Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11. Активизация познавательной деятельности учеников






 

План 1. Системный подход при организации работы учителя из активизации познавательной деятельности учеников. 2. Понимание учениками учебного материала как необходимое условие активизации их познавательной деятельности. 3. Некоторые пути развития логического мышления учеников. 4. Проблемное обучение физике.

Литература

4, с. 133 - 145; 16, с. 258 - 269; 12, с. 135 - 147; 15, с. 35 - 44.

1. Под активизацией учебно-познавательной деятельности понимают повышение уровня осознанного познания объективно-реальных закономерностей в процессе учебы.

Каждый учитель применяет в учебном процессе свои приемы активизации познавательной деятельности учеников, но опыт работы одного учителя не может быть механически перенесен другим учителем в другой класс. В связи с этим возникает потребность в теоретическом обосновании системы работы учителей из активизации познавательной деятельности учеников.

Основная цель работы учителя из активизации познавательной деятельности учеников заключается в развитии их творческих способностей. Из психологии известно, что способности человека, в том числе и учеников, развиваются в процессе деятельности. Средством развития познавательных способностей учеников является умелое применение таких методов и приемов, которые обеспечивают высокую активность учеников в учебном познании. Методы и приемы активизации, что их применяет учитель, должны учитывать уровень познавательных способностей учеников, потому что непосильные задания могут взорвать веру учеников в свои силы и не дадут позитивного эффекта. Поэтому система работы учителя из активизации познавательной деятельности учеников должна строиться с учетом постепенного и целеустремленного развития творческих познавательных способностей учеников, развития их мышления. В процессе учебы ученик осуществляет разные действия, в которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память и др. Поскольку из всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, то можно сказать, что активизировать деятельность учеников - это активизировать их мышление. Вместе с тем нужно помнить, что без желания ученика учиться все старания учителя не дадут ожидаемых последствий. Отсюда выплывает вывод, что нужно формировать мотивы учебы, желание учеников решать познавательные задачи.

Как отмечалось, активизация познавательной деятельности учеников тесно связана с активизацией их мышления. В мышлении школьников выделяется три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.

Понимание - это аналитико-синтетическая деятельность, которая направлена на усвоение готовой информации, что сообщается учителем или черпается из книжки. Учитель сообщает новые факты, анализирует результаты опытов, выполняет умственные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение) но применяет приемы умственной деятельности (сравнение, классификация, определение). Ученики следят за ходом мышления учителя, за логичностью и непротиворечивой доведений. Это требует от учеников определенных умственных усилий, определенной аналитико-синтетической деятельности.

Под логическим мышлением понимают процесс самостоятельного решения познавательных задач. Логическое мышление, как и понимание, тоже является аналитико-синтетической деятельностью, но между ними есть существенное отличие за источником, дидактической функцией и субъективным переживанием. В процессе логического мышления ученик сам приходит к новым выводам, тогда как суть понимания заключается в узнавании, осознании и фиксации того, что воспринимается и усваивается. Логическое мышление развивается во время эвристических бесед и лабораторных работ, выполнение логико-поисковых заданий, применение некоторых приемов работы с учебником, развязывании задач и тому подобное.

Уровень творческого мышления формируется при выполнении творческих заданий. Творческими заданиями в учебном процессе считают такие задания, принцип выполнения которых ученикам не указывается и в явном виде им неизвестный. За современными взглядами творческое мышление осуществляется в три этапа. Первый этап характеризуется возникновением проблемной ситуации, ее предыдущим анализом и формулировкой проблемы. Второй этап - это этап поиска решения проблемы. На третьем этапе найденный принцип решения реализуется и осуществляется его проверка.

Как уже отмечалось, в учеников нужно сформировать мотивы учебы, главным из которых является интерес к предмету. Под познавательным интересом к предмету понимают выборочную направленность психических процессов человека на определенные объекты и явления окружающего мира. Конечно, учеников учат не только потому, что им интересно. Учеба - это труд, который нуждается в большом напряжении сил. И все же стойкий интерес учеников к предмету идет из-за любопытства и любознательности и в значительной мере определяет успех учеников в обучении.

2. Учитель не только объясняет учебный материал, но и организует познавательную деятельность учеников. Начинается изложение материала из сообщения темы. Прежде всего нужно показать необходимость изучения темы и логику изучения каждого ее вопроса. Важно вызывать интерес к теме. Для этого можно привести интересные факты установления закона, показать опыты, какие ученики смогут объяснить в ходе рассмотрения темы, указать познавательные задачи, которые будут развязываться на уроке. Ведь осознание цели деятельности является необходимым условием какого-нибудь волевого действия.

Учитель должен не просто сообщить факты ученикам, а провести доказательное изложение познавательных задач, которые будут развязываться. К доказательным приемам изложения учебного материала относят выводы, полученные на основе опытов или теоретически, с использованием индукции, дедукции и аналогии. Суть индукции и дедукции можно выяснить сопоставлением их с эмпирическим и теоретическим уровнем познания.

Усвоению материала учениками способствует понимание ими принципов построения теорий, разной степени обобщений в физических законах (законы сохранения разных физических величин являются достаточно широкими обобщениями, закон Кулона является опытным законом и теоретического объяснения не имеет) и сути физических понятий.

Пониманию учениками материала и развития их мышления способствует систематическая и целеустремленная самостоятельная работа с учебником на уроках. В процессе овладения навыками работы с учебником выделяют четыре этапа.

I этап. Выработка начальных умений работы с учебником:

· вчитаться в текст;

· найти ответы на поставленные учителем вопросы;

· получить необходимую информацию из рисунков, таблиц, графиков;

· пользоваться содержанием учебника.

Для выработки указанных умений ученикам предлагаются контрольные вопросы по содержанию учебного материала в соответствии с каждым пунктом. Предлагаются тексты сравнительно простые, доступные для самостоятельной проработки на данном этапе.

II этап. Выработка умения выделять главную мысль в тексте с помощью планов обобщающего характера.

Примеры таких планов

Физическое явление

1. Признаки явления.

2. Условия, в которых наблюдается данное явление.

3. Суть явления, его объяснения на основе современных представлений.

4. Связь данного явления с другими явлениями.

5. Использование явления на практике.

Физическая величина

1. Какое свойство тел или явлений характеризует данная величина?

2. Определение величины.

3. Формула, которая выражает связь данной величины с другими величинами.

4. Единицы измерения.

5. Способы измерения величины.

Физический закон

1. Связь между какими величинами или явлениями выражает данный закон?

2. Формулирование закона.

3. Математическое выражение закона.

4. Опыты, которые подтверждают закон.

5. Пояснение закона на основе современных представлений.

6. Примеры применение закона на практике.

III этап. Закрепление умений определять тип текста, совокупность основных вопросов в нем, составления плана ответа по содержанию текста.

IV этап. Расширение умений самостоятельно работать над комбинированным текстом.

3. Понимание учениками учебного материала, что изучается, является лишь первой ступенькой в активизации познавательной деятельности и той базой, на основе которой применяются другие методы, что требуют большей самостоятельности учеников и рассчитанные на более основательное развитие их логического мышления. Рассмотрим некоторые из них.

Метод эвристической беседы.

Для развитию логического мышления учеников их нужно поставить в такие условия, чтобы они сами анализировали, проводили сравнение и синтез, заключали на основе индукции и дедукции и тому подобное. Это можно сделать при проведении урока методом беседы. Вопросы должны ставиться не на воссоздание учениками ранее усвоенных знаний, а должны быть рассчитаны на мышление учеников, на их аналитико-синтетическую деятельность, на получение вывода индуктивным или дедуктивным путем. Следовательно, главное не просто сама беседа, а какие вопросы будут ставиться ученикам.

Проведение урока методом эвристической беседы требует от учителя тщательной подготовки. Прежде всего нужно четко определить познавательные задачи урока и отметить те из них, которые будут решаться учениками путем собственной умственной деятельности в ходе беседы. Во-вторых, нужно выбрать объекты для анализа. При индуктивном приеме мышления - это результаты опытов, а при дедуктивном - теоретическая модель явления или процесса с использованием схем, рисунков или действующих моделей. При подготовке к уроку нужно выделить знания, которые будут необходимы ученикам для анализа объектов, которые рассматриваются.

Пример такой беседы есть в пособии Бугайова А.И, (4, с. 123-125).

Задания на сравнение и систематизацию материала:

Развитию логического мышления учеников способствуют задания на сравнение и систематизацию выученного материала. Ниже подана заполненная таблица результатов сравнения гравитационных и электромагнитных сил.

