Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолингвистический анализ речи.






Психолингвистический анализ речи предполагает: 1) изучение психологических особенностей личности; 2) изучение психического состояния. Сначала анализируются различные языковые уровни, затем делаются выводы о психологических особенностях личности и ее психическом состоянии.

1. Психологические особенности говорящего включают в себя следующую характеристику.

1.1. Темперамент.

Темперамент – это биологическая характеристика человека по соотношению возбуждения и торможения.

Типы темпераментов:

1) Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
2) Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
3) Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
4) Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать срыв, растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

1. 2. Характер.

Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Это социологическая характеристика человека.

В характере различают следующие основные качества:

1) Моральная воспитанность характеризует человека со стороны его отношений, формы поведения как моральную или аморальную личность.

2) Разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

3) Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. На этом основании различаются цельные и противоречивые натуры.

4) По направленности на внешний или внутренний мир различаются экстраверты и интроверты. Экстраверт — открытый, прямой человек, всем понятный, активный и чрезвычайно общительный, имеющий много друзей и знакомых, он не любит одиночества, любит путешествовать, мало интересуется своим здоровьем, старается взять от жизни всё, что только возможно. Он, как правило, становится душой компании, любит рассказывать анекдоты, является инициатором различных вечеринок и встреч, в повседневной жизни ориентируется на обстоятельства, а не на субъективное мнение. Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности, он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе.

5) Сила воли. Человек с сильной волей отличается большей самостоятельностью, решительностью и настойчивостью в достижении целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью.

6) Сдержанность. Сдержанный человек, в отличие от несдержанного, умеет управлять своими эмоциями.

7) По акцентуации характера выделяются демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый типы. Акцентуация характера — это проблемные особенности характера, крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены.

Демонстративный тип отличается показным, преувеличенным выражением эмоций. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

Педантичный характер долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия. В то же время, педантичному характеру свойственны пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов.

Застревающий тип характера. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Эти аффекты могут не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

Возбудимый тип отличается импульсивностью действий и неконтролируемостью побуждений и влечений. То, что подсказывается разумом, зачастую не принимается во внимание, зато всецело довлеют над поведением инстинкты, влечения, побуждения. Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-нибудь им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в ссору, грубят, агрессивно швыряют что-либо, подают заявление об увольнении, сорят ругательствами. Если им не удается «сильно отреагировать», то они все равно ищут способы «разрядиться»: стучат кулаками по столу, рвут и разбрасывают свои деловые бумаги, выбегают из дому. Любая мелочь способна вызвать у возбудимого типа состояние аффекта. Возбудимый тип осуждает свое недостойное поведение, но не может держать себя в руках. Он прилагает много стараний, чтобы стать сдержанным.

Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

1. 3. Интеллектуальность.

Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих способность человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Французский психолог Жан Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, то есть умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей: 1) с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке; 2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями; 3) с ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением. Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации, третий — в качестве генераторов идей.

1.4. Самооценка.

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

2. Психическое состояние говорящего.

2.1. Эмоциональность.

Эмоции возникают и действуют помимо воли и желания человека. Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

1) Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения.

2) Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

3) Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям.

4) Настроения — длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира.

2.2. Психические болезни.

При психических болезнях нарушается отражение объективной реальности, изменяются самосознание, отношение к окружающему и поведение. Согласно принятой номенклатуре болезней, различают три основные вида психических болезней: психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.), пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии и другие заболевания непсихотического характера, в частности наркомания), умственная отсталость (олигофрения).
Психологические особенности личности проявляются в речи на фонетическом, паралингвистическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом уровнях и в таких характеристиках речи, как инициативность речи, спонтанность, направленность внимания на содержание, выразительность речи.
1. Фонетический уровень.

