Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 13. Формы организации учебного процесса физики






 

План 1. Основные формы организации учебных занятий из физики. 2. Урок - основная форма организации учебных занятий. 3. Методика проведения других форм организации.

Литература

16, с.343 - 377; 2, с.43 - 53; 12, с.67 - 73; 13, с. 60 - 68.

1. Качественная организация учебного процесса из физики определяет высокую эффективность учебного процесса. Правильный выбор тех или других организационных форм позволял реализовать основные задания учебно-воспитательного процесса.

В практике работы учителей физики установилась определенная система форм организации учебного процесса:

· уроки,

· семинары,

· конференции,

· лекции,

· практикумы,

· экскурсии,

· факультативы.

Выбор той или другой формы организации осуществляется на основе" учета разных обстоятельств и условий:

· тема занятия,

· цель занятия,

· возраст учеников,

· квалификация учителя,

· уровень развития учеников,

· уровень оборудование кабинета.

Поскольку задания учителя достаточно сложные и, как правило, имеют комплексный характер, то часто разные формы организации объединяются в пределах одной преобладающей формы (урок-экскурсия, семинар с практикумом и т.п.). Возможное объединение элементов разных форм. Частота применения разных форм организации не одинакова. Наиболее распространенной формой организации учебных занятий является урок.

2. Урок - это такая форма организации учебной работы, при которой учебный процесс ограничивается во времени (45 мин.), в территории (класс, кабинет), в объеме учебного материала (тематический план).

В каждом уроке есть преобладающая дидактическая цель, которая определяет тип и структуру урока.

Распространенная система классификации уроков:

· урок изучение нового материала;

· урок применение знаний на практике;

· урок закрепление и повторение учебного материала;

· урок контроля и учета знаний;

· комбинированный урок.

Правильный выбор типа урока способствует более эффективной реализации основной дидактической цели урока.

Ориентировочная структура разных типов уроков

1. Урок изучение нового материала:

o Вступительные упражнения учеников. Учитель выясняет степень готовности учеников к уроку. Ученики активизируют свои знания, необходимые для данного урока.

o Актуализация знаний учеников, создание проблемной ситуации, необходимой для данного урока.

o Исследование проблемы известными средствами.

o Подведение итогов и формулировки выводов.

o Упражнения на применение добытых знаний, закрепления знаний.

o Домашнее задание.

2. Урок применение знаний на практике:

o Вступительные упражнения.

o Практические упражнения учеников из новой темы.

o Обобщение.

o Домашнее задание.

3. Урок закрепление и повторение учебного матеріалу:

o Анализ отдельных физических явлений и законов за темой, что повторяется.

o Рефераты или сообщение учеников. Обсуждение.

o Обобщение.

o Домашнее задание.

4. Урок контроля и учета знаний:

o Краткое повторение для актуализации знаний учеников и инструктаж учителя.

o Самостоятельное выполнение учениками контрольных заданий.

o Оценка работы учеников.

5. Комбинированый урок:

o Проверка домашнего задания.

o Актуализация опорных знаний учеников.

o Подача нового материала.

o Закрепление

o Домашнее задание.

Последним временем очень вырос интерес учителей к новым организационным формам и структурам уроков. Движение учителей-новаторов возник именно на этой основе.

Появились новые типы уроков, основное задание которых - активизация познавательной деятельности учеников:

· уроки погружение,

· уроки взаимообучение,

· уроки " деловые игры",

· уроки - соревнование,

· уроки - консультации,

· уроки творчества учеников,

· уроки - сочинения,

· компьютерные уроки.

· физические аукционы и т.п.

В приведенной типизации уроков тяжело найти определенный геренарализирующий признак. В ней отображено лишь то, что считается в этом уроке новаторским. Все наработки учителей-новаторов нуждаются в детальной проработке и обобщении. Не исключено, что большинство из этих уроков можно описать в соответствии с существующей системой классификации и дидактических правил.

3. В системе работы учителей физики используются также организационные формы, которые не имеют признаков уроков. Они увеличивают возможности учителя для маневра, расширения арсенала учебной работы.

· Семинары. Ученики готовятся за предварительно составленным планом, прорабатывая разные литературные источники. На занятии они имеют возможность не только выложить суть того или другого вопроса, но и сопоставить изложение его в разных статьях, выразить свои мнения и взгляды. Это содействует развитию интеллектуального потенциала учеников, формированию умений и навыков работы с литературными источниками.

· Конференции. Форма, похожая с семинарами, но существенно отличная своей массовостью и широтой проблемы. Конференция готовится предварительно за сложенным учителем планом. Одновременно ведется агитационная работа, выпускаются информационные материалы.

· Практикумы.

· Экскурсии. См. соответствующие лекции.

· Факультативы.

Совпадение названий некоторых форм организации и методов учебы свидетельствует о необходимости последующего более глубокого изучения этого вопроса.

Вопросы для повторения: 13.1. Какие формы организации учебных занятий применяются в современной школе? 13.2. Чем определяется форма организации учебы? 13.3. Какие основные типы уроков? 13.4. Какая структура комбинированного урока? 13.5. Что общего и отличного в организации и методике проведения семинаров и конференций? 13.6. Какие мотивы и результаты работы учителей-новаторов?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал