Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системы трудового и производственного обучения
То, как изучаются составляющие трудового процесса (трудовые движения, рабочие приемы и трудовые операции), что берется за объект изучения, в какой последовательности, в какой связи они изучаются и представляет собой систему обучения.
Известны следующие системы обучения:
- Предметная система производственного обучения
- Операционная система обучения
- Операционно-предметная система обучения
- Моторно-тренировочная система
- Операционно-комплексная система
- Конструкторско-технологическая система
- Проблемно-аналитическая
Характеристика предметной системы
- Вначале устанавливается перечень изделий, которые должен уметь изготавливать работник данного вида труда.
- Затем устанавливается последовательность их изготовления с постепенным переходом ко все более сложным работам.
- Ученик учился выполнять все виды работ, характерные для данного вида труда.
- Процесс производства не расчленялся в дидактическом плане на отдельные операции. Ученик старался лишь копировать движения и другие трудовые действия мастера.
Характеристика операционной системы
- Вначале выделяются трудовые операции, которые составляют основное содержание трудовых процессов.
- Их изучение выстраивается в определенную технологическую последовательность.
- Овладение трудовыми операциями осуществляется на основе изготовления специальных учебных моделей.
- После усвоения учащимися всех основных трудовых операций, они переходят к изготовлению изделий.
Т.о., ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия состоит в основном из одних и тех же операций. Разница состоит лишь в их последовательности.
Характеристики операционно-предметной системы
- В производственном обучении ремеслу, после предварительного изучения приемов и операций, необходимо обратить особое внимание на усвоение учащимися наиболее типичных для производственной деятельности по данной специальности комбинаций приемов и операций.
- Система предполагает предварительный отбор объектов труда таким образом, чтобы при их выполнении постепенно изучались и осваивались все операции, присущие данному виду труда.
В средней школе операционно-предметная системы применяется при овладении умениями и навыками выполнения следующих операций: пиление, строгание, точение древесины; рубка, пиление, опиливание и точение металла; ручные работы при обработке ткани, выполнение машинных строчек.
|