Речь сангвиника обычно бойкая, громкая и выразительная, с правильными интонациями и ударениями, поэтому в речи нет непредвиденных пауз (хезитаций), которые возникают у человека при подборе слов для ответа. Речевые реакции образуются быстро, речь быстрая, уравновешенная и плавная. Интонации, как правило, спокойные, уверенные или радостные. Иногда в голосе звучат приказные нотки. Высказывания длинные, почти без пауз.

Речь холерика громкая, грубоватая, часто начинается на более низком тоне, чем заканчивается. Скорость речи – быстрая, но неровная. Обладает речью со сбивчивыми интонациями. Наличие пауз невелико, но нормативность речи низкая. Это объясняется часто необдуманностью реплик. Свойственны перепады темпа речи, усиление и ослабление интонации. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие.

Речь флегматика медленная, спокойная, равномерная, без резко выраженных эмоций. Наличие пауз-хезитаций относительно невелико, что объясняется подготовленностью, продуманностью реплик, наличием стратегии в речевой деятельности. Молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные.

Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, количество пауз-хезитаций больше, чем у флегматика. Скорость речи – медленная. Голос звучит тихо, монотонно, интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации – резкие, подчеркнуто эмоциональные.

У демонстративной личности интонации мелодичные с широким диапазоном, чуть ли не от баса до колоратурного сопрано. Она может произвольно замедлять и ускорять темп речи. Речь певучая, слова произносятся плавно. Нет прерывистости, а если она и появляется, то намеренно, чтобы показать волнение. Речь складная. Модуляции и темпо-ритм речи могут быть гипертрофированы, но практически всегда адекватны содержанию высказываний. Интонации или трагические, с надрывом, или откровенно клоунские (в зависимости от темы беседы). Иногда проявляется вальяжная или ироничная интонация. Дикция прекрасная, все буквы выговариваются, все внятно, членораздельно.

Педантичный характер говорит связно, членораздельно, внятно, чеканя слова и фразы. Обычно у него хорошая дикция, без картавости, без каши во рту. Голос не тихий, но и не громовой, отчетливо слышный. Интонации — «в пределах нормы». То есть модуляции есть, но не слишком резкие.

У застревающего характера обычно хорошая дикция, если даже есть какие-то дефекты произношения, речь внятная, членораздельная. Голос чаще громкий, слышный на всю округу. Речь часто или торопливая, или замедленная. У них бывает картавость или другие не очень выраженные дизартрические явления. Это вплетается в их комплекс неполноценности.

У возбудимого характера речь замедленная, заторможенная.

На фонетическом уровне может отражаться эмоциональное состояние говорящего. Эмоции изменяют динамику голоса говорящего: высоту голоса, тембр, темп, паузы в речи. Появляется эллипсисы - выпадение звуков, слогов, слов. Изменяется интонация. Возникают речевые сбои: отрывы фраз, оговорки, заикание. Фонетические признаки, которые могут отсутствовать в нормальном состоянии, появляются в состоянии эмоционального возбуждения: диалектные черты, иноязычный акцент.

2. Паралингвистический уровень.

Психологами признан тот факт, что речь сангвиника и холерика всегда эмоциональна и сопровождается жестикуляцией и выразительной мимикой. У холерика особенно энергичная жестикуляция, в речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний. Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, сдержанны. Флегматик отличается медленными, немногочисленными движениями, редкими, плавными, невыразительными жестами. Нерешительность меланхолика проявляется в невыразительной мимике и жестах.

У демонстративных личностей мимика – богатая, жесты – широкие, патетические. Каждый жест – словно законченное театральное действие. Демонстративный тип поясняет смысл сказанного жестами и мимикой: «И дольней лозы прозябанье...». И он показывает жестами, какая она тонкая, одинокая и несчастная. Жесты тоже плавные, пластичные, мелодичные, как и все его движения.

