![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль в менеджменте: сущность и характеристика форм и методов контроля
Контроль - одна из важнейших функций менеджмента. Контроль - проверка чего-либо - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает цели. Основная задача контроля " создание условий для. устойчивости той или иной системы. Контроль представляет собой функцию менеджмента, а, следовательно, проявляется как непрерывные процесс управления. В связи с этим любом руководитель должен поставить дело таким образом, чтобы работники воспринимали процедуру контроля как само собой разумевшееся действие, по сути дела, на имеющее ни начала, ни конца. Во все случаях контролируются обычно три веди: I/ сроки выполнивши решения, 2/ объем выполнения решения, З/ сущность - содержание самого выполнения решения. Бывает сроки выполнены, а по содержанию работа не выполнена, или, наоборот, сроки нарушены ради содержания и т.д. Методические посылки контроля заключаются в том, что проверяется как выполняется решение; как реагируют на принятое решение подчиненные; в чем суть отклонении, которые допускаются работниками. Ни в коей случае нельзя исходить из такого положения, что контролировать надо абсолютно всех. руководитель должен выявить причины отклонения, выбрать способ и метод корректировки поведения и оценивать определенным способом действия подчиненных. Теоретически существуют три вида контроля: I/ предупредительный. /предварительный/ - здесь проверяются человеческие, мате реальные, финансовые ресурсы, их наличие, оценивается их качество и т.д; 2/ текущий - осуществляется в ходе проведения работы по выполнению решения, уточняется нес судимость корректировки самого решения или процесса выполнения; З/ финишным /заключительный/ - осуществляется в ходе ведения рабе после завершения работы. Информация по итогам выполнения решения служит базой для будущих решений и оценки реальности плановых задании. Задачи контроля: - сбор и систематизация информации о фактическом со стоянии деятельности и ее результатах (функция - учет); - оценка состояния и значимости полученных результате» деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка); - анализ причин отклонений и дестабилизирующих факта ров, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ) - прогнозирование последствий сложившейся ситуации иI обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий. По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле. Виды и формы контроля и регулирования Система контроля в организации должна предусматривать осуществление различных видов контрольной деятельности. Эффективная система контроля характеризуется: - стратегической направленностью; - ориентацией на результаты; - соответствием контролируемому виду деятельности; - своевременностью (нужная информация нужным людям До того, как произойдет кризис) и гибкостью; - экономичностью и простотой. Характеристика основных видов контрольной деятельности
По форме осуществления контроль может быть: Внутренний Система контроля организуется предприятием самостоятельно Внешний контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.п. В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования: Реактивное регулирование Осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов Упреждающее регулирование Проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей В процессе контроля и регулирования выделяются три этапа, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер: • выработка стандартов и критериев; • сопоставление фактических результатов с ожидаемыми; • принятие корректирующих мер. Первый этап процесса контроля непосредственно связан с функцией планирования. На этом этапе устанавливаются стандарты и критерии оценки деятельности объекта управления, которые определяются при планировании. Стандарты, используемые для контроля, отражаются в форме плановых заданий, нормативов, показателей и выбираются из целей и стратегий развития объекта управления и его основных областей. Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении фактически достигнутых результатов функционирования объекта управления с установленными стандартами. На этом этапе определяются интервалы допустимых отклонений от установленных стандартов, измеряются фактически достигнутые результаты и выявляются существенные отклонения, требующие принятия корректирующих мер. На третьем этапе анализируются причины возникновения отклонений и выбирается один из трех вариантов поведения: ничего не предпринимать; устранить отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы; пересмотреть стандарты.
|