![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 13. Формы организации учебного процесса физики
Литература 16, с.343 - 377; 2, с.43 - 53; 12, с.67 - 73; 13, с. 60 - 68. 1. Качественная организация учебного процесса из физики определяет высокую эффективность учебного процесса. Правильный выбор тех или других организационных форм позволял реализовать основные задания учебно-воспитательного процесса. В практике работы учителей физики установилась определенная система форм организации учебного процесса: · уроки, · семинары, · конференции, · лекции, · практикумы, · экскурсии, · факультативы. Выбор той или другой формы организации осуществляется на основе" учета разных обстоятельств и условий: · тема занятия, · цель занятия, · возраст учеников, · квалификация учителя, · уровень развития учеников, · уровень оборудование кабинета. Поскольку задания учителя достаточно сложные и, как правило, имеют комплексный характер, то часто разные формы организации объединяются в пределах одной преобладающей формы (урок-экскурсия, семинар с практикумом и т.п.). Возможное объединение элементов разных форм. Частота применения разных форм организации не одинакова. Наиболее распространенной формой организации учебных занятий является урок. 2. Урок - это такая форма организации учебной работы, при которой учебный процесс ограничивается во времени (45 мин.), в территории (класс, кабинет), в объеме учебного материала (тематический план). В каждом уроке есть преобладающая дидактическая цель, которая определяет тип и структуру урока. Распространенная система классификации уроков: · урок изучение нового материала; · урок применение знаний на практике; · урок закрепление и повторение учебного материала; · урок контроля и учета знаний; · комбинированный урок. Правильный выбор типа урока способствует более эффективной реализации основной дидактической цели урока. Ориентировочная структура разных типов уроков 1. Урок изучение нового материала: o Вступительные упражнения учеников. Учитель выясняет степень готовности учеников к уроку. Ученики активизируют свои знания, необходимые для данного урока. o Актуализация знаний учеников, создание проблемной ситуации, необходимой для данного урока. o Исследование проблемы известными средствами. o Подведение итогов и формулировки выводов. o Упражнения на применение добытых знаний, закрепления знаний. o Домашнее задание. 2. Урок применение знаний на практике: o Вступительные упражнения. o Практические упражнения учеников из новой темы. o Обобщение. o Домашнее задание. 3. Урок закрепление и повторение учебного матеріалу: o Анализ отдельных физических явлений и законов за темой, что повторяется. o Рефераты или сообщение учеников. Обсуждение. o Обобщение. o Домашнее задание. 4. Урок контроля и учета знаний: o Краткое повторение для актуализации знаний учеников и инструктаж учителя. o Самостоятельное выполнение учениками контрольных заданий. o Оценка работы учеников. 5. Комбинированый урок: o Проверка домашнего задания. o Актуализация опорных знаний учеников. o Подача нового материала. o Закрепление o Домашнее задание. Последним временем очень вырос интерес учителей к новым организационным формам и структурам уроков. Движение учителей-новаторов возник именно на этой основе. Появились новые типы уроков, основное задание которых - активизация познавательной деятельности учеников: · уроки погружение, · уроки взаимообучение, · уроки " деловые игры", · уроки - соревнование, · уроки - консультации, · уроки творчества учеников, · уроки - сочинения, · компьютерные уроки. · физические аукционы и т.п. В приведенной типизации уроков тяжело найти определенный геренарализирующий признак. В ней отображено лишь то, что считается в этом уроке новаторским. Все наработки учителей-новаторов нуждаются в детальной проработке и обобщении. Не исключено, что большинство из этих уроков можно описать в соответствии с существующей системой классификации и дидактических правил. 3. В системе работы учителей физики используются также организационные формы, которые не имеют признаков уроков. Они увеличивают возможности учителя для маневра, расширения арсенала учебной работы. · Семинары. Ученики готовятся за предварительно составленным планом, прорабатывая разные литературные источники. На занятии они имеют возможность не только выложить суть того или другого вопроса, но и сопоставить изложение его в разных статьях, выразить свои мнения и взгляды. Это содействует развитию интеллектуального потенциала учеников, формированию умений и навыков работы с литературными источниками. · Конференции. Форма, похожая с семинарами, но существенно отличная своей массовостью и широтой проблемы. Конференция готовится предварительно за сложенным учителем планом. Одновременно ведется агитационная работа, выпускаются информационные материалы. · Практикумы. · Экскурсии. См. соответствующие лекции. · Факультативы. Совпадение названий некоторых форм организации и методов учебы свидетельствует о необходимости последующего более глубокого изучения этого вопроса.
|