Внутренняя неуверенность, смущение, боязливость выражаются в движении руками, закрывающими часть лица, покраснении, прерывистом голосе, поиске предметов руками (чтобы можно было что-то вертеть, крутить, держать). О внутренней неуверенности свидетельствуют также закрытые позы, отворачивание лица, поворот туловища, ног и рук от собеседника, замедление темпа движения, потеря интереса к разговору, демонстративно ленивая поза, ритмичное постукивание пальцами по столу, смена позы в сторону отстраненной, замедление жестикуляции и речи.

О внутреннем беспокойстве, нервозности, нервном напряжении свидетельствуют ритмичные движения пальцев рук, часто с очень малой амплитудой, нарушение движения повторяющегося характера, ерзание на стуле, непрерывное постукивание пальцами, вращение в руках разных предметов — часов, сигаретной пачки, очков и так далее.

Если рассматривать формы движения, то можно отметить, что прямолинейность, сдержанность движений характеризуют холодность, расчетливость, авторитарность натуры. Неупорядоченные, резкие движения говорят о возбужденности, раздражимости, нервозности. Твердые, деревянные, марионеточные — о закрытой, раздвоенной, заторможенной личности. Закругленность движений характеризует богатство эмоций, беззаботное отношение к миру.

3. Морфологический уровень.

У сангвиника и холерика, характеризующихся высоким уровнем психической активности, выявляется употребление эмоциональных междометий, выражающих чувства радости, печали, удивления и так далее. Поскольку энергичные и разговорчивые сангвиник и холерик как правило доминируют в общении над меланхоликом и флегматиком, и являются лидерами, то использование в их речи повелительного наклонения отмечает желание руководить, быть в центре внимания. Если сангвиники и холерики и употребляют в своей речи прилагательные, то чаще в превосходной степени, выражая этим свой оптимизм и энергию.

Демонстративные люди любят долгие беседы с использованием множества прилагательных, наречий, причастий и деепричастий.
Педантичный человек более других частей речи предпочитает существительные и глаголы.

Психологические особенности человека можно выявить при анализе глагольных форм в речи. Об одном и том же событии можно говорить, как бы помещая его в различные точки на оси субъективного времени. О давно прошедших событиях можно рассказывать так, как если бы они разворачива­лись в настоящее время у нас перед глазами (в этом случае используется обычно настоящее время глагола). Например: «И вот иду я и встречаю его...». А можно — используя прошедшее время или сослагательное наклонение. Так одно и то же событие получает разную психологическую окраску и звучание. Например: «И тогда мне встретился он...», сказанное о том же событии, окрашивается двумя новыми переживаниями — ощущением того, что это уже было в прошлом и переживанием зависимости от внешних обстоятельств (возвратная форма глагола).

Люди, которые склонны постоянно использовать глаголы в прошедшем времени, говоря о текущей ситуации, обычно имеют сниженный фон на­строения и бессознательную регрессивную ориентацию. Можно сказать, что в их душе живет постоянно неудовлетворенное желание возвратить то, что уже ушло. Но поскольку прошлое никогда в точности не повторяет себя в настоящем, то оснований для разочарования в их жизни предостаточно.

Люди, в речи которых доминирует будущее время и сослагательное на­клонение, бессознательно стремятся уйти от трудностей настоящего момен­та, в котором они испытывают свою нереализованность, и склонны воспри­нимать себя как обусловленных исключительно внешними обстоятельства­ми. Тенденции к отрыву от настоящего момента характерна для тех, кто переживает жизненные трудности и неуверен в себе.

Фразы типа «когда я закончу институт, то у меня будет время подумать о своем подлинном призвании» и «если бы я в свое время закончил институт, то смог бы найти свое призвание», несмотря на расположение в разных временах, имеют общую черту. Это — склонность «обставлять» условиями размышления о своей жизненной задаче.

Сослагательное наклонение, включающее выражение типа «если бы...», говорит само за себя и подразумевает низкую автономию личности, ее зави­симость от внешних условий при принятии решений.