Общие свойства Различия
1. Силы центральные. 1. Разная физическая природа сил.
2. Одинаково изменяются с расстоянием. 2. Электромагнитные силы в раз больше, чем гравитационные.
3. Универсальные. 3. Гравитационные - силы притягивания.
4.Справедливые для точечных масс и зарядов. 4.Электромагнитные - силы отталкивания или притягивания.

Для систематизации знаний учеников из кинематики можно предложить ученикам заполнить такую таблицу

Вид движения Равномерный Равноускоренный
Определения    
Законы движения    
Признаки движения    
Условия осуществления    

Рассмотренными примерами возможные задания для учеников не исчерпываются.

Развитию мышления учеников способствуют экспериментальные работы при изучении нового материала, самостоятельное изучение нового материала за учебником, развязывание физических задач и тому подобное.

4. Теоретической основой проблемной учебы являются закономерности творческого познавательного процесса. Проблемное обучение как и творческий познавательный процесс осуществляется в три этапа.

Сутью первого этапа есть создание проблемной ситуации, ее анализ и подведение учеников к необходимости выяснения определенной проблемы.

На втором этапе учеников включают в активный поиск решения проблемы. Ученики выражают догадки и гипотезы относительно решения проблемы, которые в ходе обсуждения анализируются с тем, чтобы найти наиболее рациональные способы ее решения.

На третьем этапе выраженные догадки или гипотезы проверяются теоретически или экспериментально, делается вывод. В ходе решения исследуются некоторые стороны объекта или явления, которые изучаются. В результате такой деятельности ученики получают определенную систему знаний.

Иногда считают, что проблемное обучение начинается с постановки учебной проблемы. Это не так. Оно начинается из создания проблемной ситуации. Проблема (противоречие) существует объективно, независимо от субъекта, что ее изучает. Создание проблемной ситуации предусматривает привлечение ученика к такой деятельности, в результате которой оказываются факты, которые противоречат жизненному опыту ученика или системе знаний, которая у него создалась. Несоответствие, которое при этом возникает, побуждает ученика выяснить суть вопроса, выявить причину несоответствия.

Проблема возникает из анализа проблемной ситуации, из выяснения вопроса, что не так, что противоречит известному.

Следовательно, проблемная ситуация предусматривает привлечение ученика к ее решению, ее суть в субъективном психологическом состоянии, в переживании познавательных трудностей, которое сопровождается осознанием того, что истина где-то близко, чтобы ее найти нужно лишь подумать. Эта " близость" решения достаточно важна для организации проблемного обучения, потому что вопросы, ответы на которые лежат достаточно далеко, недоступны ученикам. Проблемная ситуация вызывает появление интереса к обучаемому вопросу, вовлекает ученика в активный познавательный поиск. Ввести ученика в проблемную ситуацию - означает натолкнуть его на противоречия.

На уроках физики для Создание проблемных ситуаций используют три типа противоречий:

· противоречия между жизненным опытом ученика и научными знаниями;

· противоречия процесса познания, они возникают между усвоенной системой знаний и новыми знаниями;

· противоречия самой объективной реальности.

Существуют разные способы создания проблемных ситуаций. Задание учителя заключается не в том, чтобы указать ученикам на противоречии, а в том, чтобы ученики сами их выяснили в ходе поисковой деятельности.

Главное задание учителя заключается в том, чтобы обеспечить активную деятельность учеников на всех этапах решения проблемы. Из разных путей решения проблемы больше всего активизируют деятельность и мышление учеников такие:

· проблемная беседа;

· частично-поисковые задания.

К частично-поисковым заданиям принадлежат: задание на предвидение результатов эксперимента, задание на планирование эксперимента, задание на предвидение принципов объяснения опытов, задание на предвидение новых последствий и тому подобное.

Вопросы для повторения: 11.1. Что понимают под активизацией учебно-познавательной деятельности учеников? Какая ее цель? 11.2. Какие уровни мышления школьников и в чем их суть? 11.3. Какие условия необходимы для активизации познавательной деятельности учеников? 11.4. Какие этапы обучения учеников работе с учебником? 11.5. Какова суть планов обобщающего характера? 11.6. Какие пути развития логического мышления учеников? 11.7. Что такое проблема и проблемная ситуация? 11.8. Как создаются проблемные ситуации? 11.9. Какие пути решения проблемы?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал