Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель Уилсона
Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона (Economic Ordering Quantity model — EOQ). Модель EOQ может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции, давая ответ на вопрос, какой объем запаса данного вида предприятие должно приобретать единовременно. Оптимальный размер заказа понимается как объем регулярных поставок, при котором обеспечивается необходимое предприятию количество запасов и минимизируются совокупные затраты по закупке и хранению запасов на складе. В основе расчета лежит деление всех затрат, связанных с запасами (за исключением расходов на их приобретение, общая сумма которых неизменна и зависит только от величины годового потребления данного вида запаса) на две группы в зависимости от изменения совокупных затрат при изменении объема партии заказа:
Очевидно, что с позиции минимизации первой группы затрат предприятию выгодно завозить сырье, материалы или товары для перепродажи как можно более высокими партиями. Чем больше размер каждой партии поставки, тем меньше количество заказов в течение рассматриваемого периода, соответственно ниже и совокупный размер операционных затрат по оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке. С позиции сокращения затрат второй группы выгодно максимально сократить количество запасов, находящихся в каждый момент на складе, вплоть до минимально допустимого нормативного уровня, поскольку большие размеры запасов влекут за собой и высокие операционные затраты по их хранению. Таким образом, с ростом размера партии заказа снижаются операционные затраты по размещению заказа (затраты первой группы) и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе организации (затраты второй группы) и наоборот. Модель EOQ позволяет оптимизировать размер партии заказа таким образом, чтобы совокупная сумма затрат была минимальной. Общие годовые затраты, связанные с хранением запасов TCC (Total Carrying Cost), рассчитываются по следующей формуле: TCC = C Q / 2. Годовые затраты, связанные с приобретением партии заказа TOC (Total Ordering Cost): TOC = F N = F S / Q. Совокупные годовые затраты, связанные с приобретением и хранением запасов TIC (Total Inventory Cost): TIC = TCC + TOC = C Q / 2 + F S / Q,, Использование данной модели предполагает целый ряд допущений, которые тем не менее не слишком ограничивают возможности ее практического применения:
— стоимость хранения единицы запаса в год, куда может входить:
— объем заказа в единицах продукции; — годовая потребность предприятия в рассматриваемом товаре (в тех же единицах, что и ); — число заказов в год, N = S / Q; — стоимость оформления партии заказа. Полученное выражение можно рассматривать как функциональную зависимость величины от объема партии заказа . Аналитическая формула для расчета оптимального размера партии заказа EOQ (Economic ordering quantity) имеет вид: EOQ = √ (2 F S / C). (Данная формула также называется «уравнение Уилсона».) Анализируя данную формулу, можно сделать выводы, полезные в практической деятельности предприятия:
Точкой возобновления заказа RP (Reorder Point) называется такое количество запаса на складе, при котором необходимо делать очередной заказ. Важно определить момент, когда предприятие должно заказывать новую партию товара. Величина зависит от интенсивности расходования данного вида запаса, времени, требуемого для изготовления и доставки партии заказа, и величины страхового резерва , определенного на предприятии для данного вида продукции: RP = RQ + DQ · T,
Для построения эффективных систем контроля над движением товарно-материальных запасов на предприятиях часто используют систему АВС. Система контроля над запасами ABC — это система объемно-стоимостного анализа, позволяющего разделить все виды запасов на группы в соответствии с объемами реализации и величиной получаемой прибыли. В большинстве случаев оказывается, что основной объем реализации (70-80%) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10-20%) — действие так называемого принципа Парето. Сосредоточение внимания на наиболее важных для предприятия товарах и изделиях позволяет более эффективно ими управлять, не расходуя лишние средства и время на менее значимые позиции. Суть данной системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их недостатка для хода операционной деятельности и финансовых результатов В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом исполнения заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе модели EOQ. Количество видов конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных финансовых результатов. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц. В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль над их движением осуществляется не чаще одного раза в квартал. 15. Методы расчета цены Целью любого предприятия и условиемего выживания является производство и сбытконкурентоспособной продукции. И если всепроблемы, возникающие на стадии производства, относятся к внутренним и решаются в пределахпредприятия или его отдельных подразделений, тодля ответа на вопросы, которые ставит сбыт, необходимо знание не только возможностейпредприятия, но и рынков, на которых оно работает. И одним из самых главных вопросовсбыта является: «Какую назначить цену?» Цена недолжна «отпугивать» потребителей, должнаподдерживать конкурентоспособность товара и приэтом покрывать издержки производства. Как известно, существует определенныйдиапазон цен, внутри которого может оперироватьпроизводитель. Нижняя его граница определяетсясебестоимостью товара, а верхняя —платежеспособным спросом, то есть нельзяустанавливать как демпинговую цену, так и ценузавышенную, по которой реализация товарастановится проблематичной. Расчет цены состоит из восьми этапов: 1) постановка целей и задачценообразования; 2) определение спроса; 3) оценка издержек производства; 4) анализ цен и качества товаровконкурентов; 5) выбор метода ценообразования; 6) расчет исходной цены; 7) учет дополнительных факторов; 8) установление окончательной цены. Настоящая работа посвящена анализуметодов ценообразования и их сравнительнойхарактеристике. Методы ценообразованияподразделяются на: · затратные (основа — собственные затраты); · с ориентацией на потребителя; · с ориентацией на конкурентов. Затратные методы ценообразования В настоящее время наиболее широкоприменяются следующие затратные методы: 1. Метод, основанный на определенииполных издержек, сущность которого сводится кследующему: сначала рассчитываются совокупныеиздержки (как сумма переменных и постоянныхзатрат), к ним прибавляется ожидаемая прибыль иполученный результат (ожидаемый доход отреализации) делится на планируемое количествовыпускаемой продукции. Основные недостатки данного метода: а) предприятие при установлении ценыориентируется только на собственные затраты ижелаемую прибыль, не учитывая ситуации на рынке, — в частности, относительно спроса, товаров и ценконкурентов и т.д.; б) возникает проблема распределенияпостоянных расходов между различными видамипродукции, что часто приводит к искажению ихсебестоимости. 2. Метод, ориентирующийся на прямыезатраты; цена устанавливается путем добавления кпеременным затратам наценки. При этом постоянныерасходы предприятия возмещаются за счет разницымежду доходом от реализации и суммой переменныхзатрат, которая называется маржинальнойприбылью. В данном случае может возникнутьпроблема недостаточности полученноймаржинальной прибыли при неточной оценкевозможных объемов сбыта. Общим недостатком затратных методовявляется то, что установление цен происходит безучета конъюнктуры рынка. Определение цены, ориентированной на потребителя Основным критерием при назначениицены является интегральная полезность товара, тоесть комплекс его полезных свойств.Предполагается, что эта полезность побуждаетпотребителя приобрести товар по установленнойцене. При высоком спросе цена, как правило, повышается. При низком — понижается. Определение цены, ориентированной на конкуренцию Конкуренция, сложившаяся на рынке, оказывает значительное влияние на установлениеконечной цены. Производитель не долженустанавливать более высокую по сравнению сконкурентами цену, если не может доказатьпревосходство своего товара. Если же он выводитна рынок товар-аналог, не имеющий значительныхотличий от уже имеющихся, то цена должна бытьустановлена на сложившемся уровне. Существуют следующие методыопределения цены на основе цен конкурентов. Метод текущей цены. Этот методиспользуется в основном на рынках, гдепредставлено большое количество однородныхтоваров, так как в этом случае возможностьвлияния предприятия-производителя на ценуограниченна. Поэтому в этих условиях главнойзадачей для фирмы является контроль издержек. Метод «запечатанного конверта», илитендерного ценообразования. Он используется втех случаях, когда среди компаний ведется борьбаза получение некоторого заказа и каждая из нихстарается предложить более низкую цену посравнению с ценой конкурентов. Оба этих метода не используются дляустановления цены на товары, отличающихся посвоим качествам от других. Эконометрические методы определения цен. Данныеметоды используются для расчета цены новоготовара, если на целевом рынке уже имеются егофункциональные заменители, выпускаемыеконкурентами, однако новый товар имеетзначительные отличия. 