Преобладание безличной и возвратной форм глагола («со мной случилось...», «думается, что...», «мне пришлось...» и т.д.) характерно для людей, которые не чувствуют себя хозяевами своей жизни, она как бы «случается» с ними, и они плывут по ее течению, посто­янно нуждаясь во внешней поддержке и опоре.

Высокая частота в речи повелительного наклонения глаголов, неважно о ком это говорится — о себе или другом, свидетельствует о тенден­ции к доминированию и самоподавлению («возьмись-ка ты за ум», «и тут я сказал себе: встань на час раньше и больше успеешь сделать»). Такие люди имеют трудности с самоконтролем, что еще больше усиливает их тенденции к самоподавлению. Последнее легко объяснимо: ведь если единственная фор­ма саморегуляции — это самоприказ, то не исключены вспышки подавленных эмоций.

Бывает, что человек использует одну глагольную форму, говоря об одной сфере жизни, и совершенно другую — рассказывая об иной. Например, говоря о своей работе, пациент использует формы «я предпринял...», «Я решил...», «я разрабатываю...», а говоря о своей семье — «мне пришлось...», «я столкнулся с...», «мне кажется, что...». Такие различия демонстрируют противоположные установки по отношению к этим сферам жизни.

Активная и сознательная жизненная позиция проявляет себя в исполь­зовании человеком глаголов настоящего времени. Надо сказать, что речь, построенная таким образом, обладает и наибольшей силой убедительности. Основные правила интерпретации доминирующих в речи глагольных форм обобщены в таблице 1.

Глаголы несовершенного вида отражают состояние, а совершенного вида – результат. Если, например, в разговоре о прошлом человек использует больше глаголов совершенного вида, а в разговоре о будущем – глаголов несовершенного вида, то это свидетельствует о том, что категория " результат" связана исключительно с категорией " прошлое", он видит свои достижения в прошлом, а " будущее" для говорящего связано с категорией " состояние" (то есть нерезультативно). Говорящий видит будущее достаточно статично, не точно представляя себе, чем он будет заниматься.

Если глаголы и глагольные формы выражают действие, то личные мес­тоимения и существительные — его субъект или объект. Люди, которые часто используют личные местоимения первого лица («я», «мне», «мое» и т.д.), имеют выраженное чувство субъектности своей деятельности, адекват­ное ощущение границ собственного «Я». Значительная частота употребления местоимения " я" свидетельствует об эгоцентризме, желании подчеркнуть значимость своей личности или своей собственной деятельности.

 

Таблица1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ В РЕЧИ

 

Доминирование в речи глагольных форм, описывающих действия или переживания Психологическая интерпретация
Прошедшее время Регрессивные тенденции, депрессия
Будущее время и сослагательное наклоне­ние Чувство нереализованности, зависимость от внешних условий, низкая автономия
Настоящее время Психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности
Безличная и возвратная форма Чувство зависимости от внешних обстоя­тельств, потеря субъектности, безынициативность
Повелительное наклонение Репрессивные и аутопрессивные тенден­ции, потребность в доминировании, труд­ности самоконтроля

 

Преобладание в речи местоимений второго и третьего лица и прямой речи по типу «я ему говорю — ты должен меня слушаться, а он мне говорит — ты ничего в этом не понимаешь» и т.п., свидетельствует о тенден­циях к делегированию ответственности на других и приписывание им вины, низком уровне рефлексии и манипулятивных устремлениях.

Отсутствие местоимений первого лица характерно подчас для речи под­ростков, которые чувствуют, что окружающие обращают внимание только на их действия, но не на их мотивы. Такая речь обычно раздражает взрослых, поскольку они интуитивно чувствуют, что их ребенок не признает ответст­венности за свои поступки. Например, на вопрос «как ты вчера провел время?» подросток отвечает: «Ну как? Пошли на дискотеку, там постояли, поговорили, короче, потом гулять пошли».

Заметим, что подмена «я» на «мы» (часто подразумеваемая, как в данном примере) свидетельствует о тенденциях, с одной стороны, «закрыться» от расспросов, а, с другой стороны, перекладывания ответственности на груп­пу, конформизме.

Преобладание существительных при рассказе о своих эмоциональных состо­яниях говорит об утрате временной перспективы и ригидной фиксации на своем состоянии. Например, человек заявляет не «я часто тревожусь» или «мне страшно», а «у меня высокая тревожность». Так человек превращает состояние в вещь или объект, который овладевает им.

Избыток прилагательных, часто неоправданный, говорит о демонстра­тивности, повышенной эмоциональности, низкой способности к обобще­нию и ситуативности реакций.

Избыток наречий свидетельствует о возведении частностей в закон и стремлении упростить реальность при слабой дифференцированности вос­приятия.

В таблице 2 обобщены интерпретации преобладания в рассказе пациента тех или иных частей речи.

 

Таблица 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ В РЕЧИ

 

Части речи Психологическая интерпретация
    Преобладание Недостаток или отсутствие
Личные местоимения первого лица Чувство субъектности, отно­шение к ответственности определяется по глаголу Недоверие к личному опы­ту, конформизм, тревож­ность
Личные местоимения второго и третьего лица Делегирование ответствен­ности, манипулятивные тенденции, приписывание вины, неспособность к от­странению, низкая рефлексия при частом ис­пользовании прямой речи
Существительные Ригидность, фиксация на своем состоянии, наруше­ние временной перспективы Утрата субъектности, низ­кая ответственность
Прилагательные Эмоциональность, демон­стративность Слабая дифференцированность восприятия
Наречия Возведение частностей в закон, самоотчуждение, ригидность Низкая способность к обобщению, ситуативность

 

4. Лексический уровень.

Сангвиники и особенно холерики активно используют эмотивную и оценочную лексику. Холерики часто употребляют ругательства. Лексика флегматиков чаще всего нейтральная, без коннотаций. Лексика меланхоликов имеет характерные особенности в семантике, они используют слова, выражающие грусть, тревогу, переживания, неуверенность.

Демонстративный характер иногда, когда хочет показать свою причастность к некой элите, может специально употреблять непонятную большинству терминологию, в чем проявляется своего рода кокетство. «Вы имеете в виду псевдогаллюцинации в составе синдрома Кандинского— Клерамбо или гипнопомпические галлюцинации аш-игрековой природы?». У педантичного характера ключевые слова и ведущие мотивы — «контроль» и «должен». Лексика застревающего характера отражает их зацикленность на какой-либо эмоции. У возбудимого характера, в зависимости от настроения, лексика или с крайне положительной, или с крайне отрицательной коннотацией.

В состоянии эмоциональной напряженности уменьшается словарное разнообразие речи. Отбираются наиболее привычные языковые единицы. Эмоции искажают обычные ассоциативные связи, замыкая их вокруг аффективной области. Появляются парафазии - грубое искажение слов, замена близкими по смыслу и звучанию. Эмоциональная окрашенность выражается в увеличении количества слов, обозначающих действие, появляются слова с четкой положительной или отрицательной коннотацией и слова, выражающие состояние, и эмоционально-оценочное отношение индивида к объектам. Нарушается смысловая сочетаемость слов. В речи появляется избыточная информация, употребляются слова-заменители названий соответствующих предметов, событий («это самое», «эта штука» и др.).

5. Синтаксический уровень.

Сангвиник и холерик употребляют, как правило, простые предложения, так как обладают повышенной психической активностью и быстрой скоростью мыслительной деятельности. Эмоциональность сангвиника и холерика маркируется в текстах предложениями с восклицательным знаком. Характерные фразы, присущие холерикам: «Короче!», «Ближе к делу!», «Давайте быстро, что там у вас?», «Не тяните резину!». Фразы, присущие флегматикам: «Хочу видеть полный список ваших клиентов», «Дайте мне информацию в письменном виде», «Покажите сертификаты», «Докажите…», «Подтвердите…». Фразы, присущие меланхоликам: «Что бы вы сделали на моем месте?», «Что-то я не до конца уверен…», «А что обычно выбирают ваши клиенты?», «Что мне больше подойдет?», «Как-то мне тревожно….»

Демонстративный характер может злоупотреблять вводными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, скобками, сносками просто ради кокетства (вот, дескать, смотрите, как витиевато). Педантичный характер использует вводные слова и предложения, подчеркивающие ход его рассуждений. У застревающего характера предложения могут быть длинными и состоять из нескольких частей, логически связанных между собой. Он может злоупотреблять вводными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, скобками, сносками. Это обусловлено отчасти завышенной самооценкой: каждый поворот мысли, каждая деталь кажутся ему важными для читателя. Возбудимому характеру свойственно употребление предложений, состоящих из одного слова, эллипсов.

При эмоциональной напряженности наблюдаются неполные предложения, изменяется порядок слов в предложении (он чаще обратный, чем прямой), ошибки грамматического согласования.

5. Инициативность.

У сангвиника речь характеризуется преобладанием инициативных реплик.

Язык, на котором разговаривает холерик, - это язык силы и принуждения. Он не любит просить, любит заставлять, вынуждать, требовать и, соответственно, и ожидает к себе такого же отношения. Он плохо понимает вежливые просьбы и нытье и уважает сильных людей. Он предпочтет грубое обращение вежливому рассусоливанию. Если разговор с ним начинается с открытого давления или в резком тоне, то последует незамедлительная мощная ответная реакция. Легко включается в разговор, часто обращается к партнеру.

Флегматик не инициативен, предпочитает ответные реплики. Долго думает, прежде чем ответить. В разговор включается с трудом.

У меланхолика ответные реплики в диалоге в значительной степени преобладают над инициативными. Он с трудом вступает в общение, ему очень трудно инициировать разговор, он молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами.

Демонстративные личности нередко перебивают собеседников, себя же перебить не позволяют, а если кто-то пытается это сделать, они форсируют голос, ускоряют речь.

Педантичный характер перебить себя не дает, но и сам редко перебивает. У педантичной личности и здесь довлеет самодисциплина.

Застревающий характер говорит убежденно и убедительно, с напором. Часто перебивает собеседника, но себя перебить не дает. Если его пытаются перебить, он форсирует голос, ускоряет темп. Застревающему типу свойственна самодостаточность с пренебрежением к высказываниям других. Он не говорит, он изрекает.

6. Спонтанность.

Сангвиник говорит чаще всего спонтанно, импровизирует. Не любит однотипные речевые ситуации. На вопросы собеседника отвечает легко, живо.

Холерик так же говорит чаще всего спонтанно, но не всегда последовательно. Предпочитает речевые ситуации, которые вызывают у него интерес, в противном случае может отказаться участвовать в них. На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь, в телеграфном стиле.

Флегматик предпочитает подготовленную речь, в диалоге стремится воспроизводить свои реплики на письме.

Речевая деятельность меланхолика отличается преобладанием подготовительных действий, то есть время, затрачиваемое на составление диалога, увеличивается. Предпочитает материализовать устные реплики на письме.

Педантичный характер предпочитает письменное изложение устному.

7. Направленность внимания говорящего на содержание речи.

У сангвиника направленность внимания на содержание речи выше, чем у холерика, но ниже, чем у флегматика и меланхолика.

Холериков иногда «заносит» - они могут впасть в неоправданную экзальтацию или перейти всякие границы в своих высказываниях, при этом аргументация в их речах может быть слабой. Реплики холерика развернуты, но не всегда обладают завершенностью, что объясняется непродуманностью этих реплик. Их логичность и последовательность относительно высокая, характеризуется высокой степенью убедительности и доказательности. Однако, рассчитывая на внушение, которое достигается иррациональным способом – например, силой голоса, эмоциональностью речи, личным авторитетом – они иногда забывают о логичности и доказательности своих убеждающих речей.

