. В настоящее время существуют следующие А.п.ц.: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Анафема (греч. - то, что оставлено, отлучено) - публичное заявление о непричастности к православию, но не проклятие. Апостолы (греч. - посланник) - ближайшие ученики Иисуса Христа. Евангелие говорит о 12-ти А., избранных Иисусом Христом в начале проповеди: братья Андрей Первозванный и Симон (Петр), братья Иаков (Заведеев) и Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот, Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего на его место был избран Матфий. А. Павел (Савл) стал последователем христианского учения после вознесения Христа, но за активную проповедническую деятельность почитается как первоверховный А., наряду с Петром. Апологеты - защитники христианского учения в первые века распространения христианства, отстаивавшие его своими сочинениями. Наиболее известными апологетами можно назвать св. Иустина Философа, Тертуллиана, Минуция Феликса, Оригена. Библия (греч. – книга) - свод книг, составляющих Священное Писание христиан. Делится на две группы: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Книги Ветхого Завета условно делят на Пятикнижие Моисея (первые пять книг - Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические (Иисус Навин, Книга Судей, Книга Царств (1 и 2-я) и др.), пророческие (книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекеиля, Даниила и 12 малых пророков), учительные (Псалтырь, Книга Иова, Песнь Песней и др.). Время написания книг Ветхого Завета - XII-II в. до н.э. Наиболее значительные переводы: на греческий язык - Септуагинта, сделанный 70-тью толковниками в III-II вв. до н.э., с него были сделаны переводы на славянский и русский язык; на латинский язык - Вульгата (общедоступный), основной перевод, использующийся в католической церкви, сделанный в IV в. н.э. блаженным Иеронимом. Новый завет состоит из 27 книг: а) 4-х Евангелий (греч. – благая весть), авторами которых были ученики Иисуса Христа: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Евангелия повествуют о земной жизни Иисуса Христа; б) Книга Деяний апостолов, написанная евангелистом Лукой, рассказывает о проповеди апостолов. 7 посланий апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Иуды ко всей Церкви (Соборные послания), содержащие основы церковного учения и 14 посланий апостола Павла к различным церквям и ученикам; в) Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), содержащее предсказание будущей судьбы мира. В 1876 году был сделан церковный (Синодальный) перевод Б. на русский язык. Вселенские соборы - собрания высших церковных иерархов, делегаций христианских поместных церквей, на которых разрабатывались и утверждались вероучение и культ христианства, канонические нормы и богослужебные правила, рассматривались богословские концепции, оценивались ереси. В.с. собирались по инициативе византийских императоров, придававших решениям статус государственных законов. Первый В.с. был созван в 325 году в г. Никее для обсуждения учения Ария, где отвергалось единосущие Иисуса Христа Богу Отцу, говорилось о Его тварной природе. На соборе арианство было осуждено. Второй В.с. состоялся в 381 году в Константинополе, где были завершены тринитарные споры (о соотношении ипостасей Троицы) и был составлен Символ веры (см.) Третий В.с., состоявшийся в 431 году в Эфесе, начал разработку христологических вопросов (о соотношении божественной и человеческой природы во Христе) и признал ересью несторианство, принижавшее божественное начало Иисуса Христа. Четвертый В.с., проходивший в 451 году в Халкидоне, осудил ересь монофизитов, утверждавшую превосходство божественной природы во Христе над человеческой. На нем же было сформулировано православное понимание этой проблемы: Иисус Христос - истинный Бог и совершенный человек, в котором божественная и человеческая природа соединились «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». На пятом и шестом В. с., проходивших в Константинополе в 553 и 680 году, были развиты и подтверждены положения предшествующих соборов. На седьмом В.с., состоявшемся в 787 году в Никее, было осуждено иконоборчество и утверждено православное почитание икон и креста. Этот В.с. в православной церкви считается последним. Католическая церковь считает вселенскими проводимые ею соборы и насчитывает их до настоящего времени 21. Грех - категория религиозной этики. В православном богословии Г. понимается, прежде всего, как болезнь человеческой природы, отдаляющая человека от Бога. Г. может быть не только действие, но и мысль, желание. Двунадесятые праздники - двенадцать самых значительных православных праздников, посвященных событиям из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. По времени празднования делятся на непереходящие, имеющие определенную дату (Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение Богородицы), и переходящие, которые связаны с празднованием Пасхи (Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение; Вознесение; Пятидесятница, или Троица). Пасха, или Воскресение Христово, является центром годового богослужебного круга и не входит в число двунадесятых праздников. Дó гматы (греч. - кажусь правильным) - с религиозной точки зрения богооткровенные истины, выражающие суть данной религии. Важнейшими христианскими Д. являются: о Троице, о боговоплощении и искупительной жертве Иисуса Христа, которые кратко изложены в Символе веры (см.). Характерными чертами Д. являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность. Ересь (греч. - выбор) - сознательное отступление от господствующего вероучения, противопоставление официально признанной религиозной организации. В христианстве наибольшая волна ересей возникает в эпоху Вселенских соборов (см.), когда оформлялись и формулировались основные дó гматы. Иерархия церковная (греч. - священноначалие) - общее название для трех степеней священства в православной церкви: дьякон - помощник в совершении богослужения, священник (или пресвитер) - основной совершитель церковных таинств и треб, и епископ (более высокие степени этого сана: архиепископ, митрополит, патриарх) - руководитель церковной организации. Церковь учит, что такая иерархия берет начало от апостолов, и каждый из представителей имеет особую благодать, получаемую в таинстве священства. Православное духовенство делится также на чёрное (монашествующее, куда могут входить представители всех трех ступеней) и белое (женатое, к которому относятся только дьяконы и священники). Иисус Христос (др. евр. - спасение, греч. - помазанник) - основатель и центральный образ христианства. Согласно учению Он - Сын Божий, вторая ипостась Троицы, Богочеловек, соединяющий в себе божественную и человеческую природу, божественный Логос, ставший человеком и принявший смерть на кресте ради спасения людей. Икона (греч. - изображение) - живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющая священный и религиозный характер и служащая предметом религиозного чествования как образ, который возводит мысль и чувства молящихся к изображаемому. В православной и католической традиции является неотъемлемой частью храма и домашнего поклонения. Католицизм (греч. - всеобщий, вселенский) - самое многочисленное направление в христианстве. Вероучение и организация оформились после разделения церквей в 1054 году. Священное Предание образуют постановления 21 Вселенского собора и суждения пап римских. К. имеет целый ряд догматических и обрядовых отличий от православия: добавление к Символу веры фразы об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но " и от Сына" (филиокве); учение о чистилище; возвышенное почитание Богородицы (мариальные догматы о непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии); догмат о папской непогрешимости и т.д. К. имеет строго централизованную систему управления, единый центр (Ватикан) и единого главу - папу Римского. К. наиболее распространен на юге Европы и в Южной Америке. Молитва – обращение человека к Богу, в котором он восхваляет и славословит Его величие, благодарит за явленные милости, исповедуется и кается перед Ним в своем недостоинстве, высказывает личные нужды и прошения. При совершении молитвы необходимо покаянное чувство и внимание к произносимым словам. Монах (греч. – одинокий, уединенный) – человек, отвергшийся мира и его ценностей ради покаяния и молитвы и принявший с этой целью монашеский постриг. Монах дает обеты безбрачия (безбрачной целомудренной жизни), послушания (настоятелю и вообще братии монастыря) и нестяжания (неимения излишней личной собственности). Эти три обета являются вспомогательными для выполнения главного назначения монашеской жизни – непрестанной покаянной молитвы. Монастырь ( греч. жилище монахов) - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.. Второе значание это понятия - комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов. Поместный собор – высший орган церковной власти и управления Русской Православной Церкви. Членами П.С. являются архиереи, а также избираемые представители духовенства, монашествующих и мирян. П.с. решает все важнейшие вопросы внутренней и внешней жизнедеятельности Церкви, он обладает исключительным правом выбора нового патриарха. Пост - время, в которое верующие посвящают себя Богу, посещая храм, проводя время в молитве, чтении Священного писания, размышлении о своих грехах и покаянии, а также воздержании от мясной и молочной пищи, веселья и развлечений, очищая себя физически и духовно. В православной традиции существуют однодневные посты (среда и пятница каждой недели) и многодневные: Рождественский, Великий, Петров и Успенский пост. Православие - одно из трех главных направлений в христианстве. Главные принципы православного богословия, мистической практики и богослужения были сформулированы в IV веке и систематизированы в " эпоху Вселенских соборов" (IV-VIII вв.), но при этом они опирались на более ранних христианских авторов, а в дальнейшем были развиты поздневизантийскими и русскими богословами. Основные догматы П. выражены в решениях семи Вселенских соборов: вера в Единого Личностного Бога, по своей воле создавшего мир из небытия; исповедание Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа тремя личностями единосущной Троицы; признание в единой личности Иисуса Христа и Божественной и человеческой природ со всеми присущими каждой из них свойствами, действиями, волями; вера в искупительный подвиг Иисуса Христа. Характерными чертами П. являются также принятие Церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и восприятие церковных таинств как реального общения с благодатью Христа; вера в связь между миром живых и усопших через молитвы, обращенные к святым, и заупокойные молитвы за умерших. Православная аскетика стремится не к уничтожению желаний, а к переориентации их на более высокие предметы, т.