16. Планирование оптимальной цены продажи 17. Методика проведения объемно – стоимостного анализа АВС методом Этот вид анализа предполагает распределение номенклатуры на группы согласно объема реализации по позициям В большинстве случаев объемно-стоимостной анализ показывает, что основной объем реализации (70-80%) забей езпечуеться немногими номенклатурными позициями (10-20%) Соответственно расходы на управление запасами в основном зависят от динамики в этой ограниченной номенклатуре Это свойство запасов позволяет зас тосовуваты при управлении ими принцип Парето: в первую очередь подлежат контролю позиции, имеющие наибольший объем реализации или самую денежную (гривневую) активностьсть. Закон асимметричности распределения усилий затрачивают на достижение результата существует более 100 лет Иными словами, основную массу прибыли дает небольшая часть потраченных на это ресурсов, тогда как перев важна часть ресурсов является малоэффективной и на ее долю приходится лишь незначительный результат Впервые это установил в 1897 г итальянский социолог и экономист В Парето, который при изучении закономерностей накоп ичення и распределения материальных благ доказал, что 80% всех доходов приходится на 20% населения Согласно этому закону меньше усилий, затрат, вложений и причин ведет к большим результатам, прибыли и винагор от действительности, чтобы произошло именно так, необходимо сосредоточиться не на любых, и не на второстепенных, а только на ключевых позициях Хотя, по сути, это будет не чем иным, как отражением закона 20/80 В ре альном жизни, в том числе и бизнесе, есть множество примеров, подтверждающих существование закона 20/80: обычно 20% товаров или покупателей обеспечивают 80% денежного дохода от продажи, 20% предоставленных по слуг также определяют 80% доходов организации, с 20% клиентов заключается 80% сделок, за возникновение 80% брака или других дефектов ответственные 20% причин; упущен на 20% при продаже товара с более уе его себестоимость на 80% и т д Рассмотрим содержание АВС-анализа, обратившись к данным примера 11икладу 11.3. Пример 113 Компания \" Сандора\" объединяет 20 предприятий, производящих и реализующих на отечественном рынке соки Проведем ABC-анализ соковой продукции торговой марки \" Дар\", реализованной компанией в апреле 200_ г Ас сортимент товарной группы \" Дар\" включает 24 позиции Груз хранится на Восьмирядная стеллажном оборудовании на поддонах в пакетированном виде, отпускается целыми поддонами и все операции с ним п овнистю механизированные Всего за период было отпущено в торговлю 945 поддонов соков и нектаров \" Дар\" В таблице 114 представлены подробную информацию о реализованном ассортимент торговой марки \" Даро реалізований асортимент торгової марки " Дар" Таблица 114 Реализация продукции по товарной группе \" Дар\" в апреле 200_ г
На I этапе АВС-анализа перечисляется вся реализуемая продукция из товарной группы с указанием количества отгруженных поддонов На II этапе определяется доля каждой статьи отгруженной продукции, а затем все статьи разделяются на три категории: А, В и С К категории А войдет продукция с наибольшей долей от общей реализации (около 70-80%), далее формируется категория В (около 10-20%), оставшаяся часть, входит в категорию С Решение I этап АВС-анализа представлены в табл 114 II этап АВС-анализа предполагает группировки отгруженной продукции по товарной группе \" Дар\" в апреле 200_ г по категориям А, В и С Результаты этого этапа представлены в табл 115 Таблица 115 Группировка отгруженной продукции по товарной группе \" Дар\" в апреле 200_ г по категориям А, В и С
Проведенный АВС-анализ реализации в апреле 200_ г различного ассортимента соков и нектаров по товарной группе \" Дар\" позволяет сделать вывод, что 79, 89% отгруженных поддонов с продукцией пришлось всего в лишь на 6 позиций (со вкусом тропических фруктов, яблоки, лесных ягод, апельсина, персика и винограда) Доля категории В к общему объему реализации составила 16, 94%, категории С - 3, 17% С ц ого следует, что основное внимание при управлении запасами сосредотачиваться на продукции категории А, на которую приходятся основные инвестиционные расходы \" и поэтому запасы продукции именно этой категории круп е подходят для использования количественных приемов отношении продукции категории В используются количественные методы, но не такие подробные, как методы, применяемые