У флегматиков речь отличается подготовленностью, продуманностью реплик, наличием стратегии в речевой деятельности. Это предполагает увеличение времени на составление диалога. Направленность внимания на содержание речи высокая. Реплики не всегда развернуты, но характеризуются завершенностью, логичностью, убедительностью. В речах флегматик спокойно обосновывает свое мнение. Ему нравятся рациональные и логические способы доказательства, он вряд ли станет бить кулаком по столу, горячиться и взывать к слушателям.

У меланхолика направленность внимания на содержание диалога высокая. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Но, вследствие неуверенности меланхолика, его речевая деятельность теряет свою логичность и убедительность в новых неожиданных ситуациях.

Демонстративный характер может и старается говорить понятно, умеет донести до слушателя свою мысль. Речевое оформление мыслей достаточно четкое, понятное. Он хорошо структурирует свои устные высказывания если и не по принципу «первое — второе — третье», то все же разные аспекты мысли подчеркиваются хотя бы голосом.

Речь педантичного характера четкая, с достаточно подробным описанием того, о чем идет разговор. Педантичный характер требует большой дотошности и глубокой проработки проблемы. Говорит понятно, последовательно, хорошо структурирует свои устные высказывания по принципу «первое — второе — третье».

Речь застревающего характера в основном понятная, он доносит мысль. Речевое оформление мысли достаточно четкое и понятное. Но он хуже, чем другие, структурирует свои устные высказывания. Менее аккуратно излагает свои мысли.

У возбудимого характера мысли часто упорно и непродуктивно кружатся вокруг какой-то побочной темы, переключиться на главное нелегко.

В ситуации эмоциональной напряженности утрачивается чистота сообщения. Нарушается способность логически и четко изложить свою мысль, точно передать информацию, наблюдается нечеткость (размытость) изложения, нарушение логической последовательности изложения (сбои логики изложения).

8. Выразительность речи.

Часто то, что произносится холериком, имеет эмоциональную окраску. Из уст холерика вместо обычного «сегодня холодно», прозвучит «сегодня черт знает, как холодно». Выступления у холериков всегда страстные. Им легко удается побуждать и призывать слушателей изменить жизнь, выступать в огромных аудиториях, «зажигать» толпу на площадях. Эмоциональное убеждение и внушение – вот главный конек таких ораторов.

Недостатком речевого стиля флегматика может быть некоторая сухость и излишняя лаконичность, особенно в ситуациях, где стоит раскрыться личностно и поделиться эмоциями – за праздничным столом, в компании.

У демонстративного характера речь выразительная, достаточно тонко выражает эмоции. Зачастую использует набор готовых штампов. Речь, можно сказать, утонченно конфликтогенная. Он не грубит, а язвит. Или даже не язвит, а подает завуалированные конфликтогенные посылы, стандартные, патентованные: вы меня утомляете, интересный вы человек, странный вы какой-то, я не с вами разговариваю...

У застревающего характера речь спокойная, без эмоционального окраса. Он использует описания, сравнения, объяснения, эпитеты.

Состояние аффекта отражается в аффектированной речи - речи с подчеркнуто преувеличенным выражением какого-либо чувства, настроения, характеризующейся неестественностью жестов, чрезмерной приподнятостью.

В качестве примера психолингвистического анализа рассмотрим описание речи А.Турбина из статьи А.А.Смирновой «Языковая личность и психотип человека (на примере анализа языка одного из персонажей романа «Белая гвардия» М.Булгакова)
Способ выражения эмоций А.Турбина можно соотнести с интровертированным типом характера. Языковая личность, соответствующая такому психотипу, обладает очень низкой контактностью, немногословностью. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они всегда отстаивают свои позиции. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твёрдых убеждений, принципиальность. Среди отрицательных черт можно выделить упрямство. На всё люди с таким типом характера имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной или резко отличаться от мнения других людей и тем не менее они продолжают её отстаивать несмотря ни на что.