е. к их «преображению». Ее основной принцип - синергия, т.е. сотрудничество человеческих усилий и божественной благодати. Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут лишить его радости Богообщения. Основной принцип социальной доктрины П. – «симфония» - предполагает, что государство и церковь вступают в отношения сотрудничества при невмешательстве во внутренние дела друг друга. Русская Православная Церковь - автокефальная православная церковь. Возникла после принятия христианства на Руси в 988 году и до середины XV века находилась в канонической зависимости от Константинопольского патриархата в качестве митрополии. В 1448 году РПЦ обрела самостоятельность, а в 1589 году - патриаршество. В 1721 году церковь возглавил коллегиальный орган - Синод (см.), руководивший РПЦ до 1917 года, когда Поместный Собор РПЦ восстановил патриаршество. Советский период истории ознаменовался как массовыми гонениями на РПЦ со стороны власти, так и расколами внутри церкви, из которых самыми значительными можно назвать «обновленческий» раскол, появление Русской Православной Церкви за границей, «катакомбной» церкви. С конца 80-х годов 20-го столетия начинается нормализация церковно-государственных отношений, что способствует росту количества церковных приходов. В настоящее время в РПЦ входит ряд церквей, обладающих самостоятельностью в делах внутреннего управления: Украинская Православная Церковь, Белорусская Православная Церковь, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Апостольская Православная Церковь, а также Японская Автономная Православная Церковь. Святые - в христианстве люди, угодившие Богу своей праведной жизнью, после смерти ставшие «небесными покровителями» людей, прославленные церковью в одном из чинов святости, являясь своеобразным образцом религиозной жизни. Можно выделить несколько чинов святости: пророки, апостолы, равноапостольные князья, мученики, великомученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, праведные благоверные князья, юродивые. Священное Предание - второй, наряду со Священным Писанием (Библией), способ сохранения и распространения Божественного Откровения. С.П. весьма сложно по своей структуре и включает в себя: вероопределения и правила семи Вселенских и ряда Поместных соборов; творения ряда святых отцов и учителей церкви, толковавших учение церкви (Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и др.); живую традицию и практику церкви (древние тексты богослужений и молитв, «правила апостольские», акты мучеников), а также силу Божественной благодати, передаваемую, прежде всего, посредством церковных таинств. Символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу христианского вероучения. Был утвержден на Вселенских соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.), получив название Никео-Царьградский. Синод (греч. - сходка, собрание) - созданный в 1721 году по инициативе императора Петра I орган управления Русской Православной Церковью, пришедший на смену патриарху. Состоял из высших церковных иерархов и находился под контролем представителя светской власти - обер-прокурора. После восстановления патриаршества в 1917 году С. является вспомогательным органом при патриархе. В настоящее время С. состоит из пяти постоянных и шести временных членов - епархиальных архиереев. Сотериолó гия (греч. - искупление, спасение; учение) - богословское учение об искуплении и спасении человечества. Центральным моментом С. является представление о тяжком последствии для всего человечества грехопадения первых людей - Адама и Евы. Для исправления первородного греха и преодоления разрыва между человеком и Богом была необходима особая Божественная помощь человеку, которая заключалась в воплощении и искупительной жертве второй ипостаси Троицы - Боге-Сыне - Иисусе Христе, через рождение, нравственную жизнь, проповедь, страдания и смерть на кресте. Искупление предполагает восстановление человеческой природы и возможность соединения человека с Богом. Но это объективная сторона спасения – то, что сделано для спасения Богом. Субъективная сторона спасения состоит в тех усилиях, которые необходимо сделать человеку для преодоления собственных грехов. Старообрядчество - совокупность религиозных организаций, возникших в результате раскола в Русской Православной Церкви, отказавшихся признать церковную реформу, проведенную во второй половине XVII века патриархом Никоном, суть которой сводилась к исправлению богослужебных книг по греческим образцам и изменению некоторых обрядов (например, замена двуперстного крестного знамения троеперстным). Хотя реформа не меняла основ православия, против нее выступила значительная часть духовенства и мирян, которые были осуждены на церковном соборе 1666-1667 гг., после чего начинается их преследование со стороны светской власти. В С. образовались два направления: поповцы (или беглопоповцы), переманивавшие «никонианских» священников, и беспоповцы, отрицавшие церковную иерархию, затем они распались на несколько толков. В конце XVIII века была предпринята попытка примирить православных и старообрядцев созданием Единоверческой церкви, где богослужение шло по старым обрядам, но с признанием православных церковных властей. В 1971 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви анафема со старообрядцев была снята. Суеверие – суетная, т.е. ложная вера в предметы или вовсе не существующие, или хотя и действительные, но ложно понимаемые. Таинства - священные действия в христианской церкви, в результате которых на верующих сходят дары Святого Духа или Божественная благодать, которая преображает природу человека. Насчитывается семь Т. Крещение - через троекратное погружение в воду «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» человек становится членом Церкви. В православной церкви, как правило, крестят в младенческом возрасте. Миропомазание - через помазание особым маслом (миром) человек получает дары Святого Духа на служение Богу и людям. В православной церкви совершается одновременно с крещением. Причащение (Евхаристия) - центральное таинство, в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, которое верующие принимают «во исцеление души и тела и жизнь вечную». Таинство совершается во время главной службы - литургии (обедни). Покаяние (Исповедь) - верующие исповедуют свои грехи священнику, который обладает правом освобождать от них. В православной церкви это таинство, как правило, предшествует евхаристии, чтобы верующий мог подойти к последнему духовно очищенным. Елеосвящение (Соборование) - семь священников соборно помазуют лоб, щеки, губы, руки, грудь больного человека освященным маслом (елеем), что позволяет освободиться от телесных и душевных недугов. Брак (Венчание) - через это таинство супруги объединяются в семью, которая воспринимается как «малая церковь». Священство (Хиротония, рукоположение) - через возложение рук епископа как приемника апостолов человек получает благодать на священническую деятельность, последовательно проходя ступени дьякона, священника, епископа (см. иерархия церковная). Троица - фундаментальное понятие христианства, выражающее понимание Бога единого, но проявляющего себя в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Униатство (лат. - соединение) – слияние католического и православного исповеданий, при этом признается главенство папы и католические догматы, а служба совершается по обряду православной церкви. Уния была заключена на Флорентийском соборе (1437-39 гг.). Христианство - наиболее многочисленная мировая религия, насчитывающая около 2 млрд. последователелей, распространенная главным образом в странах Европы, Америки, а также др. регионах. Основу вероучения составляет Священное Писание и Священное Предание. Возникает в I в. н.э. в Палестине и распространяется в Римской империи, став там к концу IV в. главным вероисповеданием. В последующую эпоху Вселенских соборов формируется христианское богословие и формулируются догматы, главные из которых - о Троице и божественности Иисуса Христа. Впоследствии усиливаются разногласия между западной и восточной христианской церковью, что приводит к окончательному разрыву в 1054 году и разделению на католичество и православие. В XV веке начало реформации в Западной Европе приводит к появлению протестантизма. Чудеса – доступные внешнему наблюдению действия или события сверхъестественные, но не противоестественные, производимые непосредственно силою Божию для достижения важных религиозных целей на пути спасения. Эсхатолó гия (греч. - последний, конечный; учение) - религиозное учение о конечных судьбах человечества и мира. Христианская Э. говорит о конечности земной истории, которая должна завершиться приходом в мир Антихриста и последующим за ним вторым пришествием Иисуса Христа, воскресением мертвых и Страшным судом, который должен определить последующую судьбу всего человечества. Этика христианская - учение о нравственности. Основными проблемами Э. Являются, с одной стороны, учение о добродетели и совести, с другой - вопрос о свободе воли и о высшем благе, который сводится к вопросу о конечных целях. Христианская Э. видит высшее благо в достижении Царства Божия, что понимается как совершенное и гармоничное общение человека с Богом, миром и друг другом. Высшей целью человеческих стремлений является развитие деятельной любви; при этом христианский идеал не только не требует ограничения свободной воли, но, наоборот, придает ей существенное значение, так как только свободное стремление к осуществлению Царства Божия ставится человеку в заслугу. Язычники, язычество - под именем язычников понимаются народы, не верующие в единого Бога, а придерживающиеся многобожия.
Содержание: 1. Предисловие 3 2. Тематическое содержание курса 9 3. Планы семинарских занятий 13 4. Рекомендуемая литература 23 5. Интернет-ресурсы 27 6. Электронные книги 28 7. Перечень вопросов к зачёту 29 8. Словарь основных терминов и понятий по курсу 30
|