для категорииані для категорії А. На практике считается нормальным, что на 10-15% запасов, хранящихся приходится 70-80% общих затрат на закупки Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то на 70-80% ценностей, сохранил ся, приходится около 10% общих расходов Поэтому управление затратами на закупку становится намного легче, если основное внимание уделять небольшой части фондасу. Кроме того, проведен АВС-анализ позволяет сделать выводы для складской службы компании Очевидно, что ассортимент по категории А следует размещать при их приеме по стеллажам на \" горячих л линиях \", поскольку без учета скорости оборота ассортимента значительно возрастет время и пробег техники за заключение на хранение и отбор для формирования заказа на ассортимент, быстро р еализуетьсеалізується. Следует отметить, что большинство систем управления запасами, которые используют на практике, включает сотни и даже тысячи наименований продукции, например, большой универмаг или завод-изготовитель абсолютных но естественно, что в подобной ситуации разные виды продукции будут или должны использоваться по-разному Поэтому целесообразно ограничить исследования теми товарами, которые имеют высокую годовую стоимость, не считая внимания продукцию с низкой Годовая стоимостьтю. Одним из способов практической реализации этого положения является составление списка всех видов продукции являются запасами, в порядке-падение годовой стоимости ее продажи Возможно, что в этом списке появится эффект т Парето, то есть около 20% товаров составят 80% общей стоимости Именно этим 20% видам продукции следует уделить первоочередное внимание, поскольку, как ожидается, эти товары позволят получить самых пре ьшу отдачу от исследований в области моделирования систем управления запасами Внутри этой группы товаров, имеющих высокую годовую стоимость, можно выделить различные виды продукции Одни товары попадают в эту группу, поскольку они используются в достаточных количествах, другие - ввиду достаточно высокой стоимости единицы продукциикції. Например, при обслуживании авиалиний используется огромное количество топлива, один литр которого стоит всего несколько гривен, однако годовой показатель стоимости топлива достаточно высок из-за большой и объем его потребления Кроме этого, есть запасные двигатели, годовая стоимость которых также высока, поскольку каждый двигатель достаточно дорогой И тот, и другой товар скорее окажутся в числе наименование продук ции из списка, составляя 20% товаров с высокими показателями годовой стоимости, однако, способы моделирования задач управления запасами для каждого из названных товаров будут разнразнні. Проблемы, связанные с наличием нескольких видов продукции, могут еще больше усугубляться при ограничении на складские мощности или финансовые ресурсы, отпущенные на создание запасов продукции практической чно любой магазин это большой склад Наличие прилавков или свободной площади является лимитирующим фактором, строго определенным с точки зрения планирования каждого конкретного магазина В этом случае администрация по должна решить, какой простор следует выделить для каждого вида продукцииції. Исследования по совершенствованию систем управления запасами и изучения спроса потребителя в крупных универмагах ведутся уже много лет Например, штрих-коды, автоматизированные контрольно-кассовые пу ункты, микрокалькуляторы - все это результаты усилий администрации магазинов по обеспечению на своих местах необходимых товаров в определенные моменты времяу. Большинство систем управления запасами включает сразу несколько магазинов, например центральный универмаг, который осуществляет поставки продукции в мелкие, подчиненные ему, магазины В этой ситуации администрации й приходится принимать решения, какие товары следует беречь и продавать только в центральном универмаге, какие - только в мелких магазинах, а какие и в центральном, и в подчиненных ему магазинах Кроме того, администрация центрального универмага должна решить, в каком объеме с какой частотой следует заказывать каждый вид товаров Необходимо сопоставить издержки хранения запасов на различных уровнях с администратором ивнимы и транспортными расходами, связанными с частотой доставки товаров центрального универмага в подчиненные ему магазинини. Математическую модель, описывающая подобные проблемы, можно построить только при условии принятия достаточно большого количества упрощающих предположений Если система управления запасами является такой сложной, гораздо кор риснишимы при ее моделировании могут оказаться имитационные методи.
|