М. Булгаков в этом герое ценит мужественную прямоту, верность чести. Понятие чести требовало защиты белого знамени, верности присяге, царю и Отечеству. Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, самоотречение императора. Поэтому, если император мёртв, «Да здравствует император!» Честь – это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими, слабыми или зависящими подчинёнными.

Алексей Турбин внешне старается не проявлять радости или страха, ведет себя сдержанно. Ярко передает он лишь эмоцию гнева, чаще всего через громкость голоса, жест. «Что ж это за подлецы!» – закричал Турбин.

Круг общения такого типа персонажей: семья, несколько близких друзей. Отличает этого персонажа обострённое чувство ответственности за другого человека, переживание за него. «Где Елена?» – озабоченно спросил старший. Он страдал при мысли, что Елена останется одна с Анютой в большой пустой квартире.

Глаза, взгляд передают большинство эмоций. Например, гнев: Турбин покрылся пятнами. Глаза горели.

Особенности характера отражаются и в лексике. В своих монологах герой часто старается не только высказать свою позицию, но и воздействовать на адресата. Поэтому речь во многих случаях строится как ораторская, в ней много конкретной лексики. «Мобилизация, – ядовито продолжал Турбин, – жалко, что вы не видели, что делалось вчера в участках».

Особую экспрессию вносят слова разговорные и просторечные, используемые героем в ситуациях эмоционального напряжения (живо, физиономия, мерзавцы, черти). Фразеологизмы придают выразительность словам Турбина, их он употребляет для предания значительности речи: «Да ведь если бы с апреля месяца он вместо того, чтобы ломать гнусную комедию, начал формировать корпуса…».

Активно использует герой в своей речи глаголы движения, направленного действия, что связано с составлением собственных планов действий или с самим родом его деятельности: «Анжу, надо бежать…».

Алексей Турбин практически не использует в своей речи междометия. Авторские комментарии действия характеризуют способ выражения мысли (ядовито продолжал, яростно закашлялся, пронзительно закричал).

На синтаксическом уровне герой, обладающий подобным типом характера, использует определённые конструкции. Турбин предпочитает распространённые и сложные предложения, ему присуще желание как можно подробнее передать, разъяснить свою позицию: «Сейчас мне самому ещё неизвестно, как сложится обстановка, но я думаю, что лучшее, на что может рассчитывать каждый – это быть отправленным на Дон».

В речи персонажа используются вводные слова, которые отражают индивидуальное отношение к событиям: «Может, кончится всё это когда-нибудь?», «Вероятно, карьерист, судя по физиономии».

В основном речь этого типа героев нацелена на диалогичность, в ней много обращений: «Послушайте!», «Помилуйте!».

Часто используется такое средство выразительности речи, как сравнение: «Не позже, чем через несколько часов, мы будем свидетелями катастрофы, когда обманутые и втянутые в авантюру люди вроде вас будут перебиты, как собаки».

Итровертированный тип характера у персонажей М. Булгакова имеет ряд особенностей. Персонажей отличают чувство ответственности, быстрота принятия решения, боль из-за происходящих событий. В эмоциональном плане герои чаще сдержанны, лишь ярко проявляет себя чувство гнева. Среди языковых средств, характеризующих этот тип характера, на лексическом уровне можно выделить использование разговорных и просторечных слов, эмоционально-экспрессивной лексики, глаголов движения; на синтаксическом уровне – вводные слова и обращения.

Таким образом, анализ языка М. Булгакова и исследование речи персонажа его произведения выводят нас на мысль, что вербально-семантический уровень организации языковой личности указывает на психотип человека (персонажа). Это демонстрирует, что психотип человека (персонажа) способен определять и регулировать выбор вербально-семантических средств. По анализу речевых характеристик персонажей произведения и психотипов мы можем предполагать поведение конкретного героя и языковые реализации эмоций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал